Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<------->,
Членов Комиссии:
<------->;
<------->,
рассмотрев жалобу ООО "Теплозащита" на действия котировочной Комиссии при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на "Поставка песка", начальная (максимальная) цена контракта - 1 999 996,76 рублей (извещение N 0190300003723000225), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -wwwzakupki.gov.ru (далее - Запрос котировок, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему (далее - ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия котировочной комиссии.
Заявитель считает, что действия котировочной комиссии противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении запроса котировок, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, приложенными документами, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 21.03.2023 11:27 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 28.03.2023 09:00 (МСК+2);
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 30.03.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы следует, что Заявитель обжалует действия котировочной комиссии, выразившиеся в признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. п. 1 - 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок, рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
Исходя из приведенных выше положений Закона о контрактной системе, участник закупки, в случае подачи заявки, обязан соблюдать, в том числе обязательные требования к составу такой заявки, содержащиеся как в Законе о контрактной системе, так и в извещении. При этом участник закупки самостоятельно несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в такой заявке, и должен оценивать риски быть отклоненным в случае несоблюдения указанных обязательных требований.
Обязанностью же комиссии по закупкам, в частности при рассмотрении заявок участников закупки, является проверка соответствия таких заявок требованиям, сформулированным заказчиком в извещении.
Также необходимо учитывать, что критерием допуска участника к участию в закупке является, в том числе соответствие заявки всем требованиям, указанным в извещении. При этом комиссией подвергаются анализу документы, непосредственно представленные участниками закупки в составе заявки, и именно таким документам дается оценка.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2023 NИЗК1 следует, что котировочная комиссия рассмотрев в соответствии с ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе заявки на участие в закупке, информацию и документы на соответствие извещению об осуществлении закупки и приняла решение об отклонении Заявки, с идентификационным номером N 20 (Заявитель) на основании пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50, п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе. Заявка подлежит отклонению в случае несоответствия информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно: в заявке участника характеристики предлагаемого товара не соответствуют показателям, установленным в описании объекта закупки (Приложение N 1), так как предложено "Класс песка: I", тогда как в описании объекта закупки предусмотрено "Класс песка: II"; в случае непредставления в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, а именно: в заявке участника не представлены характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (Приложение N 1), а именно, отсутствует информация о марке по дробимости.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка песка.
В соответствии с Приложением N1 к извещению о проведении закупки "Описание объекта закупки" Заказчиком осуществляется закупка на поставку песка с указанием на функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные характеристики закупаемого товара такие как:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Тип песка |
Песок природный |
Класс песка |
II |
Группа песка |
Мелкий |
Тип по способу добычи |
Карьерный |
Мытый песок |
Нет |
Обогащенный песок |
Нет |
Фракционированный песок |
Нет |
Марка по дробимости |
800 |
Проверив описание объекта закупки Комиссией установлено, что описание Заказчиком сформировано в полном соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе и позицией КТРУ - 08.12.11.130-00000002.
Приложением к извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в запросе котировок и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки (предложения в отношении объекта закупки) на участие в закупки следует, что:
В инструкции по заполнению заявки на участие в закупке установлены требования к конкретным показателям поставляемого товара, в том числе поставляемого при выполнении работы, оказании услуги.
Участник закупки в составе заявки представляет информацию о конкретных показателях поставляемого товара, в том числе при выполнении работы, оказании услуги в соответствии со значениями, позволяющими определить соответствие закупаемых товаров потребностям Заказчика, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Перечень товаров и допустимые значения по каждому показателю указаны в описании объекта закупки.
Изучив заявку Заявителя Комиссия установила, что участником закупки в своей заявке предложен к поставке песок первого класса, при этом заявке Заявителя не содержит сведений о марки по дробимости, что не соответствует потребности Заказчика и нарушают требования извещения об осуществлении закупки в части требований к составу, содержанию заявки и инструкции по ее заполнению.
Изучив требования извещения о проведении закупки, а также заявки участников закупки Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Единой комиссии нарушений требований Закона о контрактной системе и правомерном отклонении заявки N 20 (Заявителя), в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
В части довода Заявителя о том, что победитель закупки ООО "Управляющая Компания Благо" не имеет лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а так же отсутствуют сведения в Реестре лицензий на пользование недрами для целей геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (по состоянию на 01.03.2023), Комиссия сообщает, что Заказчиком осуществляется закупка на поставку песка, а не на его добычу, в связи с чем, любой участник имеет возможность поставки такого товара в не зависимости от наличия, либо отсутствия такой лицензии.
В отношении довода Заявителя о том, что в п. 2.7 проекта контракта, указано, что в ходе исполнения Контракта по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка Товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства), которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте, в соответствии с частью 7 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с чем предложенный им класс песка 1 является лучшим по отношению к классу песка 2, установленным Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, Комиссия сообщает, что возможности поставки товара с улучшенными характеристиками предусмотрена только по согласованию с Заказчиком и только при исполнении контракта, на этапе определения поставщика такая возможность не предусмотрена, в связи с чем предлагаемый к поставке участником закупки товар должен соответствовать потребности Заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки и не допускать его изменение.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Теплозащита" на действия котировочной Комиссии при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на "Поставка песка", начальная (максимальная) цена контракта - 1 999 996,76 рублей (извещение N 0190300003723000225), необоснованной.
Председатель Комиссии: <------->
Члены Комиссии: <------->
<------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 апреля 2023 г. N 089/06/50-237/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2023