Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в отсутствии представителей:
- от заказчика - Управление Судебного департамента в Сахалинской области, от заявителя индивидуального предпринимателя Князевой Ольги Николаевны (далее - ИП Князева О.Н.) - представители не явились, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Князевой О.Н. и материалы дела N027/06/106-525/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Князевой О.Н. на действия заказчика - Управление Судебного департамента в Сахалинской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку офисной бумаги для принтеров и копировально-множительных аппаратов для нужд судов Сахалинской области (извещение N0161100002323000031).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), по существу выражающиеся в неправомерных требованиях к описанию объекта закупки, ограничивающих конкуренцию, отсутствия обоснования применительно к характеристикам, отсутствующим в каталоге товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также в неуказании обязательной характеристики для применения.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0161100002323000031 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 27.03.2023.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: поставка офисной бумаги для принтеров и копировально-множительных аппаратов для нужд судов Сахалинской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 209 350,00 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 27.03.2023.
Дата окончания срока подачи заявок: 04.04.2023.
Дата подведения итогов - 06.04.2023.
В ходе проведения проверки Заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которыми считают жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/106-525/2023, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.ч. 5, 6 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N1 постановления Правительства N 145) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N2 постановления Правительства N145).
В силу подп. "б" п. 2 Правил N 2 постановления Правительства N145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п. 4 Правил N 2 постановления Правительства N145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений Правил N2 постановления Правительства N 145 следует, что при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренным каталогом заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога.
В силу п. 5 Правил N 2 постановления Правительства N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
П. 6 Правил N 2 постановления Правительства N145 определено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены следующее описание товара, работы, услуги для бумаги для офисной техники белая (позиция КТРУ 17.12.14.129-00000025):
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Количество листов в пачке (характеристика не является обязательной для применения) |
|
Штука |
|
Штука |
|
|
Штука |
|
|
Штука |
|
|
Штука |
|
500 |
Штука |
|
Масса бумаги площадью 1м2 (характеристика является обязательной для применения) |
|
Грамм |
Формат (характеристика является обязательной для применения) |
A4 |
|
Извещением о проведении данного электронного аукциона установлена следующая информация об объекте закупки:
Код позиции |
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Ед. измерения |
Количество (объем работы, услуги) |
Цена за ед., |
Стоимость, |
17.12.14.129-00000025 |
Бумага для офисной техники белая Количество листов в пачке 500 шт Формат A4 |
Пачка |
5 665,00 |
390,00 |
2 209 350,00 |
Итого: 2 209 350,00 руб. |
Приложением N1 к извещению о проведении электронного аукциона "Описание объекта закупки" заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики товара:
Характеристика: |
|
Размер |
210 х 297, формат А4 |
Тип |
офисная белая, для принтеров, копиров, МФУ |
Класс |
не ниже "В" |
Яркость |
не менее 97% ISO не более 98% ISO |
Белизна |
не менее 161% CIE не более 162% CIE |
Плотность |
не менее 80 грамм/м |
Количество листов в упаковке |
не менее 500 |
Непрозрачность |
не менее 91% не более 94%. |
Толщина |
не менее 104 микрон; не более 107 микрон. |
Также приложением N1 к извещению о проведении электронного аукциона "Описание объекта закупки" установлено следующее: Требования к пачке офисной бумаги: Каждая пачка должна состоять не менее чем из 500 листов и не более 550 листов бумаги формата А4, каждая пачка бумаги должна быть обёрнута в плотную бумажную обертку которая должна иметь маркировки, наклейки, лицензионные и авторские знаки, определяемые законодательством Российской Федерации. Упаковки бумаги должны быть сложены в коробки. Коробки должны быть выполнены из плотного твердого картона и иметь правильную геометрию. Качество геометрии коробки должно обеспечивать безопасность транспортировки товара и сохранность в течение всего срока хранения. Коробки с товаром должны иметь маркировки, наклейки, лицензионные и авторские знаки надписи на русском языке, определяемые законодательством Российской Федерации.
Таким образом, требования к товару в извещении противоречат требованиям в приложении N1 к извещению о проведении электронного аукциона "Описание объекта закупки".
Вместе с тем, заказчиком в приложении N1 к извещению о проведении электронного аукциона "Описание объекта закупки" не установлено обоснование установления дополнительных функциональных, технических и качественных характеристик, а именно:
1) тип - офисная белая, для принтеров, копиров, МФУ;
2) класс - не ниже "В";
3) яркость - не менее 97% ISO не более 98% ISO;
4) белизна - не менее 161% CIE не более 162% CIE;
5) плотность - не менее 80 грамм/м не более 82 грамм/ м
;
6) требования к пачке офисной бумаги: Каждая пачка должна состоять не менее чем из 500 листов и не более 550 листов.
Обязательная для применения характеристика для бумаги для офисной техники белая (позиция КТРУ 17.12.14.129-00000025) "Масса бумаги площадью 1м2" заказчиком не применена.
Таким образом, в нарушение ч. 5, 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п. 5, 6 Правил N145, заказчиком при описании объекта закупки не применены обязательные характеристики, предусмотренные КТРУ, а также отсутствует обоснование установления дополнительных функциональных, технических и качественных характеристик.
Поскольку, Заказчиком допущено нарушение требований ч. 5, 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не повлияли и не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), на участие в данном электронном аукционе поданы заявки 3 участников, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
Довод заказчика Управления Судебного департамента в Сахалинской области, что жалоба ИП Князевой поступила за пределами срока подачи заявок отклоняется Комиссией Хабаровского УФАС России на основании следующего.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
1) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений;
2) жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Дата и время начала срока подачи заявок - 27.03.2023 14:56 (МСК+8).
Дата и время окончания срока подачи заявок - 04.04.2023 12:00 (МСК+8).
Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок дата размещения жалобы ИП Князевой соответствует дате 03.04.2023.
Таким образом, жалоба ИП Князевой на действия заказчика Управления Судебного департамента в Сахалинской области подана в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Князевой О.Н. на действия заказчика - Управление Судебного департамента в Сахалинской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку офисной бумаги для принтеров и копировально-множительных аппаратов для нужд судов Сахалинской области (извещение N0161100002323000031) обоснованной.
2. Признать заказчика - Управление Судебного департамента в Сахалинской области нарушившим требования ч. 5, 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела N027/06/106-525/2023 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10 апреля 2023 г. N 7-1/101
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023