Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по проведению внеплановой документарной проверки (далее также - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - заместитель начальника отдела контроля закупок Охинцева С. Н., члены Инспекции - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И.С., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е. К.,
с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью НПО "Руссветпром" (далее также - ООО НПО "Руссветпром"), обеспечил участие в проведении проверки генерального директора Алексеева Е. В., представителей по доверенности Вакина Д. В., Сахарова А. Н.,
заказчик, муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" (далее также - МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля, заказчик), обеспечил участие в проведении проверки представителей по доверенности Прокопьевой А. А., Русевой О. И., Степиной Н. Г.,
уполномоченный орган, департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее также - ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, уполномоченный орган), обеспечил участие в проведении проверки представителей по доверенности Беляевой Н. М., Иванова И. С.,
оператор, акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", участие в проведении проверки не обеспечил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
осуществив внеплановую документарную проверку соблюдения заказчиком, МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля, уполномоченным органом, ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа, ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по устройству светофорного объекта с подключением к АСУДД в г. Ярославле: "Юго-Западная окружная дорога, в районе дома N27 по ул. Нефтяников" (извещение N 0371300027823000170), в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом Ярославского УФАС России от 31.03.2023 N 96/23,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью НПО "Руссветпром", указывающее на наличие в действиях заказчика, МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля, и уполномоченного органа, ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по устройству светофорного объекта с подключением к АСУДД в г. Ярославле: "Юго-Западная окружная дорога, в районе дома N27 по ул. Нефтяников" (извещение N 0371300027823000170).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки сформировано заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе:
1) размещенная в составе извещения об осуществлении закупки рабочая документация не имеет требуемых согласований (в частности, отсутствует согласование ПАО "Россети Центр"-"Ярэнерго");
2) рабочая документация составлена с нарушением требований документов по стандартизации (ГОСТ, СНиП, СанПиН), а также содержит в себе положения, установленные противоречивым образом:
- проектируемая Г-образная светофорная опора попадает в охранную зону воздушной линии уличного освещения и находится в недопустимой близости с неизолированными проводами воздушной линии (письмо ПАО "Россети Центр"-"Ярэнерго" от 31.08.2022 N Яр/Р-19-6/1888);
- на схеме сопряжения тротуара с проезжей частью в месте сопряжения пандуса с дорожным полотном (стр. 45 рабочей документации) противоречивым образом указаны требования к уклону (1:10) и к длине спуска (1 м), что исключает возможность одновременного выполнения данных требований;
- на схеме прокладки кабеля электроснабжения светофорного объекта (стр. 30 рабочей документации) не предусмотрены деревья, кроны деревьев, которые в действительности на объекте имеются и препятствуют прокладке кабеля СИП 2*16 воздушным способом; при этом работы по спилу деревьев либо альтернативные способы прокладки электрического кабеля сметой не предусмотрены;
- на схеме обустройства пешеходного тротуара (стр. 33, 58-62 рабочей документации) не предусмотрен имеющийся на объекте колодец ливневой канализации; выполнение работ в соответствии с рабочей документацией повлечет повреждение ливневой канализации;
- на схеме установки и крепления коммутационного шкафа (стр. 42 рабочей документации) предусмотрен монтаж 2 "ниток" кабельного ввода, что противоречит положениям пункта 13 Пояснительной записки (стр. 13 рабочей документации), где указан монтаж 3 "ниток" кабельного ввода;
- согласно пункту 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 при установке опор на расстоянии менее 4,0 м от кромки проезжей части их защищают от наездов транспортных средств дорожными ограждениями; на объекте опора освещения находится на расстоянии менее 2 м от проезжей части, при этом рабочей документацией установка барьерных ограждений не предусмотрена, что противоречит приведенному требованию ГОСТ;
- противоречивым образом указаны размеры подлежащей установке консоли светосигнальной ОГСГ: 6,0-6,5 (стр. 53 Ведомости электромонтажных работ Рабочей документации) и 6,0-6,0 (стр. 12, 28, 29, 36, 54 рабочей документации). Кроме того, сметной документацией монтаж новых светофорных опор ОГСГ вообще не предусмотрен.
3) в извещении об осуществлении закупки (стр. 54-55 рабочей документации) предусмотрено требование об использовании при производстве работ товаров конкретных производителей (например, контроллер дорожный в базовой комплектации УК5-16 производства ООО "РИПАС СПБ", GSM маршрутизатор (включая GSM антенну) производства ООО "РИПАС СПБ", коммутационный шкаф для контроллера "СПЕКТР" КДСФ производства ООО "РИПАС СПБ", консоль для светосигнального оборудования ОГСГ-6,0-6,0 производства группы компаний "Амира", закладная деталь фундамента ФМ-0,273-2,0 производства группы компаний "Амира", фасадное крепление, анкерный кронштейн производства ООО "Нилед"). Данное требование, по мнению заявителя, ограничивает число потенциальных участников закупки.
Заслушав пояснения представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 14.03.2023 размещено извещение N 0371300027823000170 об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В отношении первого довода заявителя Инспекцией установлено следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Приложением к электронному документу "Описание объекта закупки" извещения об осуществлении закупки является, в частности, проектная документация (в объеме рабочей документации) (в электронной форме).
На странице 4 рабочей документации указано, что перед сдачей документации для проведения проверки сметной стоимости в ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза" проектная документация должна быть согласована Проектировщиком:
- с Заказчиком;
- с департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля в части организации дорожного движения и основных конструктивных решений;
- с ЦДиТН ПБДД ГИБДД УМВД России по Ярославской области (по обслуживанию г. Ярославля);
- всеми заинтересованными службами и организациями, выдавшими технические условия;
- организациями и владельцами инженерных сетей, к которым осуществляется подключение;
- всеми владельцами инженерных коммуникаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей, чьи сети попадают в границы производства работ.
Заказчиком на обозрение Инспекции представлен оригинал рабочей документации, а в материалы дела представлена копия указанной рабочей документации, которая имеет отметки о согласовании всеми требуемыми организациями, а именно:
- департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля (письмо исх. от 18.01.2022 N 01-08/479-13, отметка о согласовании от 15.12.2021);
- РЭС "Яргорэлектросеть" (отметка о согласовании от 20.12.2021);
- филиал ПАО "Россети Центр" - "Ярэнерго" (отметки о согласовании от 15.12.2021, от 29.11.2022);
- филиал АО "Газпром газораспределение Ярославль" в г. Ярославле (отметки о согласовании от 17.12.2021, от 20.12.2021);
- АО "Ярославльводоканал" (отметка о согласовании от 17.12.2021).
Доказательств обратного заявителем в материалы не представлено. В этой связи рассматриваемый довод заявителя признается Инспекций Ярославского УФАС России необоснованным.
В отношении второго довода заявителя Инспекция отмечает следующее.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель при обосновании своих доводов не делает указаний на конкретные документы по стандартизации (ГОСТ, СНиП, СанПиН) и их составные части, которые, по его мнению, нарушены заказчиком (за исключением ссылки на пункт 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007), в связи с чем осуществить оценку рабочей документации на предмет соответствия данным документам не представляется возможным.
Довод заявителя, содержащий ссылку на пункт 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, а также ряд его других доводов, содержащих сведения о фактическом положении вещей на объекте, не представляется возможным достоверно подтвердить или опровергнуть ввиду отсутствия у Инспекции возможности непосредственного осмотра и оценки места расположения проектируемого объекта. Представленные заявителем в материалы дела фотоматериалы, по мнению Инспекции, не могут являться основанием для констатации нарушений в действиях заказчика и уполномоченного органа.
Рабочая документация согласована заказчиком со всеми требуемыми организациями, сметная документация, составленная на ее основе, имеет положительное заключение ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза". Экспертного заключения либо иного подобного доказательства, с высокой степенью достоверности опровергающего правильность составления рабочей документации в отношении проектируемого объекта, заявителем в материалы дела не представлено.
Кроме того, Инспекция соглашается с позицией заказчика и уполномоченного органа, согласно которой в случае обнаружения в ходе исполнения контракта неточностей и противоречий в рабочей документации в такую рабочую документацию могут быть внесены изменения (такая возможность предусмотрена разделом 7 "Правила внесения изменений" "ГОСТ Р 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации", утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 23.06.2020 N 282-ст).
В связи с изложенным рассматриваемый довод заявителя также признается Инспекцией Ярославского УФАС России необоснованным.
Рассмотрев третий довод заявителя, Инспекция приходит к следующему.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по устройству светофорного объекта с подключением к АСУДД в г. Ярославле: "Юго-Западная окружная дорога, в районе дома N27 по ул. Нефтяников".
Приложением к электронному документу "Описание объекта закупки" извещения об осуществлении закупки является, в частности, проектная документация (в объеме рабочей документации) (в электронной форме).
Изучив рабочую документацию, Инспекция установила, что ее положения содержат требование об использовании при производстве работ товаров конкретных производителей (например, контроллер дорожный в базовой комплектации УК5-16 производства ООО "РИПАС СПБ", GSM маршрутизатор (включая GSM антенну) производства ООО "РИПАС СПБ", коммутационный шкаф для контроллера "СПЕКТР" КДСФ производства ООО "РИПАС СПБ", консоль для светосигнального оборудования ОГСГ-6,0-6,0 производства группы компаний "Амира", закладная деталь фундамента ФМ-0,273-2,0 производства группы компаний "Амира", фасадное крепление, анкерный кронштейн производства ООО "Нилед").
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с частью 2.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.
Как указывалось выше по тексту решения, рабочая документация согласована заказчиком со всеми требуемыми организациями, сметная документация, составленная на ее основе, имеет положительное заключение ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза".
Наличие проектной документации (в том числе в объеме рабочей документации), разработанной и утвержденной в установленном порядке, является основанием для использования в описании объекта закупки указания на товарный знак, поскольку замена требуемого оборудования на "эквивалент" повлечет вероятную несовместимость товаров, подлежащих монтажу в ходе строительства объекта, и отсутствие взаимодействия таких товаров с другими товарами, используемыми заказчиком на строящемся объекте, а также невозможность выполнить работы в соответствии с проектной документацией, что нарушает принцип эффективности закупки.
Указание в рабочей в документации на использование товаров производства ООО "РИПАС СПБ" (контроллер дорожный в базовой комплектации УК5-16, GSM маршрутизатор (включая GSM антенну), коммутационный шкаф для контроллера "СПЕКТР" КДСФ) обусловлено необходимостью обеспечения совместимости данного оборудования с эксплуатируемой в настоящее время в городе Ярославле автоматизированной системой управления дорожным движением АСУДД "СПЕКТР" (письмо ООО "Безопасный регион" исх. N 199 от 06.04.2023).
Включение в извещение об осуществлении закупки в форме требований к техническим характеристикам закупаемых работ (используемых материалов и оборудования) требований к иным производителям товаров (группа компаний "Амира", ООО "Нилед") также обусловлено конструктивными решениями проектируемого объекта с учетом его назначения в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При разработке проектно-сметной документации состав и характеристики оборудования определяет проектная организация. Размещенная в составе извещения рабочая документация является результатом выполнения работ по муниципальному контракту, заключенному по итогам иной закупочной процедуры, при этом нарушений законодательства о контрактной системе при проведении данной закупочной процедуры либо при исполнении заключенного по ее итогам контракта контролирующими органами не выявлялось.
Исследовав и оценив материалы дела, Инспекция приходит к выводам, что в рассматриваемом случае обжалуемые положения извещения об осуществлении закупки являются допустимыми и не нарушают требований законодательства о контрактной системе, поскольку направлены на полное раскрытие необходимой информации и исключение возможности каких-либо злоупотреблений; заказчик надлежащим образом исполнил требования пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к ограничению количества потенциальных участников закупки, к созданию одним участникам закупки преимуществ перед другими, в материалы дела не представлено.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2023 NИЭА1 на участие в рассматриваемом электронном аукционе подано 4 заявки, все заявки признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения, что свидетельствует о наличии конкуренции между потенциальными подрядчиками при проведении рассматриваемой закупки.
Кроме того, Инспекция при принятии данного решении учитывает, что по состоянию на дату его принятия контракт по результатам рассматриваемой закупки заключен, следовательно, избранный заявителем способ защиты права не приведет к восстановлению его прав и законных интересов как потенциального участника соответствующих спорных торгов.
Учитывая изложенное, Ярославское УФАС России при имеющихся на момент рассмотрения настоящего заявления доказательствах не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Ярославского УФАС России,
решила:
По итогам проведения внеплановой документарной проверки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по устройству светофорного объекта с подключением к АСУДД в г. Ярославле: "Юго-Западная окружная дорога, в районе дома N27 по ул. Нефтяников" (извещение N 0371300027823000170) в действиях заказчика, муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" (ИНН 7604129539), уполномоченного органа, департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (ИНН 7604115180), комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (ИНН 7604115180), нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: С. Н. Охинцева
Члены Инспекции: И. С. Ерофеева
Е. К. Семенычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 апреля 2023 г. N 75П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023