рассмотрев жалобу ИП Тарураева Э.В. (далее - Заявитель) на действия МКУ "Центр муниципальных закупок" администрации МО Ленинградский район при проведении запроса котировок в электронной форме: "Оказание услуг по передаче неисключительных лицензионных прав на установку и использование операционной системы Альт Рабочая станция 10/бессрочная/флэш/арх.64 бит" (извещение N 0818600012923000025) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что требования, установленные в Извещении нарушают положения Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.03.2023 г. уполномоченным органом - администрации МО Ленинградский район размещено извещение на проведение запроса котировок в электронной форме: "Оказание услуг по передаче неисключительных лицензионных прав на установку и использование операционной системы Альт Рабочая станция 10/бессрочная/флэш/арх.64 бит" (извещение N 0818600012923000025). Заказчик - МКУ "Центр муниципальных закупок" администрации МО Ленинградский район. Начальная (максимальная) цена контракта - 58 500,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявитель в жалобе указывает, что предметом закупки является "Оказание услуг по передаче неисключительных лицензионных прав на установку и использование операционной системы Альт Рабочая станция 10/бессрочная/флэш/арх.64 бит", Заказчик необоснованно установил требование в Описании объекта закупки без возможности предоставления эквивалента.
В соответствии с п. 1), п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Извещение запроса котировок в электронной форме содержит перечень прикрепленных документов: "+Обоснование_НМЦК.xls", "+Проект контракта, Alt Linux.docx", "Изменения_Описание Alt Linux.docx", "Требование к составу заявки на участие в котировке.docx".
Заказчиком представлены пояснения в которых указано, что в контуре информационной системы и локальной сети Заказчика уже используется операционная система Альт Рабочая станция 10 с техническими характеристиками в соответствии с Описанием объекта закупки, которая соответствует текущей процессорной архитектуре имеющегося оборудования. В используемой операционной системе:
графическая рабочая среда МАТЕ;
поддерживает файловые системы ext2, ext3, ext4;
Включение/Выключение правила запуска любых команд с помощью sudo для локального администратора (члена группы wheel) с его паролем;
Используемая операционная система имеет интеграцию в домен Samba.
Операционная система оснащена поддержкой официального отечественного репозитория Sisyphus (далее - "Сизиф"), который включает следующие компоненты:
- версии программных продуктов, подходящих для работы в операционной системе (rpm- и src.rpm-пакеты);
- инструментарий для подготовки и тестирования программных пакетов (hasher, gear, git; sisyphus_check, qa-robot, repocop; etc);
- инструментарий обеспечения целостности репозитория (apt);
- инструментарий для разработки конечных решений и, в частности, дистрибутивов (mkimage, Alterator, Installer);
"Сизиф" основан в России, находится в российской юрисдикции. Банк пакетов обновляется ежедневно.
Согласно официальной странице "Базальт СПО" в сети "Интернет" https://www.basealt.ru/ операционные системы "Альт" внедрены и поддерживаются партнерами компании на коммерческих предприятиях и в госсекторе на сотнях тысяч компьютеров по всей России. С ними совместимо значительное число прикладных программ из Единого реестра. "Базальт СПО" входит в НП РУССОФТ, АРПП "Отечественный софт", Ассоциацию документальной электросвязи.
Таким образом, в нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком установлено требование в Описании объекта закупки без возможности предоставления эквивалента к операционной системе "Альт Рабочая станция 10/бессрочная/флэш/арх.64 бит без возможности предоставления эквивалента.
Допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
В составе жалобы Заявителем указано на установление следующих неправомерных требований к системному программному обеспечению в файле "Изменения_Описание Alt Linux.docx":
"1) Операционная система должна устанавливаться и функционировать на компьютеры с архитектурой x86_64 (64-разрядный процессор Intel или AMD) и i586.
2) Операционная система должна устанавливаться на компьютеры с 64-разрядными intel-совместимыми процессорами с поддержкой EFI (без отключения SecureBoot). Доверенная загрузка должна обеспечивать защиту от уязвимостей типа "Boot Hole" и "Secure Boot Bypass 2021".
3) Операционная система должна иметь в составе ядро не ниже 5.10 для обеспечения корректного функционирования современных средств вычислительной техники. Система должна предоставлять утилиты для установки, удаления и обновления ядра, включая модули, а также для выбора ядра по умолчанию".
Так, по мнению Заявителя, Заказчиком некорректно указаны функциональные характеристики, поскольку Заказчику необходима операционная система, функционирующая на 64-битной архитектуре, при этом также указана необходимость функционирования на процессорах i586, которые в свою очередь функционируют на 32-битной архитектуре, что является противоречащей характеристикой описания объекта закупки.
Кроме того, из вышеуказанных положений также следует, что Заказчику не требуется установка и функционирование операционных систем на архитектуре i586, поскольку в описании ядра оперативной системы указано: "не ниже 5.10 для обеспечения корректного функционирования современных средств вычислительной техники". Компьютеры с 32-битной (i586) архитектурой не являются современными средствами вычислительной техники, и такое оборудование, работающее на базе процессоров архитектуры i586, снято с производства в период с 2004 по 2008 годы. Таким образом, установленное Заказчиком требование "Операционная система должна устанавливаться и функционировать на компьютеры с архитектурой i586", противоречит другим функциональным и техническим требованиям, изложенным в описании объекта закупки.
Также в составе жалобы Заявителем обозначено, что у разработчиков российских операционных систем нет одной и единой операционной системы, а также лицензии на неё, которая поддерживала бы одновременно обе архитектуры.
Таким образом, в соответствии с текстом жалобы, Заказчик допустил ограничение конкуренции и создание преимущества для возможности предложения к закупке одного конкретного продукта, а именно ОС "Альт", разработчиком которой является ООО "Базальт СПО".
Заказчиком представлены письменные пояснения в которых с доводами жалобы не согласился, из пояснений следует, что требование к 32/64-битной архитектуре в техническом задании указывает исключительно на необходимость совмещения операционной системы для обоих архитектурах. Такое требование установлено, ввиду наличия компьютеров у Заказчика с процессорами обеих архитектур.
Архитектура i586 - это условное обозначение Intel Pentium, (на AMD также установится и будет работать на процессоре как 32х битном, так и на 64х битном): 64х битные процессоры работают и на архитектуре i586 и на архитектуре х86_64. 64х битная архитектура может выполнять 32х битные инструкции.
Заказчик использует компьютеры, работающее в том числе и на базе процессоров архитектуры i586, а именно: системные блоки имеют характеристику: процессор Intel Pentium Dual CPU 1,80 ГГц, 2Гб оперативной памяти, 40Гб жёсткий диск; процессор Intel Pentium D CPU 2,80 ГГц, 2Гб оперативной памяти, 80Гб жёсткий диск. Соответственно, требование к 64- битной и 32-битной архитектуре в техническом задании указывает исключительно на необходимость совмещения операционной системы на обоих архитектурах. В соответствии с открытыми источниками сети "Интернет" у ряда поставщиков есть лицензия "Архитектурный даунгрейд", позволяющая в рамках лицензии на дистрибутив под архитектуру "х86-64" использовать дистрибутив под архитектуру i586. В Реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных есть, как минимум две операционные системы, соответствующие требованию технического задания.
В соответствии с открытыми источниками сети "Интернет" у ряда поставщиков в есть лицензия "Архитектурный даунгрейд", позволяющая в рамках лицензии на дистрибутив под архитектуру "х86-64" использовать дистрибутив под архитектуру i586. В Реестре российских программ для ЭВМ и БД есть, как минимум, 2 ОС, соответствующих требованию технического задания. Так, сборка операционной системы под i586 и "х86-64", помимо разработчика, указанного в жалобе, присутствует у UBLinux (реестр программного обеспечения https://reestr.digital.gov.ru/reestr/308224/?sphrase_id=2525787), при этом поддержка системы оговорена производителем в открытых источниках: https://ublinux.com/support/functionality.
Таким образом, оспариваемые требования не является противоречащими характеристиками. Вместе с тем при формировании требований в техническом задании Заказчик опирался на имеющийся парк компьютеров на процессорах с разной архитектурой, в том числе и на платформах i586/i686, которые используются на рабочих местах Заказчика в настоящее время.
На довод Заявителя о том, что операционная система должна устанавливаться на компьютеры с 64-разрядными intel-совместимыми процессорами с поддержкой EFI (без отключения SecureBoot). Доверенная загрузка должна обеспечивать защиту от уязвимостей типа "Boot Hole" и "Secure Boot Bypass 2021" из пояснений заказчика следует.
Проект UEFI не принадлежит исключительно Microsoft. Заказчик использует Intel-совместимые компьютеры с UEFI. Обеспечение доверенной загрузки осуществляется как аппаратурой (модуль Secure Boot), так и дополнительными совместимыми и сертифицированными ФСТЭК России средствами. Необходимо наличие закрытых уязвимостей загрузчика операционной системы: CVE-2022-2601/BDU:2022-06819 и CVE-2022-3775/BDU:2022-06820.
Технология Secure Boot входит в спецификацию UEFI. Спецификация UEFI (Unified Extensible Firmware Interface, Унифицированный расширяемый микропрограммный интерфейс, унифицированный расширяемый интерфейс прошивки или расширяемый аппаратный интерфейс), ранее известная как Extensible Firmware Interface (EFI), определяет интерфейс между операционной системой и микрокодом (микропрограммами), управляющим оборудованием.
Безопасная загрузка, или Secure Boot - это протокол в составе UEFI, который проверяет на запуске операционную систему и драйверы. При наличии либо отсутствии цифровой подписи у компонентов он разрешает или запрещает их дальнейшую работу. Главная задача Secure Boot состоит в том, чтобы защитить систему от проникновения вредоносного софта, который загружается вместе с операционной системой. Эти программы крайне опасны, т. к. проникают в компьютер до запуска антивируса, вследствие чего последний их не обнаруживает. К такому программному обеспечению относят вирусы- вымогатели, руткиты (предоставляют злоумышленникам удаленный доступ к персональному компьютеру), и т. п. Еще одна задача Secure Boot - ограничение перечня систем, способных функционировать на конкретном компьютере.
"Альт Рабочая станция" включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (регистрационный номер ПО: 1292).
Заказчику необходимо использование отечественного программного обеспечения с лицензией. Сертификации ФСТЭК и ФСБ не требуется ввиду того, что обработка критической информации не предусмотрена.
Совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в извещение требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Описание объекта закупки разработано заказчиком с учетом опыта исполнения контрактов с аналогичными видами работ целью выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с требованиями к содержанию извещения о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
На основании п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тарураева Э.В. обоснованной в части нарушения ч. 2 ст. 8, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Центр муниципальных закупок" администрации МО Ленинградский район нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818600012923000025).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 апреля 2023 г. N 346/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2023