Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Импромед" на действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: фильтры бактериальные (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003423000924 ) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: фильтры бактериальные.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно жалобе заявитель не согласен с решением аукционной комиссии от 03.04.2023 о признании победителем закупки участника закупки N 169, предложившего к поставке иностранный товар.
Заявитель указывает, что на участие в закупке поступило шесть заявок две из которых предложили товар российского производства.
ООО "Импромед" к поставке предложен товар, произведенный исключительно из российского сырья, что подтверждается документами, предоставленными в составе заявки.
Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, представил письменные пояснения (письмо N 0165 от 10.04.2023) которые комиссией приобщены в материалы дела, указал, что заявки рассмотрены с учетом решения антимонопольного органа по делу N 072/06/44/39/2023.
Представитель ООО "Скаймед" позицию заявителя поддержал, предоставил письменные пояснения (письмо N14 от 11.04.2023), которые приобщены в материалы дела, указал, что на участие в закупке поступило 2 заявки, соответствующие требованиям документации о закупке, постановлению Правительства от 05.02.2015 N 102.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ООО "Импромед", Управления государственных закупок Тюменской области, ООО "Скаймед" исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации утверждено постановление Правительства от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 1 постановление Правительства Российской Федерации N 102 утвержден перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В примечании к Перечню N 2 указано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
Согласно пп. "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст.9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 утверждён Показатель локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее -Показатель локализации собственного производства медицинских изделий).
В силу п.3 постановления Правительства Российской Федерации подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами. Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
В силу п.1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Согласно пунктам 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1(при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что 21.02.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: фильтры бактериальные (реестровый номер закупки 0167200003423000924). Начальная (максимальная) цена контракта 3 612 380,00 рублей.
Из Приложению N 1 к Извещению о проведении закупки следует, что к поставке требуется: тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный, 46 000 штук, код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00477.
Согласно КТРУ, код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00477 "Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный", Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.13.190
Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки.
Пункт 3.2 Перечня N 2 постановления Правительства Российской Федерации N 102 содержит наименование медицинского изделия одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков "фильтр дыхательный (теплообменник/бактериальный фильтр, бактериальный фильтр для медицинских газов" с кодом ОКПД2 "32.50.13.190".
Таким образом, объект рассматриваемой закупки включен в перечень N 2 постановления Правительства Российской Федерации N 102.
Согласно Показателю локализации собственного производства медицинских изделий доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции - расходных материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких должна составлять на 2023 год не более 10 процентов для каждого наименования медицинского изделия.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 102 в электронном аукционе на поставку медицинских изделий: фильтры бактериальные установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N126н.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 03.04.2023 на участие в закупке поступило 7 заявок, победителем закупки признан участник закупки N 169 предложивший наименьшую цену контракта.
Материалами дела установлено, что на участие в закупке поступило 7 заявок. Заявки с идентификационными номерами N 169, 104, 70, 215, 249 предложили к поставке товар иностранного производства, заявки с идентификационными номерами N35, 170 предложили к поставке товар российского производства.
Комиссия, исследовав заявку N 35 (ООО "Скаймед) установила, что в составе заявки предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 12 февраля 2020 г. N РЗН 2018/7282 на фильтр дыхательный бактериально-вирусный однократного применения ООО "Ассомедика" (Республика Беларусь); сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N ВУRU3101007501 от 12.01.2023; Акт экспертизы происхождения товаров N 1/75-1 от 12.01.2023 на фильтр дыхательный бактериально-вирусный однократного применения, РУ N РЗН 2018/7282, согласно которому стоимость используемых материалов иностранного происхождения составляет-8,33 %, что в свою очередь соответствует Показателю локализации собственного производства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 102.
Исследовав заявку N 170 (ООО "Импромед), Комиссией установлено, что в составе заявки ООО "ИМПРОМЕД" предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 06 декабря 2021 г. N РЗН 2021/715924 на фильтры медицинские стерильные для анестезиологии и вентиляции легких, аэролольной и кислотной терапии, ООО "Медипласт" (Россия); сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2061000015 от 21.12.2022; Акт экспертизы происхождения товаров N 061-01-000015/2022 от 21.12.2022 на фильтры медицинские стерильные для анестезиологии и вентиляции легких, аэрозольной и кислородной терапии, N РЗН 2021/15924 от 06.12.2021
Комиссия изучив детально акт экспертизы происхождения товаров N 061-01-000015/2022 от 21.12.2022 установила, что предоставленные к поставке фильтры медицинские стерильные для анестезиологии и вентиляции лёгких, аэрозольной и кислотной терапии по ТУ 32.50.21-004-40945934-2019, ОКПД 2-35.50.21.123, РЗН 2021/15924 от 06.12.2021 производятся исключительно из российского сырье и материалов, соответственно доля иностранных материалов в товаре составляет 0%.
С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что решение по делу N 072/06/44/39/2023 от 17.03.2023, упомянутое в жалобе заявителя является ошибочным в части выводов об отсутствия в акте экспертизы происхождения товаров N 061-01-000015/2022 от 21.12.2022 сведений о доле стоимости использованных материалов иностранного происхождения в цене конечной продукции.
Указанное свидетельствует о нарушении комиссией по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области требований пп. "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 102, пп. "а" п. 1 части 5 ст. 49 Закона о контрактной системе в части признания победителем участника закупки, предложившего к поставке товар иностранного производства.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа и его комиссии по осуществлению закупок обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения путем аннулирования (отмены) процедуры заключения контракта с участником закупки N 169, отмены протокола подведения итогов электронного аукциона 0167200003423000924 от 03.04.2023 г.; повторного рассмотрения заявок участников закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Комиссия на основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Импромед" на действия комиссии по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: фильтры бактериальные (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003423000924) обоснованной.
2. Признать закупочную комиссии Управления государственных закупок Тюменской области пп. "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 102, пп. "а" п. 1 части 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 апреля 2023 г. N 072/06/44/52/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023