резолютивная часть решения объявлена 06.04.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: в составе -в присутствии представителей Заявителя -., Заказчика - рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0104200000423000105 "Поставка медицинского оборудования" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
По мнению Заявителя, Заказчиком, при формировании Извещения об осуществлении Аукциона, допущены нарушения Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем:
1. При формировании извещения Заказчиком не использован код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару, что является нарушением статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Заказчик необоснованно объединил в один лот медицинские изделия, относящиеся к разным видам номенклатурной классификации, что нарушает положения пункта 2 части 29 статьи 34, части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в описании указаны избыточные требования к объекту закупки, не имеющие обоснования, что не соответствует статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком в описании объекта закупки указано требование к году выпуска товара - не ранее 2023 года.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу Заявителя, из текста которых следует, что доводы, указанные в жалобе, необоснованны и не подлежат удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 23.03.2023 г. в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение об осуществлении Аукциона N0104200000423000105 "Поставка медицинских изделий" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 74 200 125 руб. 33 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 Правил установлено, что Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил.
При размещении закупки заказчиком был применен код ОКПД2 26.60.11.119 "Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях". Вместе с тем, по мнению Заявителя, вышеуказанному товару соответствуют иные позиции КТРУ.
Согласно файлу с наименованием "Приложение N2-ТХ", размещенному в составе Извещения, наименование оборудования который планирует купить Заказчик отражено как: "Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая - 1 шт."
По наименованию оборудования, описанного Заказчиком, в каталоге товаров, работ, услуг можно найти следующие категории:
26.60.11.113-00000058 Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая;
26.60.11.113-00000057 Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая;
26.60.11.113-00000056 Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая;
26.60.11.113-00000055 Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая;
26.60.11.113-00000054 Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая;
26.60.11.113-00000053 Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая;
26.60.11.113-00000052 Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая;
26.60.11.113-00000051 Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая;
26.60.11.113-00000050 Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая;
26.60.11.113-00000049 Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, Заказчиком ошибочно выбран код ОКПД2, который не соответствует по назначению к виду оборудования, планируемому к закупке, при наличии позиции КТРУ, соответствующей закупаемому оборудованию, что в свою очередь привело к несоблюдению Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Следовательно, Заказчиком нарушен пункт 6 Правил и как следствие пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В этой связи указанный довод Заявителя признает Комиссией обоснованным.
Довод Заявителя о том, что Заказчик необоснованно объединил в один лот медицинские изделия, относящиеся к разным видам номенклатурной классификации не находит своего подтверждения, в силу следующего.
Пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N620 определено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н утверждена номенклатурная классификации медицинских изделий по видам (далее - Классификация). Классификация содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта составляет 74 200 125,33 (Семьдесят четыре миллиона двести тысяч сто двадцать пять рублей, 33 копейки)
Согласно Извещения, Заказчиком помимо "аппарата рентгеновского прочего, используемого для диагностики, применяемого в медицинских целях" закупается следующее:
- Автоматический инжектор (п. 125);
- Автоматический инжектор с возможностью вариабельного потока контрастного вещества (п.126);
- Хирургический светильник над столом пациента (п. 157);
- Система интерком для связи операционной и пультовой (п. 156);
- Устройство записи DVD-Dicom в пультовой (п. 158);
- Средства защиты медицинского персонала от рентгеновского излучения (п. 163).
Как указывает Заказчик, Аппарат рентгенографический (Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая) представляет один вид медицинского изделия - система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая (вид 1911401): стационарная диагностическая рентгеноскопическая система, специально разработанная для оптимизации способности пользователя визуально и количественно оценивать анатомические и функциональные особенности кровеносных сосудов сердца, головного мозга и других органов, а также лимфатической системы. В ней используются цифровые средства для получения изображений в режиме реального времени, их отображения и манипуляций с ними; как правило, помимо прочего, с помощью системы можно проводить прицельную рентгенографию. Обычно используется в сочетании с инъекцией рентгеноконтрастного вещества либо во время рентгеновской визуализации, либо при проведении хирургических или интервенционных процедур под рентгеновским контролем. Изображения можно просматривать как в режиме реального времени, так и позднее.
Оборудование, приобретаемое для нужд ГБУЗ ИГОДКБ, состоит из множества различных медицинских изделий, имеющих свои виды в соответствии с номенклатурной классификацией, которые объединены производителем в единую систему и обеспечивают ее функциональное назначение (автоматический инжектор, хирургический светильник над столом пациента, система интерком для связи операционной и пультовой, устройство записи DVD-Dicom в пультовой , средства защиты медицинского персонала от рентгеновского излучения и.т.д.). Вышеперечисленные медицинские изделия входят в единый комплекс оборудования, что исключает возможность использования приобретаемого оборудования отдельно.
Также, заказчик отмечает, что согласно статье 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий.
Предметом закупки является только один вид медицинского изделия - Аппарат рентгенографический Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая 1 штука.
При формировании объекта закупки Заказчик руководствовался функциональным назначением Оборудования, исходя из планируемых видов эндоваскулярных вмешательств, клинических протоколов, стандартов оказания качества и безопасности медицинской помощи детям с учетом профиля лечебного учреждения.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия, проанализировав доводы Заявителя, приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы.
Довод Заявителя об установлении избыточных требований к объекту закупки, также не нашел своего подтверждения, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик обязан использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании Заказчика указаны требования к характеристикам товара в соответствии с ГОСТ, потребностями и спецификой деятельности Заказчика, обеспечивающие максимальные возможности с помощью стационарной диагностической рентгеноскопической системы визуально и количественно оценивать анатомические и функциональные особенности кровеносных сосудов сердца, головного мозга и других органов, а также лимфатической системы. В Техническом задании содержится обоснование необходимости установления дополнительных характеристик, объективность требований к товару определена медицинскими работниками, с учетом личного опыта, персональных особенностей, а также спецификой лечебного учреждения, что не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, а также не предусматривает ограничения по включению в Техническое задание требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В связи с вышеуказанными потребностями, Заказчиком были сформированы характеристики не нарушающие положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
Довод жалобы о неправомерном установлении требований к году выпуска оборудования, Комиссия также признает несостоятельным, в силу следующего.
Закупка предполагает поставку товара не ранее 01.01.2024 г. и не позднее 01.09.2024 г., при этом Заказчик при установлении указанных требований исходит из собственной потребности, так как поставка оборудования с датой изготовления ранее 2023 года, может нести риски поставки оборудования с истекшим сроком хранения.
Согласно с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Заявителем не предоставлено документов и сведений, подтверждающих нарушение Заказчиком положений Закона о контрактной системе, а также указаний на то, что невозможно поставить товар, удовлетворяющий требованиям к дате производства.
Наряду с указанным, необходимо отметить, что согласно сведениям, представленным Оператором ЭТП, на участие в Аукционе была подана одна заявка.
При этом Комиссией принято решение предписание об устранении выявленных нарушений в рассматриваемом случае не выдавать, поскольку указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с поступлением единственной заявки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТМК" обоснованной в части.
2 Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 11 апреля 2023 г. N 007/06/42-290/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2023