Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____..>
<_____..>
<_____..>
Рассмотрев направленное Заказчиком - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 13823эа от 19.12.2022 на оказание услуг по техническому обслуживанию передвижных дизельных генераторов, дизельных электрических установок и текущему ремонту вводно-распределительных устройств аварийного питания, цена контракта - 718 740,00 рублей, (извещение N 0190200000322013823), с ИП Хрипунов Е.А. (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения N 89-1865/01-08/7222 от 22.03.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что между ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" (далее - Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Хрипунов Евгений Анатольевич (далее - Исполнитель) на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.12.2022 N ИЭА1 заключен контракт N 13823эа от 19.12.2022 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию передвижных дизельных генераторов, дизельных электрических установок и текущему ремонту вводно-распределительных устройств аварийного питания (далее - контракт).
Пунктом 3.2. контракта предусмотрено, что оказание услуг осуществляется ежемесячно с момента заключения контракта, но не ранее чем 01.01.23 г. по 31.12.2023.
Техническим заданием к контракту (Приложение N 1) описаны перечни работ по оказанию услуг, предусматривающие, в том числе, виды работ, выполняемых ежедневно.
До настоящего времени Подрядчик к выполнению работ в рамках заключенного контракта не приступил:
- не предоставлен пакет разрешительных документов согласно пп.2.4.3., 2.4.4; 2.4.7. контракта N 13823эа от 19.12.2022;
- не предоставлены заверенные надлежащим образом копии приказов о назначении лиц ответственных за электробезопасность, ПБ и ТБ, при выполнении работ в процессе обслуживания с указанием контактных данных (телефонных номеров) (пункт 2.4.З.);
- не предоставлен список аттестованного электротехнического оперативно-ремонтного персонала с указанием ФИО и удостоверений с группой допуска по электробезопасности не ниже III до 1000В.
- при встрече с Подрядчиком в предоставленном пакете документов на дизелиста, на которого возложено непосредственное выполнение обязанностей по обслуживанию ДЭС, отсутствуют документы, подтверждающие опыт работы не менее 3 лет по техническому обслуживанию и текущему ремонту дизельных установок. В предоставленном удостоверении на машиниста электростанции передвижной, указан срок обучения с 28 августа 2022 г. по 07 ноября 2022 г. в количестве 217 часов, т.е. опыт работы по обслуживанию ДЭС и ДЭУ ЕС ^П50пР1 100Е1модель 1100 к.У.А отсутствует (пункт 2.4.4.);
- не предоставлены разработанные инструкции по технике безопасности при эксплуатации дизель-генераторных установок, дизельных генераторов КDЕ 19ЕАЗ/19SТАЗ, КОЕ12000ЕАЗ-ТАЗ, стационарных дизель-генераторных установок ДЭС-125 (пункт 2.4.7.)
Предлагаемое замещающее лицо (его бухгалтер) для решения технических и иных вопросов не подтверждается официальными документами, определяющие полномочия руководителя ИП Хрупунов Е.А. (отсутствуют приказы, доверенности).
- на телефонные звонки не отвечает;
- на неоднократные письма не отвечает;
На основании вышеизложенного, руководствуясь, статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 13823эа, заключенного с ИП Хрипунов Е.А.
Объяснение на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 06.04.2023 NАД/1063, по делу N 089/06/104-246/2023 не поступило.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.7 Контракта Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
19.12.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 7490 (далее - Контракт).
22.03.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.03.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 03.04.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В результате рассмотрения представленных в обращении Заказчика документов, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что адрес ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" поступила информация о том, что Индивидуальным предпринимателем Хрипунов Евгений Анатольевич прекратил свою деятельность в связи со смертью, подтверждением служит выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей N ИЭ9965-23-35701301 от 10.04.2023 г. В связи, с чем не имел возможности исполнить обязательства по контракту N 13823эа от 19.12.2022.
Так, согласно статье 418 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Таким образом, возникли обстоятельства, свидетельствующие о том, что надлежащее исполнение Контракта оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Хрипунов Е.А. представленную Заказчиком ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 13823эа от 19.12.2022 на оказание услуг по техническому обслуживанию передвижных дизельных генераторов, дизельных электрических установок и текущему ремонту вводно-распределительных устройств аварийного питания, цена контракта - 718 740,00 рублей, (извещение N 0190200000322013823), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 апреля 2023 г. N 089/06/104-246/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023