Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе
при участии посредством видеооконференц-связи представителей:
ГБУЗ ТО "Клиническая больница скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик): *** (по доверенности);
Комитета государственного заказа Тверской области (далее - Уполномоченный орган): *** (по доверенности);
ООО "ТПК ПРОФИТ" (далее - Заявитель): *** (по доверенности);
представители ООО "Метлайн" (далее - Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством системы видеооконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 03.04.2023 поступила жалоба Заявителя на действия/бездействие Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков (Набор для переливания крови) (извещение от 14.03.2023 N 0136500001123000956 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, не отклонение Аукционной комиссией заявок участников, содержащих предложение о поставке товара иностранного происхождения, и в дальнейшем признание участника N 92 победителем Аукциона, является неправомерным, поскольку не обеспечивает соблюдение ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) и нарушает требования пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
В результате изучения представленных документов и пояснений, рассмотрения доводов жалобы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона составленным при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 14.03.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 100 800,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 29.03.2023;
4) дата проведения Аукциона- 29.03.2023, подано 6 ценовых предложения;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 29.03.2023, все заявки признаны соответствующими требованиям Аукциона, определен победитель.
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением N 102 утвержден перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Закупаемый заказчиками товар - Набор для переливания крови (код ОКПД 2 - 32.50.13.190) включен в перечень.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены ограничения допуска и условия допуска в соответствии с Постановлением N 102.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, которые одновременно:
для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами. Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Вышеперечисленные требования содержатся в "Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению".
Участниками электронного аукциона с идентификационными номерами заявок 174 (Заявитель) и 121 (ООО "Прайм") предложены к поставке товары, страной происхождения которых являются Республика Беларусь и Российская Федерация соответственно. В составе заявок участниками были приложены сертификаты о происхождении товара формы СТ-1 (сертификаты СТ-1, выданные унитарному предприятию "ФреБор", и сертификат СТ-1, выданный ООО "Медико-производственная компания "Елец"). Остальными участниками электронного аукциона предложен к поставке товар, страной происхождения которого является Китай.
Согласно пояснениям Уполномоченного органа, несмотря на наличие разных производителей товара и сертификатов о происхождении товара формы СТ-1, предоставленных в заявках участников закупки, ограничение, предусмотренное Постановлением N 102, не было применено комиссией по осуществлению закупок, так как Участник закупки, предложивший к поставке медицинские изделия производства Беларусь, не представил документы, а именно: копию сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 (в составе заявки представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1, в котором в графе 5 "Для служебных отметок" не заполнено. Участником закупки ООО "ТПК ПРОФИТ" (идентификационный номер заявки 174) предоставлены в составе заявки сертификаты формы СТ-1, в которых графа N 5 "Для служебных отметок" не заполнена. В связи с этим, комиссия по осуществлению закупки не засчитала данные сертификаты и, соответственно, не применила ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, предусмотренное Постановлением N 102.
Согласно доводу жалобы, 30.03.2023 Заявитель на основании части 8 статьи 49 Закона о контрактной обратилось к Организатору торгов с запросом о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика. В своем запросе Общество просило сообщить, имелась ли в данном случае совокупность условий для применения положений пункта 2 "б" Постановления Правительства N 102.
Заявитель указывает, что 03.04.2023 Заказчика поступил ответ на поступивший запрос, в котором было разъяснено следующее:
"На участие в аукционе было подано 6 заявок. Из них четыре заявки содержат предло-жения по поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, и две заявки с товаром производства Российская Федерация и Беларусь.
Участник закупки, предложивший к поставке медицинские изделия производства Беларусь, не представил документы, а именно: копию сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 (в составе заявки представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1, в котором в графе 5 "Для служебных отметок" не заполнено.
Согласно п. 3 Положения (о порядке удостоверения и выдачи сертификатов о происхождении товара для целей участия в процедурах государственных закупок в Республике Беларусь) заполнение сертификата формы СТ-1 на товары, происходящие из Республики Беларусь, для целей участия в процедурах государственных закупок осуществляется в следующем порядке: "п. 3.5 - в графу 5 "Для служебных отметок" вносится запись: "Для целей участия в процедурах государственных закупок".
Также в соответствии с пунктом 1 Постановления Министерства торговли Респуб-лики Беларусь от 06.06.2016 N 21 "О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей проведения процедур госцдарственных закупок" установлено, что сертификат о про-исхождении товара формы СТ-1 заполняется _. с учетом следующих особенностей: "п. 1.5 в графу 5 "Для служебных отметок" вносится следующая запись: "Для участия в процедурах государственных закупок".
Таким образом, в данном случае отсутствует совокупность условий для применения положений п. 2 "б" Постановления Правительства РФ от 05.02.20215 N 102. Соответственно заявки всех участников были признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки."
Заявитель указывает, что Правилами не предусмотрено обязательное заполнение графы 5 сертификата "СТ-1", а также не предусмотрена возможность внесения туда записи "Для целей участия в процедурах государственных закупок".
Заявитель также указывает следующее:
"Порядок удостоверения и выдачи сертификатов о происхождении товара, вывозимого с территории Республики за пределы таможенной территории Евразийского экономичесткого союза или перемещаемого в пределах таможенной территории Евразийского экономического союза, определен Инструкцией "О порядке удостоверения и выдачи сертификатов о происхождении товаров" (далее - Инструкция), разработанной в соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 июня 2003 года "О торгово-промышленной палате" и Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 года "О таможенном регулировании в Ресупблике Беларусь".
Согласно пункту 4.1.1 Инструкции сертификат формы СТ-1 оформляется в целях подтверждения происхождения товара, вывозимого из Республики Беларусь в: Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Украину в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах. Сертификат формы СТ-1 оформляется по форме и в соответствии с требованиями по заполнению, указанными в приложении N 1 к Инструкции (далее - Требования).
В соответствии с Требованиями в графу 5 - "Для служебных отметок" впечатываются при необходимости следующие записи: "Дубликат сертификата_", "Выдан в замен сертификата_", "Выдан впоследствии", "Сертификат выдан на основании сертификата_", а также другие записи, предусмотренные Инструкцией.
Таким образом, Требования не предусматривают обязательного заполнения графы 5 - "Для служебных отметок", а Инструкция не предусматривает возможности внесения туда записи "Для целей участия в процедурах государственных закупок".
При этом, в соответствии с пунктом 7.4 Правил заполнение сертификата формы СТ-1 должно отвечать следующим требованиям:
графа 5 - "Для служебных отметок". Впечатываются, вносятся от руки или проставляются штампом служебные отметки государственных контролирующих органов стран вывоза, транзита и/или получения товара, а также при необходимости следующие записи: "Дубликат", "Выдан взамен сертификата", "Выдан впоследствии", а также другие записи, предусмотренные настоящими Правилами.
Комиссия Тверского УФАС отмечает, что в соответствии с пунктом 7.4 Правил предусмотрен императивный порядок заполнения графы 5 - "Для служебных отметок", при этом Правилами не предусмотрено оставление графы 5 сертификата "СТ-1" пустой.
Таким образом, учитывая, что заявителем не соблюдена установленная форма заполнения сертификата СТ-1, Комиссия не усматривает в действиях Аукционной комиссии нарушений требований законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТПК ПРОФИТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 10 апреля 2023 г. N 05-6/1-65-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023