Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по проведению внеплановой документарной проверки (далее также - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - заместитель начальника отдела контроля закупок Охинцева С. Н., члены Инспекции - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И.С., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е. К.,
с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Державный-Ярославль" (далее также - ООО ТД "Державный-Ярославль"), обеспечил участие в проведении проверки представителя по доверенности Дерябиной Е. В.,
заказчик, муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" (далее также - МКУ "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского", заказчик), участие в проведении проверки не обеспечил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган), обеспечил участие в проведении проверки Волковой Л. Ю.,
оператор, акционерное общество "Сбербанк-АСТ", участие в проведении проверки не обеспечил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
осуществив внеплановую документарную проверку соблюдения заказчиком, МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского", уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории парка им. Вейнгарта по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, пересечение ул. Северная и ул. Маяковского (извещение N 0171200001923000598), в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом Ярославского УФАС России от 31.03.2023 N 96/23,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступило заявление ООО ТД "Державный-Ярославль" (вх. N 4244/23 от 30.03.2023), указывающее на наличие в действиях заказчика, МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского", уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории парка им. Вейнгарта по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, пересечение ул. Северная и ул. Маяковского (извещение N 0171200001923000598).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки сформировано заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе: в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению" извещения о закупке установлено требование о наличии у участника закупки, в частности, такого вида опыта исполнения договора, который предусматривает выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, при этом для данного вида опыта (опыта исполнения договора с обозначенным выше предметом) дополнительно указано, что "договором "_" считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". По мнению заявителя, заказчик и уполномоченный орган необоснованно не предусмотрели в извещении возможность подтверждения участниками закупки опыта выполнения указанных выше видов работ гражданско-правовыми договорами, в связи с чем функционал электронной площадки не позволил ООО ТД "Державный-Ярославль" подать заявку на участие в закупке.
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 16.03.2023 размещено извещение N 0171200001923000598 об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать в числе прочего следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Указанные дополнительные требования регламентированы, в частности, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Приложение к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приложение) сформировано в виде таблицы, предусматривающей 3 графы: 1) наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок; 2) дополнительные требования к участникам закупки; 3) информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по благоустройству общественной территории парка.
Позицией 9 раздела II Приложения предусмотрено следующее:
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Раздел II. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям
9. |
Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации |
Абзацем 3 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Рассматриваемая закупка проводилась для обеспечения муниципальных нужд, начальная (максимальная) цена контракта составила 26 508 504,88 рублей.
Абзацем 5 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что для целей настоящего постановления договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Сообразно с этим заказчиком и уполномоченным органом в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению" извещения об осуществлении закупки в числе прочего предусмотрено следующее:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29.12.2021 N2571
N |
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
9. |
Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории*;
*договором, предусмотренным данным пунктом, считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации |
Из изложенного следует, что оспариваемое заявителем положение извещения об осуществлении закупки (в части возможности подтверждения участниками закупки опыта выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории исключительно контрактами/договорами, заключенными и исполненными в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ либо Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ) установлено в полном соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, в связи с чем такое положение не может расцениваться как ограничивающее конкуренцию либо иным образом нарушающее права участников закупки. Довод заявителя об обратном признается Инспекцией Ярославского УФАС России несостоятельным.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Ярославского УФАС России,
решила:
По итогам проведения внеплановой документарной проверки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории парка им. Вейнгарта по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, пересечение ул. Северная и ул. Маяковского (извещение N 0171200001923000598) в действиях заказчика, муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" (ИНН 7608017233), уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334), комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334), нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: С. Н. Охинцева
Члены Инспекции: И. С. Ерофеева
Е. К. Семенычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 апреля 2023 г. N 78П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2023