Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок - Гареев Д.Р.;
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченное учреждение: Государственное казённое учреждение Республики Башкортостан "Республиканский центр торгов" - Хамитова А.Р. (доверенность).
Заказчик: Государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - Башкуров Д.В. (доверенность); - Карев В.В. (доверенность).
Заявитель: ООО "Гемера" - Ахунов А.Х. (доверенность).
Заинтересованное лицо: ООО "Медэкспосервис" - Платонов А.В. (доверенность); - Кашапова Ю.В. (доверенность).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Гемера" (вх. 5139/23 от 04.04.2023) на действия Государственного казенного учреждения Управление материально-
технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения закупки N 0801500001123000449 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы (национальный проект "Здравоохранение")".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком и Уполномоченным учреждением была представлена информация по закупке N 0801500001123000449.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик применил не соответствующий код КТРУ при размещении закупки.
Согласно п. 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п.5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В п. 7 Правил указано, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Заказчиком выбран код КТРУ 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы".
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пояснениям Заказчика, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию КТРУ заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе и предусмотренные пунктом 5 Правил запреты на указание дополнительных характеристик не применяются. Объектом закупки является поставка медицинского изделия - система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы, КТРУ: 26.60.12.132-00000011. Согласно сведениям из карточки позиции КТРУ 26.60.12.132-00000011 - "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы", размещенной в ЕИС, дата начала обязательного применения позиции каталога - 01.07.2019, при этом характеристики товара, работы, услуги по данной позиции отсутствуют. В связи с отсутствием установленных характеристик товара по позиции КТРУ 26.60.12.132-00000011, заказчик использовал описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В обоснование использованных при описании объекта закупки характеристик применен ГОСТ "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2091-ст). Медицинскими учреждениями Республики Башкортостан (далее по тексту - МО), определена потребность в медицинском оборудовании, его функциональных и качественных характеристиках, исходя из собственных потребностей. Установлено, что данным характеристикам соответствует не менее трёх моделей трёх разных производителей: Система ультразвуковая диагностическая с принадлежностями Affiniti 70 РУ РЗН 2016/4203, Соединенные Штаты/Россия/Китай; Аппарат ультразвуковой диагностический многофункциональный MyLab X7 РУ ФСЗ 2011/10644, Италия; Система ультразвуковая диагностическая медицинская Vivid S70N РУ РЗН 2020/1059, Норвегия/Россия/Китай. Доводы подателя жалобы о возможности использования позиции Каталога 26.60.12.132-00000036 являются несостоятельными, поскольку не отвечают потребностям Заказчика. Описание товара, работы, услуги, использованное в КТРУ 26.60.12.132-00000036 не содержит значимых для МО Республики Башкортостан характеристик, а те, которые содержатся - не имеют требуемых значений. При этом, необходимо отметить, что Закон о контрактной системе нацелен не на удовлетворение коммерческих интересов Поставщиков, а на достижение баланса при реализации двух основных задач: -Обеспечение потребностей государственных заказчиков, с учетом принципов современности и инновационности, заложенных в ст. 6-12 Закона о контрактной системе; -Обеспечение эффективности и результативности использования выделенных на указанные выше цели бюджетных средств. Результативность в сфере госзакупок медицинского оборудования означает достижение целей, изложенных в ст. 4 Закона об основах охраны здоровья граждан, а это: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны. По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в извещении о проведении аукциона установлен неверный код КТРУ - 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы". Заявитель полагает, что требованиям извещения о проведении аукциона соответствует система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, которая имеет код КТРУ - 26.60.12.132-00000036. Заказчиком выбран код позиции КТРУ 26.60.12.132-00000011, с кодом вида медицинского изделия 192070 - "система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы" в соответствии с приложением N 6 к Правилам проведения ультразвуковых исследований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 июня 2020 года N 557-н "Стандарт оснащения отделения ультразвуковой диагностики", поскольку в соответствии с потребностью Заказчика и стандартом оснащения к поставке требуется переносной ультразвуковой аппарат высокого или экспертного класса с функциями цветового допплеровского картирования и импульсно-волновой допплерографии аппарат для диагностики сосудов сердца. Пунктом 10 названного приказа установлено, что отделение ультразвуковой диагностики оснащается оборудованием в соответствии с приложением N 6 к Правилам проведения ультразвуковых исследований, в связи с чем, описание объекта закупки выполнено Заказчиком с учетом приведенных выше правил организации и проведения ультразвуковых исследований в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по ультразвуковой диагностике. Закупка оборудования проводится в рамках регионального проекта "Борьба с сердечно сосудистыми заболеваниями" (национальный проект "Здравоохранение"), в соответствие с потребностями профильного медицинского учреждения и дальнейшей эксплуатации. Данный аппарат будет использоваться в сосудистом центре, и требует наличия функциональных возможностей для поддержки целого ряда статистических исследований, включая, в том числе, и специфические кардиологические исследования в режиме реального времени (для диагностирования анатомических дефектов сердца, определения характеристик потока крови и функциональных/анатомических проблем, ассоциированных с инфарктом миокарда и пр.). При этом, функциональные характеристики оборудования, обеспечивающие возможность проведения исследования и в других областях, не связанных с сердечно-сосудистой диагностикой, не исключают потребность заказчика в системе ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы. Согласно сведениям из карточки позиции КТРУ - 26.60.12.132-00000036 - "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы", дата начала обязательного применения позиции каталога -29.04.2023, т.е. позднее даты размещения извещения по закупке.
На участие в аукционе поданы две заявки:
- ООО "МЕДЭКСПОСЕРВИС" (Победитель), предложивший к поставке Аппарат ультразвуковой диагностический многофункциональный MyLab.
- ООО "БМТ-МЕДТЕХНИКА", предложившая к поставке: Систему ультразвуковаю диагностическую с принадлежностями, вариант исполнения Affiniti 70.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заявитель документы, доказательства, подтверждающие доводы жалобы, не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Гемера" необоснованной.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Гареев Д.Р.
Садрисламова Н.Н.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Гареев Д.Р.
тел.(347) 216-33-54, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 10 апреля 2022 г. N ТО002/06/106-605/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023