рассмотрев материалы дела N 7-3/211 по обращению Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об - ООО "Грандпроект" (ИНН 1435341417 / КПП 143501001), а также о генеральном директоре/учридетеле общества Самсоновой Ольге Артуровне (ИНН 143102473793), в связи с односторонним отказом от исполнения контракта N2121188109022000000000000 / 9-2ЭА-МВД-2021 от 26.04.2021 на выполнение работ по инженерным изысканиям и корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г.Нюрба, Республика Саха (Якутия)" (далее-Объект) с получением положительного заключения государственной экспертизы инженерных изысканий и откорректированной проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа) (извещение N0116100001421000009) и факта ненадлежащего исполнения условий договора участника осуществления закупки ООО "Гранпроект",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N1078), принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Государственный контракт N2121188109022000000000000 / 9-2ЭА-МВД-2021 от 26.04.2021 на выполнение работ по инженерным изысканиям и корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г.Нюрба, Республика Саха (Якутия)" (далее-Объект) с получением положительного заключения государственной экспертизы инженерных изысканий и откорректированной проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа) между Министерством внутренних дел по Республике Саха (Якутия) и ООО "Гранпроект" заключен по результатам проведения электронного аукциона N0116100001421000009.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 198 700,00 руб.
В соответствии с п. 1.1 контракта государственный заказчик поручает, а Головной исполнитель принимает на себя обязательства в соответствии с условиями Контракта, аукционной документацией и Заданием (приложение N 1 к Контракту), действующими нормами и правилами, за свой риск, собственными и привлечёнными силами и средствами в сроки, указанные в Графике выполнения работ (приложение N 2 к Контракту), выполнить работы по инженерным изысканиям и корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г. Нюрба, Республика Саха (Якутия)" (далее - Объект) с получением положительного заключения государственной экспертизы инженерных изысканий и откорректированной проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа) и передать Государственному заказчику готовую проектно-сметную документацию и технические отчеты по результатам инженерных изысканий по Акту приема-передачи проектно-сметной документации (приложение N 3 к Контракту) и исключительное право на использование данной документации, а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях Контракта.
Согласно п. 1.3 контракта контракт заключен в целях выполнения государственного оборонного заказа с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона 44-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по результатам проведения электронного аукциона (Протокол от 13.04.2021 N 9-2ЭА-МВД-2021).
Пунктом 1.4 контракта установлены требования к результату работы:
1.4.1. Откорректированная проектно-сметная документация и результаты инженерных изысканий должны отвечать требованиям Задания (приложение N 1 к Контракту), требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, если такие требования предъявляются действующим законодательством Российской Федерации.
1.4.2. Работы по корректировке проектно-сметной документации и инженерным изысканиям должны быть выполнены в полном объеме, с получением положительных заключений государственной экспертизы инженерных изысканий, подготовленной проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта в соответствии с действующим законодательством РФ, в сроки, указанные в Графике выполнения работ (приложение N 2 к Контракту).
Экспертиза проектной документации и инженерных изысканий, а также проверка достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства на основании п. 69 раздела II Указа Президента РФ от 30.09.2016 N 510 осуществляется Федеральным казенным учреждением "Центр государственной экспертизы в отношении объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" на безвозмездной основе (п. 1.5 контракта).
В соответствии с п. 2.1 контракта цена Контракта составляет 2 110 752 руб. 00 коп., НДС не облагается (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Авансирование работ Головному исполнителю не предусматривается.
Согласно п. 4.1 контракта срок выполнения работ по Контракту:
4.1.1. Дата начала выполнения работ: со дня, следующего за днём подписания Контракта.
4.1.2. Дата окончания работ согласно Графика выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
Государственный заказчик вправе требовать от Головного исполнителя надлежащего выполнения обязательств в соответствии с п. 1.1 Контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков; требовать от Головного исполнителя устранения всех недостатков, выявленных при проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и (или) проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (п. 5.1.1, 5.1.2 контракта).
Головной исполнитель обязан своими силами и средствами осуществить сбор исходно-разрешительной документации, необходимой для выполнения работ по Контракту (п. 5.4.4 контракта); своевременно и надлежащим образом провести инженерные изыскания и откорректировать проектно-сметную документацию на строительство Объекта согласно Заданию (приложение N 1 к Контракту), в объемах, в сроки и на условиях, предусмотренных Контрактом (п. 5.4.5 контракта); своевременно и надлежащим образом выполнить работы по корректировке проектно-сметной документации на строительство Объекта, в соответствии с Заданием (приложение N 1 к Контракту), согласно Графику выполнения работ (приложение N 2 к Контракту), в сроки и на условиях, установленных п. 1 Контракта (п. 5.4.7 контракта); обеспечить соответствие выполняемых работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, нормативных актов МВД России и настоящим Контрактом (п. 5.4.8 контракта).
Головной исполнитель обязан не позднее 20.09.2021 завершить работы по пункту N 1 Графика выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) и передать Государственному заказчику по Акту приема-передачи проектно-сметную документацию и результаты инженерных изысканий. Подготовить необходимый пакет документов для направления откорректированной документации в уполномоченное на проведение государственной экспертизы государственное учреждение. Не позднее 21.09.2021, совместно с Государственным заказчиком, направить разработанную документацию и подготовленный пакет документов в уполномоченное на проведение государственной экспертизы государственное учреждение для проведения государственной экспертизы проектной документации и проверки определения достоверности сметной стоимости строительства Объекта (п. 5.4.23, 5.4.24 контракта).
По завершению работ, предусмотренных пунктом N 1 Графика выполнения работ (приложение N 2 к Контракту) Головной исполнитель письменно уведомляет Государственного заказчика о факте окончания выполнения работ и передает ответственному представителю Государственного заказчика подготовленную проектно-сметную документацию и результаты инженерных изысканий по Акту приема-передачи. Результатом выполненных работ, предусмотренных пунктом N 1 Графика выполнения работ, являются: технические отчеты по результатам инженерных изысканий, проектная документация (на стадии "П"), согласованная с заказчиком, ресурсоснабжающими и иными заинтересованными организациями, в одном экземпляре на бумажном носителе и одном экземпляре на электронном носителе (в формате PDF, JPG, DWG с подписями ГИПа и исполнителей), а также сметная документация в одном экземпляре на бумажном носителе и одном экземпляре на электронном носителе в электронном формате программы, в которой она была разработана, пояснительная записка в формате MicrosoftWord (п. 6.1 контракта).
По завершению работ, предусмотренных пунктом N 2 Графика выполнения работ (приложение N 2 к Контракту), Головной исполнитель письменно уведомляет Государственного заказчика о факте окончания выполнения работ и передает ответственному представителю Государственного заказчика проектную документацию, технические отчеты по результатам инженерных изысканий, прошедшие государственную экспертизу проектной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы (на стадии "П", включая проверку достоверности определения сметной стоимости), а также разработанную рабочую документацию (на стадии "Р") по Акту приема-передачи. Проектная документация (стадия "П"), прошедшая государственную экспертизу, предоставляется в 1-м экземпляре на бумажном носителе и 1-м экземпляре на электронном носителе (в формате PDF, JPG, DWG с подписями ГИПа и исполнителей). Рабочая документация (стадия "Р") и технические отчеты по результатам инженерных изысканий предоставляются в 5-и экземплярах на бумажном носителе и в 1-м экземпляре на электронном носителе (в формате PDF, JPG, DWG с подписями ГИПа и исполнителей), а также 5-ть экземпляров сметной документации в электронном формате программы, в которой она была разработана, пояснительная записка в формате MicrosoftWord (п. 6.2 контракта).
В течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения от Головного исполнителя документов, указанных в п. 6.2. Контракта, Государственный заказчик проводит экспертизу результатов исполнения обязательств Головным исполнителем по Контракту на предмет соответствия выполненных работ аукционной документации и Заданию (приложение N 1 к Контракту), а также требованиям и условиям Контракта. В случае привлечения Государственным заказчиком к проведению экспертизы сторонних экспертов или сторонних экспертных организаций срок экспертизы по Контракту не может превышать 30 (тридцать) дней (п. 6.3 контракта).
По результатам экспертизы исполнения обязательств, предусмотренной п. 6.3., Государственный заказчик составляет Заключение об исполнении или ненадлежащем исполнении Головным исполнителем обязательств по Контракту. На основании такого Заключения Государственный заказчик передает Головному исполнителю подписанный со своей стороны один экземпляр Акта выполненных работ (приложение N 3 к Контракту) или мотивированный отказ от его подписания (п. 6.4 контракта).
В случае получения мотивированного отказа Государственного заказчика от подписания Акта выполненных работ (приложение N 3 к Контракту), Головной исполнитель обязан рассмотреть мотивированный отказ и устранить замечания в срок, указанный Государственным заказчиком в мотивированном отказе (п. 6.5 контракта).
В соответствии с п. 11.1 контракта за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Согласно п. 12.1 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта.
Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в случаях:
а) если Головной исполнитель существенно нарушает сроки, указанные в п. 4.1, п.п. 5.4.20, 5.4.22, 5.4.23, 5.4.24 Контракта, а также в Графике выполнения работ (приложение N 2 к Контракту). Существенным признаётся срок, превышающий 5 рабочих дней;
б) если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работ в установленный Государственным заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, либо не устранены после повторного письменного извещения Головного исполнителя Государственным заказчиком (п. 12.2 контракта).
Государственный заказчик вправе провести экспертизу выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (п. 12.3 контракта).
Если Государственным заказчиком проведена экспертиза исполнения обязательств по Контракту с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Государственным заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Государственного заказчика от исполнения Контракта (п. 12.4 контракта).
Приложением N1 к контракту стороны согласовали задание на корректировку проектно-сметной документации по объекту капитального строительства: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г. Нюрба, Республика Саха (Якутия)".
Приложением N1А к контракту стороны согласовали техническое задание на корректировку проекта: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г. Нюрба, Республика Саха (Якутия)".
Приложением N1Б к заданию на проектирование стороны согласовали проектно-сметная документация по объекту: "Строительство здания ИВС на 50 мест для пристроя к зданию отдела МВД России по Нюрбинскому району, г. Нюрба, Республика Саха (Якутия)".
Приложением N2 к контракту стороны согласовали график выполнения работ по инженерным изысканиям и корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г. Нюрба, Республика Саха (Якутия)":
N п/п |
Наименование выполняемых видов работ |
Сроки начала выполнения отдельных видов работ |
Сроки окончания выполнения отдельных видов работ |
1 |
Инженерные изыскания; корректировка проектно-сметной документации; согласование проектно-сметной документации с заказчиком, ресурсоснабжающими и иными заинтересованными организациями. |
со дня следующего, за днём подписания государственного контракта |
20 сентября 2021 года |
2 |
Прохождение государственной экспертизы проектной документации (на стадии "П", включая проверку достоверности определения сметной стоимости) и результатов инженерных изысканий с получением положительного заключения государственной экспертизы. Разработка проектной документации на стадии "Р" и выдача заказчику. |
21 сентября 2021 года |
25 декабря 2021 года |
Примечание:
1. Дата начала выполнения работ: со дня, следующего за днём подписания Контракта.
2. Не позднее 30 календарных дней со дня подписания Контракта предоставить разработанный и согласованный эскизный проект объекта (АГО) с отображением ограждения, всех зданий и сооружений, МАФ, проездов и площадок в двух цветных вариантах колеровки фасадов (1 экземпляр на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде).
3. Не позднее 30 календарных дней со дня подписания Контракта представить Государственному заказчику на ознакомление заключение по результатам инженерно - геодезических изысканий.
4. Не позднее 60 календарных дней со дня подписания Контракта представить Государственному заказчику на ознакомление заключение по результатам инженерно - геологических и экологических изысканий.
5. Не позднее 110 календарных дней со дня подписания Контракта представить Государственному заказчику на согласование разработанные технологические решения и проектные решения инженерных разделов, перед направлением на согласование с организациями, выдавшими технические условия на проектирование, и иными заинтересованными организациями.
6. В кратчайший срок согласовать разработанные проектные решения с организациями, выдавшими технические условия на проектирование Объекта. В случае выявления несоответствия проектных решений выданным техническим условиям, внести изменения в проектные решения и повторно представить на согласование.
7. Не позднее 20.09.2021 завершить работы по разработке проектно-сметной документации, инженерным изысканиям и передать Государственному заказчику по Акту приема-передачи проектно-сметную документацию и результаты инженерных изысканий. Подготовить необходимый пакет документов для направления разработанной документации в уполномоченное на проведение государственной экспертизы государственное учреждение.
8. Не позднее 21.09.2021 совместно с Государственным заказчиком, направить результаты инженерных изысканий и разработанную документацию в уполномоченное на проведение государственной экспертизы государственное учреждение для проведения государственной экспертизы проектной документации и проверки определения достоверности сметной стоимости строительства Объекта.
9. Дата окончания работ 25.12.2021.
Как следует из обращения Заказчика, в соответствии с условиями Контракта поставщик принял на себя обязательства по своевременному выполнению работ по инженерным изысканиям и корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г.Нюрба, Республика Саха (Якутия)" (далее-Объект) с получением положительного заключения государственной экспертизы инженерных изысканий и откорректированной проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа), в связи с просрочкой выполнения данных работ более чем на 30 дней Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.03.2023.
В результате изучения материалов дела N7-3/211, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, а также подтверждено материалами дела, что по условиям контракта требовалось выполнить работы по инженерным изысканиям и корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г.Нюрба, Республика Саха (Якутия)" (далее-Объект) с получением положительного заключения государственной экспертизы инженерных изысканий и откорректированной проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа) с 27.04.2021 по 25.12.2021, однако в нарушение условий контракта ООО "Грандпроект" работы по корректировке проектной документации не выполнело.
Также Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что контракт на выполнение работ по инженерным изысканиям и корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г.Нюрба, Республика Саха (Якутия)" (далее-Объект) с получением положительного заключения государственной экспертизы инженерных изысканий и откорректированной проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа) заключен на сумму 2 110 752,00 руб. Стоимость исполненных обязательств ООО "Грандпроект" составляет - 0 руб.
03.03.2022 заказчиком в адрес общества направлено письмо N1/21-3254 из которого следует, что в соответствие с п. 4.1.2. Контракта дата окончания работ согласно Графику выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту): по пункту N 1 (Инженерные изыскания; корректировка проектносметной документации; согласование проектносметной документации с заказчиком, ресурсоснабжающими и иными заинтересованными организациями) в срок до 26.09.2021, по пункту N 2 (прохождение государственной экспертизы проектной документации (на стадии "П" и "Р", включая проверку достоверности определения сметной стоимости) и результатов инженерных изысканий с получением положительного заключения государственной экспертизы) в срок до 25.12.2021. По состоянию на 01.02.2022 работы по пунктам N 1, N 2 Графика выполнения работ не были выполнены.
07.02.2022 МВД по Республике Саха (Якутия) в адрес общества направлено письмо N1/41-1720 из которого следует, что в соответствие с п. 4.1.2. Контракта дата окончания работ согласно Графику выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту): по пункту N 1 (Инженерные изыскания; корректировка проектно-сметной документации; согласование проектно-сметной документации с заказчиком, ресурсоснабжающими и иными заинтересованными организациями) в срок до 26.09.2021, по пункту N 2 (прохождение государственной экспертизы проектной документации (на стадии "П" и "Р", включая проверку достоверности определения сметной стоимости) и результатов инженерных изысканий с получением положительного заключения государственной экспертизы) в срок до 25.12.2021. По состоянию на 01.02.2022 работы по пунктам N 1, N 2 Графика выполнения работ не выполнены.
20.05.2022 МВД по Республике Саха (Якутия) в адрес общества направлены замечания по представленной на экспертизу проектной документации.
10.11.2022 заказчиком в адрес общества направлены замечания по представленной на экспертизу проектной документации.
14.11.2022 заказчиком в адрес общества направлено письмо N1/41-19888 из которого следует, что руководствуясь п. 5.4.16 Государственного контракта от 29.04.2021 N 9 2ЭАМВД2021, просит устранить замечания в срок до 19.11.2022.
14.12.2022 Обществом в адрес заказчика направлено письмо N786/22 из которого следует, что общество просит рассмотреть возможность расторжения вышеуказанных контрактов по соглашению сторон по фактическому исполнению.
ФГКУ "Центр государственной экспертизы в отношении объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" утверждена отрицательное заключение государственной экспертизы по объекту: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г. Нюрба, Республика Саха (Якутия)" от 17.02.2023 N14-1-2-3-007644-2023 из которой следует, что проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки проектной документации по объекту: ""Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г. Нюрба, Республика Саха (Якутия) не соответствует:
- результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки;
- заданию на проектирование;
- требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям.
Комиссия Хабаровского УФАС России оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе отрицательное заключение государственной экспертизы, учитывая, что получение отрицательного заключения государственной экспертизы свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком, как профессионалом в области проектных работ, взятых на себя обязательств по исполнению контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения договора принято заказчиком 02.03.2023 в связи с тем, что обществом допущено существенное нарушение условий контракта, выразившимся в невыполнении работ по инженерным изысканиям и корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г.Нюрба, Республика Саха (Якутия)" (далее-Объект) с получением положительного заключения государственной экспертизы инженерных изысканий и откорректированной проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа) в полном объеме.
22.03.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения договора опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 01.04.2023.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
03.04.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
Таким образом, срок выполнения работ по инженерным изысканиям и корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г.Нюрба, Республика Саха (Якутия)" (далее-Объект) с получением положительного заключения государственной экспертизы инженерных изысканий и откорректированной проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа) определен государственным контрактом до 25.12.2021, однако ООО "Грандпроект" данные работы в срок, определенный контрактом не выполнены.
Доводы ООО "Грандпроект" об отсутствии возможности надлежащим образом исполнить контракт вследствие отсутствия содействия заказчика отклоняются как противоречащие представленным материалам дела. Так, как следует из материалов дела, заказчиком на постоянной основе оказывалось содействие Обществу в получении необходимой информации, в том числе технических условий, необходимых для исполнения контракта.
При этом Общество, подавая заявку на участие в торгах, ознакомилось с условиями закупки и заданием на проектирование, приняв обязательство по подготовке проектной документации в срок до 25.12.2021.
Однако в нарушение указанных условий государственного контракта, Общество в установленный срок работы по контракту не выполнило.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Грандпроект"" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Грандпроект"" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Грандпроект"", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Комиссия Хабаровского УФАС России также учла, что неисполнение ООО "Грандпроект" обязательств по контракту обладает особой значимостью для заказчика - Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия) в силу специфики осуществления закупки в целях реализации Заказчиком государственного оборонного заказа Российской Федерации (Заказчик не получил результат закупки, на который рассчитывал; влечет снижение эффективности расходования целевых средств федерального бюджета).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) об ООО "Грандпроект" (ИНН 1435341417 / КПП 143501001), а также о генеральном директоре/учридетеле общества Самсоновой Ольге Артуровне (ИНН 143102473793) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта N2121188109022000000000000 / 9-2ЭА-МВД-2021 от 26.04.2021 на выполнение работ по инженерным изысканиям и корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство здания ИВС Отдела МВД России по Нюрбинскому району, г.Нюрба, Республика Саха (Якутия)" (далее-Объект) с получением положительного заключения государственной экспертизы инженерных изысканий и откорректированной проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа) (извещение N0116100001421000009) сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 апреля 2023 г. N РНП-27-155
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023