Резолютивная часть решения объявлена 06.04.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.04.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";"_";
в отсутствие представителей "_"; (далее - АО Управляющая компания "ЛенаБамстрой", заявитель), "_"; (далее - заказчик),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме "Текущий ремонт тротуаров по улицам Речников, Дзержинского, Советская ", извещение N 0334300028123000005, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутского УФАС России) поступила жалоба "_"; на действия комиссии по осуществлению закупок.
В соответствии с доводами жалобы заявитель считает, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно отклонила заявку "_" от участия в электронном аукционе.
Заказчиком представлены возражения по доводам жалобы, согласно которым считает жалобу необоснованной, а действия комиссии по осуществлению закупок правомерными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что по заявке заказчика уполномоченным органом 20 марта 2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334300028123000005 "Текущий ремонт тротуаров по улицам Речников, Дзержинского, Советская".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 857 510 руб. 43 коп.
На участие в закупке было подано 3 заявки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2023 NИЭА1 2 заявки были признаны соответвующими требованиям извещения и 1 отклонена.
Заявка N 113861673 - "_" отклонена комиссией по осуществлению закупок по следующим основаниям:
"Заявка на участие в электронном аукционе с идентификационным номером 113861673 отклонена. Вторая часть заявки на участие в закупке признаётся несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, заявка на участие в закупке подлежит отклонению на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, а именно: несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. В извещении об осуществлении закупки установлены следующие требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ: Требования в соответствии с позицией 18 приложения постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ от 29.12.2021 N2571): - Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию Опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Участником закупки для целей подтверждения указанным выше требованиям представлен: - Государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту искусственного сооружения N 5/Р-ИС от 16 мая 2017 года, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 22.06.2017 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 07.07.2017 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 24.07.2017 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 4 от 23.08.2017 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 5 от 25.09.2017 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 6 от 10.10.2017 г. На основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку с идентификационным номером заявки 113861673".
Не согласившись с решением комиссии по осуществлению закупок, заявитель обратился в Иркутское УФАС России с жалобой.
Комиссия Иркутского УФАС России, изучив доводы заявителя, возражения заказчика, исследовав материалы по жалобе, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки определены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 12 части 1, пунктом 3 части 2 которой установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования); требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Частью 4 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, а также определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким требованиям.
Предметом закупки является текущий ремонт тротуаров по улицам Речников, Дзержинского, Советская.
С учетом размера начальной (максимальной) цены контракта, в соответствии с позицией 18 Постановления Правительства N 2571 при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги устанавливаются следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Соответствие участника закупки вышеуказанным требованиям должно подтверждаться следующими документами:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Абзацем 3 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства N 2571 установлено, что опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Аналогичные требования установлены в извещении о проведении электронного аукциона в Части 1. Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Положения о содержании заявки на участие в закупке закреплены в статье 43 Федерального закона N 44-ФЗ, подпунктом "н" пункта 1 части 1 которой установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Из материалов дела установлено, что заявке заявителя на участие в закупке, которая направлена оператором электронной площадки в соответствии с положениями пункта 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, в качестве подтверждения своего опыта АО Управляющая компания "ЛенаБамстрой" указало номер реестровой записи 1380000014017000055, содержащий в себе Государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту искусственного сооружения N 5/Р-ИС от 16 мая 2017 года, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 22.06.2017 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 07.07.2017 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 24.07.2017 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 4 от 23.08.2017 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 5 от 25.09.2017 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 6 от 10.10.2017 г.
В соответствии с пунктом 5.1 указанного контракта срок окончания работ - 29.09.2017 г.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе, срок исполнения контракта - 29.09.2017 г.
Согласно представленной заявителем в составе заявки на участие в закупке информации и документам, работы по контракту завершены в сентябре 2017 г., акт приемки законченных работ подписан 10.10.2017 г.
Иная информация о соответствии заявителя дополнительном требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, в заявке на участие в закупке отсутствует.
В силу пункта "а" части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Исходя из вышеуказанной нормы Федерального закона N 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе должна проверить заявки на формальное соответствие требованиям извещения о проведении электронного аукциона, при этом, комиссия не вправе толковать заявки на участие в закупке по своему усмотрению. В случае несоответствия информации, указанной в заявке участника закупки требованиям извещения, такая заявка подлежит отклонению.
Таким образом, представленная "_" информация об опыте выполнения работ не соответствует требованиям Постановления Правительства N 2571, извещения о проведении электронного аукциона, следовательно, комиссия по осуществлению закупок правомерно приняла решение об отклонении заявки "_" от участия в электронном аукционе.
Дополнительно, Иркутское УФАС России отмечает, что в случае принятия решения об обжаловании действий оператора электронной площадки, рассмотрение таких жалоб осуществляется в центральном аппарате ФАС России, что следует из положения пункта 1.4 Приказа ФАС России от 13.10.2015 N 955/15 "О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также при осуществлении полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу "_" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2023