Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 30.03.2023 N 1/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Метлайн" (далее - Комиссия), при участии представителя заказчика - ОГБУЗ "Вейделевская ЦРБ", уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", в отсутствии заявителя - ООО "Метлайн" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/49-277/2023 по жалобе ООО "Метлайн" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий - Кровать больничная, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (N закупки 0826500000923002151) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Метлайн" (далее - заявитель) на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из поступившей жалобы следует, что объектом закупки является поставка медицинских изделий - Кровать больничная, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Заявитель в жалобе указал, что на основании Распоряжения Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик обязан применить предоставление преимуществ учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов.
Из жалобы также следует, что в извещении об осуществлении закупки установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах заказчик установил условия допуска участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Вместе с тем в извещении об осуществлении закупки указано, что требуемому к поставке товару присвоен код по ОКПД 2 / КТРУ - 32.50.30.119 / 32.50.50.190-00002371, 32.50.30.119 / 32.50.50.190-00002369.
При этом в Перечень N 1 к Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 включено наименование вида медицинского изделия - "Кровати медицинские функциональные", с указанием кода ОКПД2 - 32.50.30.110.
Следовательно, заказчик должен применить ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" далее - Постановление N 102), в связи с тем, что объектом осуществляемой закупки является поставка "Кровати больничной", что в свою очередь соответствует наименованию группы Перечня N1, а именно: 32.50.30.110 "Кровати медицинские функциональные".
Заказчик - ОГБУЗ "Вейделевская ЦРБ", уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "Метлайн", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного учреждения, поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу ООО "Метлайн", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Метлайн", возражения уполномоченного учреждения и заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 20.03.2023 размещены извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - поставка медицинских изделий - кровать больничная, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 171 641,75 рубль.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Метлайн" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
1. В силу части 4 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
На заседании 04.04.2023 Комиссия установила, что до принятия решения по существу по результатам рассмотрения жалобы заявитель отозвал жалобу в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах жалоба, отозванная заявителем до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу, не подлежит рассмотрению контрольным органом в сфере закупок в порядке, предусмотренном Главой 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется контрольным органом в сфере закупок, путем проведения плановых проверок и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Следовательно, в случае, если отозванная заявителем жалоба содержит информацию, свидетельствующую о наличии нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях субъектов контроля, то такая информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона контрактной системе предусмотрено, что одним из оснований для проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки является поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Учитывая изложенное выше и в связи с поступлением в Белгородское УФАС России информации от ООО "Метлайн" о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Электронного аукциона, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N1576).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного учреждения пояснил, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком были применены коды КТРУ 32.50.50.190-00002371 и 32.50.50.190-00002369.
Из справочной информации позиции КТРУ 32.50.50.190-00002371 раздела "Общероссийские и международные классификаторы" следует, что коду ОКПД2 указанной позиции соответствует код 32.50.30.119 "Мебель медицинская прочая, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части", в связи с чем заказчиком выбран указанный код ОКПД2 (информация содержится в разделе "Дополнительная информация" извещения).
Аналогичная ситуация сложилась с позицией 32.50.50.190-00002369 КТРУ.
Кроме того, представитель уполномоченного учреждения пояснил, что частью 3 статьи 29 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Перечень).
Такой Перечень установлен распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В указанном Перечне отсутствует код ОКПД2 32.50.30.119, в связи с чем преимущества не были предоставлены, что соответствует требованиям Закон о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Постановлением N 102 утверждены перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1) и перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В указанных перечнях код ОКПД2 32.50.30.119 отсутствует.
Вместе с тем, код ОКПД2 32.50.30.110 указан в Перечне N 1, поскольку такой код ОКПД2 является общим для кода ОКПД2 32.50.30.119, следовательно, в извещении должно быть установлено требование об ограничениях и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 102.
Анализ информации размещенной в ЕИС показал, что в извещении не установлено требование об ограничениях и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 102.
Такое бездействие заказчика указывает на нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, представитель уполномоченного учреждения на заседании Комиссии пояснил, что на участие в аукционе подано 4 заявки.
При этом ни один из участников закупки не приложил сертификат СТ-1 для целей государственных и муниципальных закупок, поэтому, в силу части 2 Постановления N 102, заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не были бы отклонены.
При указанных обстоятельствах допущенное нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика.
Учитывая изложенное выше, Комиссия, руководствуясь абзацем вторым пункта 3.35 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому Комиссия вправе не выдавать предписание, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения, так как материалами жалобы не подтверждено, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информация, поступившая от ООО "Метлайн" нашла свое подтверждение в части нарушения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - ОГБУЗ "Вейделевская ЦРБ" нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе
3. Предписание не выдавать по основаниям, указанным в мотивировочной части решения.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 13 апреля 2023 г. N 20 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023