Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя начальника отдела контроля закупок Охинцевой С. Н., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ерофеевой И.С., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Семенычевой Е. К.,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Викстрой" (далее также - ООО "Викстрой", общество, подрядчик) - обеспечило участие в заседании Инспекции генерального директора Крутикова С. А.;
заказчик - Управление строительства администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее также - Управление строительства администрации г. о. г. Рыбинск, заказчик) - обеспечил участие в заседании Инспекции руководителя (начальника) Бердникова В. О., представителей по доверенности Рустамова А. Х., Корякова Е. В.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные Управлением строительства администрации г. о. г. Рыбинск в отношении ООО "Викстрой", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) проверку соблюдения заказчиком порядка расторжения контракта N 20/21 от 08.05.2020 на выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Детский сад на 240 мест, Ярославская область, город Рыбинск, улица Новоселов, д. 26" (извещение N 0171200001920000528) в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 03.04.2023 N 98/23,
установила:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик направил в Ярославское УФАС России сведения об ООО "Викстрой", нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 20/21 от 08.05.2020 на выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Детский сад на 240 мест, Ярославская область, город Рыбинск, улица Новоселов, д. 26" (извещение N 0171200001920000528), для включения таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Заслушав пояснения представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 09.04.2020 размещено извещение N 0171200001920000528 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 175 962 348,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.04.2020 N102061 победителем закупки признано ООО "Викстрой".
08.05.2020 между Управлением строительства администрации г. о. г. Рыбинск и ООО "Викстрой" заключен контракт N 20/21 на выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Детский сад на 240 мест, Ярославская область, город Рыбинск, улица Новоселов, д. 26" (далее также - контракт N 20/21 от 08.05.2020, контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта муниципальный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Детский сад на 240 мест, Ярославская область, город Рыбинск, улица Новоселов, д. 26" (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту). Объектом Контракта является Детский сад на 240 мест, Ярославская область, город Рыбинск, улица Новоселов, д. 26 (далее - Объект).
Пунктом 2.1 контракта предусмотрен срок выполнения работ:
начало выполнения работ: с даты заключения контракта
Окончание выполнения Работы - в течение 587 дней с даты заключения контракта. Сроки завершения отдельных видов работ определяются Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к контракту).
Согласно пункту 9.3 контракта гарантийный срок на качество выполненных работ, материалов и оборудования, смонтированного на Объекте, устанавливается с даты подписания Муниципальным Заказчиком акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) и составляет 5 лет. Исправление выявленных недостатков в гарантийный период осуществляется за счет Подрядчика.
Инспекцией установлены следующие фактические обстоятельства исполнения контракта N ЭА2234 от 10.08.2022.
Основное обязательство по контракту подрядчиком исполнено, объект, являющийся результатом работ, принят заказчиком (акт приемки законченного объекта (форма КС-11) от 29.11.2021).
Впоследствии в период действия гарантийных обязательств заказчиком были выявлены недостатки принятого объекта. Подрядчиком данные недостатки устранялись, что заказчиком не оспаривается, однако в полном объеме устранены не были.
Актом выявленных недостатков N 042-01-06/309 от 13.03.2023 зафиксированы следующие недостатки строительства:
1) протечки кровли в местах установки элементов кровли (снегозадержатели, ограждение, ходовые мостики);
2) в подвальных помещениях зафиксирована вода;
3) зафиксирован прогиб настила эвакуационных лестниц, необходимо выполнить усиление.
В этой связи заказчиком была инициирована процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.3 контракта предусмотрено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии гражданским законодательством.
В силу пункта 13.5 контракта Стороны вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8-23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
22.03.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.03.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе, соответственно, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 22.03.2023.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 03.04.2023.
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
03.04.2023 заказчиком во исполнение указанных требований в Ярославское УФАС России посредством функционала единой информационной системы направлено обращение о включении сведений об ООО "Викстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе заседания Инспекции Ярославского УФАС России генеральный директор ООО "Викстрой" пояснил, что общество имело намерение исполнить контракт N 20/21 от 08.05.2020 на выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Детский сад на 240 мест, Ярославская область, город Рыбинск, улица Новоселов, д. 26", надлежащим образом и в соответствии со всеми его условиями; объект строительства был сдан обществом и принят заказчиком; общество предпринимало все необходимые действия для устранения недостатков строительства в период действия гарантийных обязательств; в полном объеме недостатки не были устранены по не зависящим от общества обстоятельствам (протечки кровли обусловлены недостатками проектной документации в части указания угла наклона кровли; причиной затопления подвальных помещений является авария на канализационном коллекторе; усиление лестничных маршей проектной документацией не предусмотрено).
Кроме того, 04.04.2023 обществом в Арбитражный суд Ярославской области подано исковое заявление о признании решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 20/21 от 08.05.2020 недействительным.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Инспекцией установлено, что в рассматриваемом случае основное обязательство по контракту обществом исполнено, работы, являющиеся предметом контракта, приняты заказчиком; в период действия гарантийных обязательств подрядчиком предпринимались меры, направленные на устранение выявленных заказчиком недостатков; в рамках заседания Инспекции заказчиком не представлено бесспорных доказательств, что причиной выявления в результатах выполненных работ недостатков являются именно недобросовестные действия подрядчика, а не иные обстоятельства (факт наличия в проектной документации недостатков (в части угла наклона кровли и отсутствия указания на усиление лестничных маршей) заказчиком не опровергнут, несмотря на соответствующее предложение антимонопольного органа, озвученное в ходе заседания Инспекции; факт свершения аварии на коллекторе заказчиком не оспаривается, однако, по его мнению, причиной затопления подвальных помещений являются недостатки выполненной подрядчиком дренажной системы).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Инспекция приходит к выводу, что в рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения информации об ООО "Викстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения Управлением строительства администрации г. о. г. Рыбинск порядка расторжения контракта N 20/21 от 08.05.2020 на выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Детский сад на 240 мест, Ярославская область, город Рыбинск, улица Новоселов, д. 26" (извещение N 0171200001920000528) в связи с нарушением ООО "Викстрой" существенных условий контракта, проверку соблюдения Управлением строительства администрации г. о. г. Рыбинск порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "Викстрой" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные Управлением строительства администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (ИНН 7610070516) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Викстрой" (ИНН 7610106258), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения Управлением строительства администрации г. о. г. Рыбинск порядка расторжения контракта N 20/21 от 08.05.2020 на выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Детский сад на 240 мест, Ярославская область, город Рыбинск, улица Новоселов, д. 26" (извещение N 0171200001920000528) в связи с нарушением ООО "Викстрой" существенных условий контракта в действиях заказчика нарушений не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения Управлением строительства администрации г. о. г. Рыбинск порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "Викстрой" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков в действиях заказчика нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: С. Н. Охинцева
Члены Инспекции: И. С. Ерофеева
Е. К. Семенычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 апреля 2023 г. N 05-03/80П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023