Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В отсутствии представителей:
От заявителя жалобы ООО "НеваРостМед" представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
От заказчика - КГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края, представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом.
В ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России 10.04.2023 объявлялся перерыв до 11.04.2023.
рассмотрев жалобу ООО "НеваРостМед" и материалы дела N027/06/106-526/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "НеваРостМед" (далее - Заявитель) на действия заказчика - КГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения проведения запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: тренажер для пассивной разработки кистей рук с обратной связью, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N0322200002123000106).
Заявитель указывает в своей жалобе на составление Заказчиком описания объекта закупки (технического задания) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, установленные заказчиком характеристики влекут ограничение количества участников закупки.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N0322200002123000106 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 29.03.2023.
Объект закупки: поставка медицинских изделий: тренажер для пассивной разработки кистей рук с обратной связью, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10133800,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 29.03.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 05.04.2023 07:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок в электронной форме от 07.04.2023 N0322200002123000106, в ходе осуществления закупки поступила 1 заявка, заявка признана закупочной комиссией соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым полагают доводы жалобы необоснованными в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/106-526/2023, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Как установлено п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила N145).
Согласно п. 1 Правил N145 настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - каталог, КТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п.п. "б" п. 2 Правил N145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил N145 Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил N145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Пунктом 6 Правил N145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил N145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В рассматриваемом случае объектом закупки является тренажер для пассивной разработки кистей рук с обратной связью для правой и левой кисти одновременно. Установление заказчиком требования к тренажеру для пассивной разработки кистей рук с обратной связью установлены исходя из требований и особенностей работы при проведении двигательной реабилитации пациентов после инсульта, травмы или ДЦП.
Так, в результате инсульта нарушается межполушарное взаимодействие, доминирующую позицию занимает непораженное полушарие. Бимануальная реабилитационная стратегия выравнивает межкорковую ассиметрию (создаётся междуполушарный баланс), одновременное и попеременное использование двух кистей во время одной реабилитационной сессии увеличивает активность нейронов в обоих полушариях до 71%.
Таким образом, бимануальная (двурукий антропоморфный экзоскелет) стратегия более эффективна и продуктивна, чем моно при реабилитации. Кроме того, использование двух кистей позволяет значительно сократить время необходимое для реабилитации пациентов.
Каталог товаров, работ, услуг не содержит позицию с тренажером для пассивной разработки кистей рук с обратной связью для правой и левой кисти одновременно, следовательно, заказчик формирует описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Как установлено материалами дела, заказчиком установлены характеристики поставляемого товара исходя из своих потребностей в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничили право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах внеплановой проверки отсутствуют, заявителем в Хабаровское УФАС России не представлено.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о проведении аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав представленные материалы дела, не усматривает в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, в связи с чем, жалоба заявителя признается необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НеваРостМед" на действия заказчика - КГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: тренажер для пассивной разработки кистей рук с обратной связью, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N0322200002123000106) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 апреля 2023 г. N 7-1/123
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023