Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Охинцева С. Н., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е. К.,
с участием:
заявитель, акционерное общество "ББ ГРУП" (далее также - АО "ББ ГРУП", общество, заявитель), участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
заказчик, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Тутаевская центральная районная больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "Тутаевская ЦРБ", заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Копатовой Ю. Н.,
оператор, акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу АО "ББ ГРУП" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Тутаевская ЦРБ", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку вакуумных пробирок для КДЛ (извещение N 0371300041523000043) (далее также - электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба АО "ББ ГРУП" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Тутаевская ЦРБ", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку вакуумных пробирок для КДЛ (извещение N 0371300041523000043) (далее - жалоба).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки сформировано заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе: в рамках одного лота закупаются товары (медицинские изделия), включенные в перечни согласно постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" и не включенные в них.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения представителя заказчика, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 21.03.2023 размещено извещение N 0371300041523000043 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 299 450,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102) утвержден в числе прочего прилагаемый перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - перечень N 1 согласно постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102).
Данный перечень представлен в виде таблицы, составленной из двух граф: 1 - Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014; 2 - Наименование вида медицинских изделий.
В соответствии с примечанием к данному перечню при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Пунктом 2(2) постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее также - перечень согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616).
Указанный перечень сформирован в виде таблицы, включающей две графы: 1 - Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008); 2 - Наименование товара.
Пунктом 12 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ).
В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно абзацу 1 подпункта "д" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ в позицию каталога включается в том числе справочная информация, включая коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Объектом рассматриваемой закупки является поставка вакуумных пробирок для КДЛ.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком предусмотрены следующие наименования и соответствующие им позиции КТРУ закупаемых товаров:
Наименование товара |
Код позиции |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания |
32.50.50.000-00001456 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА и натрия фторидом |
32.50.50.000-00000612 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА |
32.50.50.000-00001126 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания |
32.50.50.000-00001472 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом |
32.50.50.000-00002376 |
В разделе "Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" единой информационной системы применительно к вышеприведенным позициям КТРУ указана следующая информация (вкладка "Вложения", печатная форма документа "Информация о позиции КТРУ"):
Код позиции |
Коды ОКПД2 |
Код НКМИ |
32.50.50.000-00001456 |
32.50.13.190 32.50.50.000 32.50.50.190 |
293570 |
32.50.50.000-00000612 |
32.50.13.190 32.50.50.000 32.50.50.190 |
293650 |
32.50.50.000-00001126 |
32.50.13.190 32.50.50.000 32.50.50.190 |
293660 |
32.50.50.000-00001472 |
32.50.13.190 32.50.50.000 32.50.50.190 |
293570 |
32.50.50.000-00002376 |
32.50.13.190 32.50.50.000 32.50.50.190 |
293540 |
Перечень N 1 согласно постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 содержит следующую позицию:
Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 |
Наименование вида медицинских изделий |
32.50.13.190 |
Боры зубные твердосплавные; головки стоматологические алмазные, в том числе фасонные; емкости для взятия, хранения и транспортировки биологических проб для выполнения клинических лабораторных исследований, включая пробирки вакуумные для взятия венозной крови (за исключением пробирок вакуумных для взятия венозной крови, соответствующих кодам вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий - 293640, 293630, 293700, 293780, 293540, 293760, 293480, 293400), пробирки для взятия капиллярной крови, емкости для мочи, кала и мокроты; зеркала гинекологические полимерные по Куско; зонды урогенитальные; иглодержатели микрохирургические; инструменты вспомогательные; инструменты зондирующие, бужирующие; инструменты многоповерхностного воздействия; инструменты оттесняющие; инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой; каналонаполнители; микромоторы пневматические для наконечников стоматологических; модули медицинские климатизированные (чистое помещение); наборы гинекологические смотровые одноразовые стерильные; наконечники для микромоторов; наконечники стоматологические турбинные; ножницы микрохирургические; пинцеты микрохирургические; пульпоэкстракторы; фрезы зуботехнические |
Таким образом, закупаемые заказчиком по позициям 1, 2, 3, 4 таблицы товары (позиции КТРУ 32.50.50.000-00001456, 32.50.50.000-00000612, 32.50.50.000-00001126, 32.50.50.000-00001472) входят в перечень N 1 согласно постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (по критериям кода ОКПД2 и наименования вида медицинского изделия, а также с учетом того, что данные товары не подпадают под исключения, установленные по коду НКМИ); в то же время товар, закупаемый заказчиком по позиции 5 таблицы (позиция КТРУ 32.50.50.000-00002376) в указанный перечень не входит (поскольку подпадает под исключение, установленное на основании кода НКМИ, - 293540).
В перечень согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 включена в числе прочего следующая позиция:
|
Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) |
Наименование товара |
147. |
32.50.13.190 32.50.50.181 32.50.50.190 |
Пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД, соответствующие кодам вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий - 293640; 293630; 293700; 293780; 293540; 293760; 293480; 293400 |
При этом для данной позиции перечня предусмотрено примечание, в соответствии с которым "при применении настоящего перечня в отношении товара, указанного в пункте 147, следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), так и кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (НКМИ)".
Из изложенного следует, что закупаемый заказчиком по позиции 5 таблицы товар (позиция КТРУ 32.50.50.000-00002376) входит в перечень согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (по критериям кода ОКПД2, наименования товара, а также кода НКМИ); при этом товары, закупаемые заказчиком по позициям 1, 2, 3, 4 таблицы (позиции КТРУ 32.50.50.000-00001456, 32.50.50.000-00000612, 32.50.50.000-00001126, 32.50.50.000-00001472) в данный перечень не входят (поскольку не соответствуют указанным в нем товарам по кодам НКМИ).
Таким образом, заказчик, объединив в рамках одной закупки (одного лота) товары, включенные в перечень N 1 согласно постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 и не включенные в него, а также товары, включенные в перечень согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 и не включенные в него, допустил тем самым нарушение пункта 2(2) постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 12 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу акционерного общества "ББ ГРУП" (ИНН 1215228078) на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Тутаевская центральная районная больница" (ИНН 7611004516), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку вакуумных пробирок для КДЛ (извещение N 0371300041523000043) обоснованной.
2. Признать заказчика, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Тутаевская центральная районная больница" (ИНН 7611004516), нарушившим пункт 2(2) постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункт 12 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
3. Выдать заказчику, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области "Тутаевская центральная районная больница" (ИНН 7611004516), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: С. Н. Охинцева
Члены Комиссии: И. С. Ерофеева
Е. К. Семенычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 апреля 2023 г. N 076/06/106-390/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023