Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В присутствии представителей:
От заявителя жалобы ООО "АЛЬФА": Дерен Екатерина Викторовна, представитель по доверенности от 02.04.2023;
От заказчика - ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Хабаровск): Хомиченко Дарья Алексеевна, представитель по доверенности N30 от 31.03.2023; Лумпов Вадим Васильевич, представитель по доверенности N27АА1478528 от 18.09.2019.
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА" и материалы дела N027/06/106-489/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "АЛЬФА" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Хабаровск) (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий для аритмологии (извещение N 0322100002523000086).
Заявитель указывает в своей жалобе на составление описания объекта закупки (технического задания) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, установленные заказчиком характеристики и объединение товаров разных производителей в один лот, установление требований к сроку поставки - 10 дней, а также невозможность заранее определить объем подлежащих к поставке изделий, влекут ограничение количества участников закупки.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N0322100002523000086 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 23.03.2023.
Объект закупки: поставка медицинских изделий для аритмологии.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9045700,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 23.03.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 03.04.2023 10:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 05.04.2023, в ходе осуществления закупки поступило 3 заявки, все заявки признаны закупочной комиссией соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым полагают доводы жалобы необоснованными в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/106-489/2023, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Как установлено п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога.
Согласно п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N4н утверждена номенклатурная классификации медицинских изделий по видам (далее - Классификация). Классификация содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Согласно Приказу Минздрава России от 06.06.2012 N4н классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом, медицинские изделия, имеющие различные числовые обозначения, не могут быть предметом одного лота, при превышении НМЦК, определенной Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 г. N620.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила N145).
Согласно п. 1 Правил N145 настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - каталог, КТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п.п. "б" п. 2 Правил N145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил N145 Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил N145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Пунктом 6 Правил N145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил N145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Как установлено материалами дела предметом закупки являются поставка медицинских изделий для аритмологии, согласно извещению об осуществлении закупки заказчику необходимо поставить:
Катетер для системы картирования сердца/радиочастотной абляции сердца, одноразового использования (Код позиции КТРУ 32.50.13.110-00004973, данная позиция КТРУ соответствует коду номенклатурной классификации медицинских изделий по видам - 178160, коду ОКПД2 - 32.50.13.110).
Катетер для системы картирования сердца/радиочастотной абляции сердца, одноразового использования (Код позиции КТРУ 32.50.13.110-00004973, данная позиция КТРУ соответствует коду номенклатурной классификации медицинских изделий по видам - 178160, коду ОКПД2 - 32.50.13.110).
Катетер для системы картирования сердца/радиочастотной абляции сердца, одноразового использования (Код позиции КТРУ 32.50.13.110-00004816, данная позиция КТРУ соответствует коду номенклатурной классификации медицинских изделий по видам - 178160, коду ОКПД2 - 32.50.13.110)
Заказчиком, в соответствии с КТРУ, а также исходя из потребности установлены следующие характеристик медицинских изделий:
1) Катетер для системы картирования сердца/радиочастотной абляции сердца, одноразового использования. Датчик давления на ткань: Неважно. Диаметр катетера, Fr: 7. Длина дистального кончика: 4 Миллиметр. Длина катетера: 105 и
110 Сантиметр. Наличие петли: Нет. Температурный датчик: Да. Тип проводимойаблации: Конвекционные. Управление: Мультиплоскостные. Межэлектродное расстояние должно быть 2-5-2 мм - обеспечивает наилучшие условия для восприятия сигнала и стимуляции. Количество электродов: не менее 4 - обеспечивает возможность регистрации ЭКГ минимум по двум каналам, которая необходима для контроля эффективности и безопасности аблации. Мультикривизна в диапазоне 40-60 мм - обеспечивает возможность оптимального позиционирования катетера при различных размерах и вариантах анатомии камер сердца.
Под установленные характеристики товара подходят изделия двух производителей: Электрод для абляции: RF Marinr (РЗН 2015/2628 от 03.11.2015 Medtronic); Катетеры для кардиохирургии AiCath TC G FullCircle Red (ФСЗ 2011/09261 от 14.03.2011 Vascomed).
2) Катетер для системы картирования сердца/радиочастотной абляции сердца, одноразового использования. Датчик давления на ткань: Неважно. Диаметр катетера, Fr: 7. Длина дистального кончика: 4 Миллиметр. Длина катетера: 105 и
110 Сантиметр. Наличие петли: Нет. Температурный датчик: Да. Тип проводимойаблации: Конвекционные. Управление: Мультиплоскостные. Межэлектродное расстояние должно быть 2-5-2 мм - обеспечивает наилучшие условия для восприятия сигнала и стимуляции. Количество электродов: не менее 4 - обеспечивает возможность регистрации ЭКГ минимум по двум каналам, которая необходима для контроля эффективности и безопасности аблации. Мультикривизна в диапазоне 55-75 мм - обеспечивает возможность оптимального позиционирования катетера при различных размерах и вариантах анатомии камер сердца.
Под установленные характеристики товара подходят изделия двух производителей: Электрод для абляции: RF Marinr (РЗН 2015/2628 от 03.11.2015 Medtronic); Катетеры для кардиохирургии AiCath TC G FullCircle Green (ФСЗ 2011/09261 от 14.03.2011 Vascomed).
3) Катетер для системы картирования сердца/радиочастотной абляции сердца, одноразового использования. Диаметр катетера, Fr: 7.5. Длина дистального кончика: 4.5 Миллиметр. Длина катетера: 105 и
110 Сантиметр. Наличие петли: Нет. Тип проводимой аблации: Орошаемые с открытым контуром орошения. Управление: Мультиплоскостные. Наличие магнитного датчика - позволяет визуализировать кончик катетера в пространстве с помощью системы электрофизиологической навигационной Rhythmia**, установленной у Заказчика, без использования рентгена. Количество ирригационных отверстий: не менее 6 - обеспечивает надежное орошение и минимизацию нагрева проксимальной части катетера. Двойная камера орошения - увеличение количества камер орошения способствует уменьшению риска тромботических осложнений за счет дополнительного охлаждения кончика. Температурный датчик термопара - необходим для контроля температуры в точке воздействия. Количество электродов: не менее 4 - предназначено для диагностики и верификации механизма аритмий. Количество микроэлектродов, равноудалённо расположенных на аблационном (дистальном) электроде: не менее 3 - обеспечивает высокоплотное картирование и определение локального сигнала, что уменьшает количество воздействий и даёт информацию о наличие локального потенциала.
При этом, как следует из пояснений заказчика все указанные катетеры являются для заказчика взаимозаменяемыми, что позволяет поставщику поставлять те виды катетеров, которые у него есть в наличии.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничили право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах внеплановой проверки отсутствуют, заявителем в Хабаровское УФАС России не представлено.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о проведении аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
Таким образом, Заказчиком закупаются медицинские изделия соответствующие одному коду номенклатурной классификации медицинских изделий по видам - 178160, при этом по двум позициям закупаемого товара соответствует медицинские изделия как минимум двух производителей. Установление заказчиком срока поставки 10 дней, и невозможность заранее определить объем подлежащих к поставке изделий определены спецификой деятельности заказчика, и необходимостью оперативной поставки изделий для плановых, а также внеплановых операций, и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. При этом, на участие в закупке подано три заявки, что также подтверждает возможность исполнения условий извещения об осуществлении закупки. Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав представленные материалы дела, не усматривает в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, в связи с чем, жалоба заявителя признается необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АЛЬФА" на действия заказчика - ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Хабаровск) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий для аритмологии (извещение N 0322100002523000086) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 апреля 2023 г. N 7-1/116
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2023