Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
при участии представителей Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области "Санаторная школа-интернат N4 г. Усолье-Сибирское" (далее - Заказчик) - "_" (доверенность от 11 апреля 2023 г.), "_" (доверенность от 11 апреля 2023 г.), "_" (распоряжение от 28 сентября 2018 г.),
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер" (далее - ООО ЧОО "Легионер", Общество) - "_" (доверенность N11 от 08 декабря 2022 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 04 апреля 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО ЧОО "Легионер" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО ЧОО "Легионер" допущены нарушения условий по государственному контракту от 20 февраля 2023 года N 07-ЭА/2023 на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО ЧОО "Легионер" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/397/23 от 05 апреля 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 30 января 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 30.01.2023 N0334200025623000001".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 427 680 руб. 00 коп.
08 февраля 2023 года Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов электронного аукциона 08.02.2023 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 2 заявки, признанные соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.02.2023 NИЭА1 заявка ООО ЧОО "Легионер" признана победителем электронного аукциона.
20 февраля 2023 г. между заказчиком и Обществом заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "По настоящему контракту Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 27.12.2019) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом."
Согласно пункту 1.2 Контракта: "Срок оказания услуг: с 01 марта 2023 года по 26 мая 2023 года.".
Разделом 3 Технического задания к Контракту установлено: "Сотрудники Исполнителя должны быть экипированы служебной формой с логотипом фирмы, удостоверение охранника с отметками о периодической проверке, подтверждёнными печатью Исполнителя, иметь служебное удостоверение, специальные средства защиты в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего осуществление охранной деятельности в образовательном учреждении.".
Из пояснений Заказчика установлено, что 1 марта 2023 г. ООО ЧОО "Легионер" преступило к исполнению обязанностей по Контракту, вместе с тем сотрудники Общества не имели при себе оригиналов служебных удостоверений, личных карточек, удостоверяющих принадлежность к сотрудникам ООО ЧОО "Легионер", что противоречит разделу 3 Технического задания.
Данный фак подтверждается актами о не допуске (допуске) к работе от 01 марта 2023 г.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" обязанностью Заказчика является обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В целях недопущения угрозы жизни и здоровью обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, Заказчиком был заключен договор с Обществом с ограниченной ответственностью "Легион" на оказание услуг физической охраны с единственным поставщиком на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ сроком оказания услуг с 02 марта 2023 г. по 17 марта 2023 г.
В связи с чем, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту.
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено: "Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 03 марта 2023 года.
Согласно части 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Из представленных документов Комиссией установлено, что Заказчиком 13 марта 2023 г. размещено извещение об отмене решения об одностороннем отказе N1 в Единой информационной системе.
В своих пояснениях Заказчик указывает, что ООО ЧОО "Легионер" представило надлежащим образом заверенные копии служебных удостоверений и личные карточки сотрудников.
Вместе с тем, после устранения нарушений 20 марта 2023 г. Общество не приступило к исполнению обязательств по Контракту. По данному факту Заказчиком составлен акт от 20 марта 2023 г.
В связи с этим, Заказчиком повторно в Единой информационной системе 21 марта 2023 г. размещено Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 03 апреля 2023 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из пояснений Общества установлено, что у ООО ЧОО "Легионер" присутствовало намерение исполнить Контракт в полном объеме, о чем свидетельствует выставленный пост охраны на объекте 01 марта 2023 г.
Так же в ходе рассмотрения обращения представитель Общества акцентировал внимание на том, что оригиналы служебных удостоверений и личные карточки сотрудников находились по адресу регистрации ООО ЧОО "Легионер" в г. Екатеринбург, в связи с данным фактом, у сотрудников отсутствовала возможность представить оригиналы документов по требованию Заказчика в момент исполнения обязательств по Контракту.
Вместе с тем, в целях устранения допущенных нарушений ООО ЧОО "Легионер" 13 марта 2023 г. представило надлежащим образом заверенные копии служебных удостоверений и личные карточки сотрудников.
Ввиду отсутствия сведений о возможности допуска сотрудников Общества на пост охраны, ООО ЧОО "Легионер" был пропущен срок исполнения обязательств по Контракту с 20 марта 2023 г.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности участника.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО ЧОО "Легионер" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО ЧОО "Легионер", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено 16 исполненных контрактов, по которым ООО ЧОО "Легионер", являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО ЧОО "Легионер", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО ЧОО "Легионер", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО ЧОО "Легионер", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023