Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Сибирские инновационные системы" (далее - Заявитель) на действия министерства транспорта и дорожного хозяйства КК при проведении ГКУ КК "ДГЗ" открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по техническому сопровождению региональной системы мониторинга транспортных средств, объектов и ресурсов Краснодарского края" (извещение N 0818500000823002148) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что извещение по закупке не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Представителями Уполномоченного учреждения и Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился открытый конкурс в электронной форме "Оказание услуг по техническому сопровождению региональной системы мониторинга транспортных средств, объектов и ресурсов Краснодарского края" (извещение N 0818500000823002148).
Заказчик - министерство транспорта и дорожного хозяйства КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 496 000,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании п.1) ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе гласит, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель считает, что требования п.1.7 описания объекта закупки к патентной чистоте и защите авторских прав влекут ограничение конкуренции и просит внести изменения в документацию, исключив их.
Согласно п.1.7 Описания объекта закупки Требования к патентной чистоте и защите авторских прав:
В состав Системы мониторинга входит программное обеспечение "Универсальная информационная система мониторинга транспортных средств "Интеграция".
В связи с тем, что Заказчик не обладает исключительными правами на данный программный продукт, работы по инсталляции, организационные преобразования, внесение изменений и(или) переработка логики и функциональных возможностей программы осуществляться без нарушения прав правообладателя на результаты интеллектуальной деятельности.
Порядок подтверждения Исполнителем своих правомочий на возможность осуществления предусмотренных Техническим заданием и приложениями к нему мероприятий, обязанностей и действий:
Непосредственно до начала оказания услуг Исполнитель обязан документально подтвердить свои правомочия на возможность осуществления предусмотренных Техническим заданием и приложениями к нему мероприятий, обязанностей и действий. Надлежащим подтверждением правомочий может служить один из следующих документов:
- документ, подтверждающий, что Исполнитель является правообладателем (понятие правообладатель используется в смысле ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации) программного обеспечения, входящего в состав региональной системы мониторинга транспортных средств, объектов и ресурсов Краснодарского края,
- лицензионный договор с правообладателем программного обеспечения входящего в состав региональной системы мониторинга транспортных средств, объектов и ресурсов Краснодарского края, предоставляющий Исполнителю полномочия, необходимые и достаточные для оказания услуг в соответствии с Техническим заданием;
- сублицензионный договор с лицом, с которым правообладатель программного обеспечения заключил лицензионный договор и предоставил этому лицу права на использование программного обеспечения, и которое, в свою очередь, предоставило соответствующие права Исполнителю в объеме, необходимом и достаточном для оказания услуг в соответствии с Техническим заданием.
В состав системы мониторинга входит программное обеспечение "Универсальная информационная система мониторинга транспортных средств "Интеграция" (далее - ПО).
В соответствии со ст. 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации, в рамках лицензионного соглашения от 28.12.2020 "О предоставлении прав на использование программы для ЭВМ "Универсальная информационная система мониторинга транспорта "Интеграция"" (далее - лицензионное соглашение) заказчик обладает неисключительным правом (простой неисключительной лицензией) на названное ПО для использования в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края, органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края и подведомственных им организациях, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), иных федеральных органах исполнительной власти, экстренных и оперативных службах Краснодарского края и муниципальных образований Краснодарского края в рамках исполняемых ими государственных функций и полномочий.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержащий исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, предусматривающий требование об обладании исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности только в случае, если в связи с исполнением контракта Заказчиком приобретаются права на такие результаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ программы для ЭВМ относятся к объектам авторских прав и охраняются как литературные произведения. Кроме того, к объектом авторских прав относятся производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения (подпункт 1 пункта 2 статьи 1259 ГК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1235 ГК РФ лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату. Исходя из данной нормы, осуществлять внесение изменений в программу Лицензиат вправе только в тех пределах, которые предусмотрены лицензионным договором.
Лицензионным соглашением на использование программы для ЭВМ "Универсальная информационная система мониторинга транспорта "Интеграция" от 28.12.2020 предусмотрено, что лицензиар предоставляет Заказчику только права использования программы (простое право) и ни один пункт лицензионного соглашения не означает передачу прав собственности, в том числе на адаптированное и/или модифицированное ПО (пункт 1.4 лицензионного соглашения).
Пунктом 3.1 указанного соглашения установлен прямой запрет лицензиату: на копирование ПО (за исключением случаев прямо предусмотренных соглашением); на воспроизведение ПО; на распространение экземпляров ПО, его частей и/или осуществление иных действий, направленные на извлечение коммерческой выгоды в отношениях с третьими лицами из использования ПО.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1280 ГК РФ лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных (пользователь), вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ, а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем.
В услугу по техническому сопровождению региональной системы, являющуюся предметом контракта, входят работы по устранению сбоев и неисправностей в работе Системы мониторинга; производится администрирование и настройка (перенастройка) Системы мониторинга; производится администрирование и настройка (перенастройка) всех сервисов, приложений Системы мониторинга.
Техническое сопровождение также предусматривает, в том числе: администрирование системы управления базами данных; настройку адаптеров протоколов информационного обмена с внешними системами и оборудованием; обслуживание и администрирование общесистемного ПО и СУБД.
Техническое сопровождение Интернет-сервисов для обеспечения информирования населения с использованием электронных информационных табло и специализированных сайтов (приложений) включает обеспечение работоспособности Интернет-сервисов, диагностику сбоев, необходимую донастройку адаптеров протоколов, взаимодействие с Пользователями Системы мониторинга. Техническое сопровождение предусматривает также настройку алгоритмов расчета точного времени прибытия с учетом траекторий и коридоров движения транспортных средств, мест отстоя, а также обработку аварийных ситуаций, поломок и пробок на дорогах.
Министерством письмом от 07.04.2023 N 60-06.02-4696/23 в адрес ООО "Кубань-Информ-Холдинг-Юг" (правообладателя) был направлен запрос о предоставлении информации о возможности оказания вышеуказанных услуг в рамках лицензионного соглашения, заключенного с правообладателем (копия письма прилагается).
В соответствии с письмом ООО "Кубань-Информ-Холдинг-Юг" от 07.04.2023 N ИО-805/2023 в адрес Министерства сообщено, что в соответствии с Лицензионным соглашением о предоставлении прав на использование программы для ЭВМ "Универсальная информационная система мониторинга транспорта "Интеграция", заключенным 28 декабря 2020 года между ООО "Кубань-Информ-Холдинг Юг" и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, лицензиат не имеет права: - копировать ПО, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Соглашением; - воспроизводить ПО; - распространять экземпляры ПО, его части и/или осуществлять иные действия, направленные на извлечение коммерческой выгоды в отношениях с третьими лицами из использования ПО (пункт 3.1 Соглашения).
Следовательно, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в соответствии с условиями Лицензионного соглашения не вправе предоставлять экземпляры ПО (его части) ЭВМ "Универсальная информационная система мониторинга транспорта "Интеграция" третьим лицам. Правообладатель также сообщил, что право на использование ПО (его части) ЭВМ "Универсальная информационная система мониторинга транспорта "Интеграция" может быть приобретено в заявительном порядке на коммерческой основе у ООО "Кубань-ИнформХолдинг-Юг".
В данном случае речь идет о ситуации, предусмотренной подпунктом 9 части 2 статьи 1270 ГК РФ, т.к. переработка и любые изменения являются одним из способов использования результата интеллектуальной деятельности.
По общему правилу любое использование (в том числе и указанным способом) не может быть осуществлено без разрешения правообладателя.
То есть, выполнение вышеперечисленных работ в рамках имеющегося у заказчика лицензионного соглашения невозможно, следовательно, требования п. 1.7 описания объекта закупки, содержащее требования к патентной чистоте, являются обоснованными.
Извещение об осуществлении закупки содержит следующие электронные документы: описание объекта закупки; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению; порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указаны, в том числе: состав работ (услуг); ожидаемый результат предоставления услуг; общие сведения, а также функциональные и технические характеристики региональной системы мониторинга транспортных средств, объектов и ресурсов Краснодарского края.
Состав размещенной на электронной площадке информации об объекте закупки является достаточным для оценки объёмов и сложности необходимых заказчику работ и услуг, а также для принятия потенциальными участниками закупки решения об участии в данной закупке.
В связи, с чем требование Заявителя о предоставлении уточнённого руководства пользователя, уточнённого описания API системы, лицензионного договора на использование модернизированного ПО системы мониторинга транспортных средств, объектов и ресурсов Краснодарского края, необоснованно.
Таким образом, извещение по закупке не нарушает положения Закона о контрактной системе.
Жалобы на нарушение Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" рассматриваться в порядке, предусмотренном Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 г. N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации".
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СИС" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823002148).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 апреля 2023 г. N 368/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023