Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
в присутствии представителей заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Хабаровск) Ильиных Л.В. по доверенности от 03.04..2023 N 32, Хомиченко Д.А. по доверенности от 31.03.2023 N 30, Лумпова В.В. по доверенности N 27АА 1478528,
в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ТМС" (о дате, времени и месте рассмотрения Общество уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТМС" (далее также - ООО "ТМС", Общество) и материалы дела N 027/06/106-401/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ТМС" на действия заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Хабаровск) (далее также - ФГБУ "ФЦССХ" (г. Хабаровск), заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий для реанимации (Извещение N 0322100002523000075).
По мнению заявителя, при описании объекта закупки заказчик установил характеристики товара таким образом, что в совокупности всех установленных характеристик поставка товара ограничена конкретным производителем BBraun, что приводит к ограничению конкуренции участников закупки.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322100002523000075 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 22.03.2023.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: поставка медицинских изделий для реанимации.
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 982 653,60 рублей.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлены заявки всех участников закупки, а также отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/106-401/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Как установлено п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении спорной закупки объектом закупки является поставка медицинских изделий для операционного блока.
В извещении установлен код КТРУ - 32.50.13.110-00005159 "Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования", дата начала обязательного применения позиции каталога 01.07.2019 бессрочно.
Согласно позиции КТРУ 32.50.13.110-00005159, размещенной в ЕИС, указанная позиция имеет наименование товара, работы, услуги "Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования" и код по ОКПД2 - 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты".
В силу ч. 5 ст. 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 2 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
П. 12 Правил формирования КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно подп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Как следует из п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При формировании объекта закупки заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Описание объекта закупки установлено в разделе "Описание объекта закупки" извещения о проведении закупки (далее - Описание объекта закупки).
Как следует из пояснений заказчика, при формировании Описания объекта закупки заказчик исходил из потребности в товаре данного вида и достижении стоящих перед ним задач. Характеристики медицинских изделий, являющихся объектом закупки, указанные в описании объекта закупки, определены с учетом профиля и целей деятельности данного медицинского учреждения, а также практикой и результатами применения медицинских изделий для реанимации в данном медицинском учреждении. Также при определении требований заказчик ориентируется на эффективность расходования денежных средств, что подразумевает сопоставление эффекта с затратами.
В описание объекта закупки внесены важные характеристики, имеющие большое клиническое значение.
ЭКГ-кабель необходим для контроля корректного расположения кончика катетера для снижения риска катетер-ассоциированного тромбоза и дисфункции катетера. Методика контроля положения кончика катетера по внутрипредсердной ЭКГ является для заказчика предпочтительной в силу наличия необходимого оборудования и возможности осуществления в режиме реального времени во время катетеризации без необходимости прерывать стерильную манипуляцию.
Калибры дистального и проксимального каналов 11G являются оптимальными с точки зрения соотношения размера и скорости потока через канал. Катетер должен иметь высокую пропускную способность для обеспечения массивной инфузионной терапии или проведения заместительной почечной терапии. Размер указан в G (Гейдж) и соответствует диапазону значений в миллиметрах от 2,950 до 3,150. Необходимости указывать диапазон значений в гейджах в данной ситуации нет.
Длина пункционной иглы 70-73 мм оптимальна с точки зрения возможности обеспечения ультразвукового контроля катетеризации со сканированием как по короткой, так и по длинной оси.
Адгезивный фиксатор для бесшовной фиксации необходим в педиатрических наборах для снижения риска инфекционных осложнений и снижения травматичности манипуляции за счет отказа от подшивания катетера к коже ребенка.
Таким образом, в конкретной ситуации предмет электронного аукциона был сформирован в соответствии с потребностями бюджетного учреждения, особенностями оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
По общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Законодательство о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам оборудования, изделий и не предусматривает ограничения по включению в извещение о проведении закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав представленные материалы дела, не усматривает в действиях заказчика нарушений требований Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, жалоба заявителя признается необоснованной.
Заявителем не представлены доказательства невозможности подачи заявки другими участниками, в том числе и невозможность поставки оборудования, с указанными в Описании объекта закупки характеристиками, широким кругом лиц, что могло бы привести к ограничению конкуренции.
Отсутствие товара с обжалуемыми характеристиками у заявителя не может свидетельствовать об отсутствии указанного товара на российском рынке.
Требуемый к поставке товар свободно обращается на рынке и может быть поставлен любым физическим или юридическим лицом. Заказчик не устанавливает ограничивающих конкуренцию требований, в том числе, к наличию товара на складе потенциального поставщика при проведении торгов - товар может быть приобретен в свободном порядке после признания конкретного лица победителем.
Что касается характеристик товаров, указанных, в том числе и на сайтах производителей данного товара, либо в иных источниках, указанная информация не может рассматриваться в качестве достоверного и официального источника получения информации.
Действующее законодательство не возлагает на хозяйствующих субъектов обязанности размещать информацию о производимых ими товарах на каких-либо сайтах в сети Интернет либо в иных источниках.
Кроме того, указанная информация, размещенная на сайте производителя или продавца, указанная в каталоге производителя на момент ее рассмотрения, может быть уже не актуальна.
Характеристики товаров, указанные, в том числе и на сайтах производителей данного товара, либо в иных источниках могут быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара либо производственной необходимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТМС" на действия заказчика - ФГБУ "ФЦССХ" (г. Хабаровск) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий для реанимации (Извещение N 0322100002523000075) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 апреля 2023 г. N 7-1/95
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2023