Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>. - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в отсутствие:
представителей Заказчика МКУ "Управление ЖКХ" МО "МО Воткинский район УР" (далее - Заказчик) - ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Заказчика от 03.04.2023 N111,
ИП <_>. (далее - Исполнитель, Индивидуальный предприниматель), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ИП <_> (ИНН 182804638506) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного запроса котировок N зз-10413-2023 "Благоустройство общественной территории муниципального образования "Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики" в рамках реализации государственной программы Удмуртской Республики "Формирование современной городской среды" по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, п. Новый ул. Строителей 22, 23, 24 (2 этап 2023 г.)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123003741, далее - Запрос котировок), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
20.03.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 927 489,02 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок от 27.03.2023 NИЗК1 поступило три заявки на участие, признанные соответствующими установленным требованиям. Победителем признан ИП <_>
Протоколом от 29.03.2023 NППУ20_1 Исполнитель был признан уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям индивидуального предпринимателя, причиной не подписания проекта контракта послужило резкое ухудшение здоровья, а именно сердечный приступ. В связи с данным обстоятельством ИП <_>. 28.03.2023 обратился в районную больницу, что подтверждается справкой врача, приложенная в материалы дела. Подписание проекта контракта мог осуществить лишь сам ИП <_>., поскольку правом на подписание документов ЭЦП обладает сам индивидуальный предприниматель.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе Заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется с учетом следующих особенностей: участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона) и частью 5 статьи 51 Закона: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
27.03.2023 в 13:38 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта (далее - Контракт), посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки.
Регламентированный срок для подписания контракта - 28.03.2023.
Установлено, что в регламентированный срок проект контракта не был подписан индивидуальным предпринимателем, что с его стороны не отрицается. Однако, индивидуальный предприниматель приложил в материалы дела справку врача-терапевта от 28.03.2023 (диагноз N1678), которая подтверждает невозможность физически подписать проект контракта в установленный срок, поскольку правом на подписание документов на электронной площадке посредством ЭЦП обладает только <_>.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Согласно п. 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- доказательств наличия недобросовестного поведения ИП <_>. при заключении Контракта или умысла на уклонение от заключения Контракта не имеется,
- Индивидуальный предприниматель физически не смог осуществить подписание проекта контракта в связи с ухудшением здоровья (диагноз N1678), что подтверждается справкой врача-терапевта от 28.03.2023, приложенной в материалы дела.
С учетом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в РНП сведений об ИП <_>. т.к. недобросовестного поведения с его стороны при заключении контракта не допущено.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП <_> (ИНН 182804638506) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного запроса котировок N зз-10413-2023 "Благоустройство общественной территории муниципального образования "Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики" в рамках реализации государственной программы Удмуртской Республики "Формирование современной городской среды" по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, п. Новый ул. Строителей 22, 23, 24 (2 этап 2023 г.)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123003741) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 4 апреля 2023 г. N 018/06/104-263/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023