Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 18.03.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0145200000422000238 на выполнение работ по проектированию объекта: "Дом культуры с универсальным зрительным залом на 400 мест и библиотекой по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Токсово, ул. Дорожников, уч.38" (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 131 464,90 рублей.
По результата электронного аукциона, между Заказчиком и Участником 15.04.2022 был заключен контракт N 2226 (далее - Контракт), цена составила 6 453 975,82 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.03.2023 Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 31.03.2023 в 09:30 в формате видеоконференцсвязи.
Однако, в связи с необходимостью приобщения части документов, а также дополнительного изучения материалов дела, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, запросив у Общества и Заказчика необходимые документы, заседание продолжилось 05.04.2023 в 15:30, Участник и Заказчик обеспечили явку, а также предоставили запрашиваемые документы и пояснения.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные Заказчиком и Участником документы и пояснения, пришла к следующим выводам.
Комиссия, оценив представленные Заказчиком и Предпринимателем документы и выслушав устные доводы сторон, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 7.2 и 7.4 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта, а именно:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, а Подрядчик не исполнил требования Государственного заказчика об устранении недостатков в установленный Государственным заказчиком срок (п. 3 ст. 715 ГК РФ);
- неисполнения обязанностей, установленных пунктами 1.2, 4.3.2 контракта;
- неоднократного (2 (два)) и более раз получения отрицательного заключения государственной экспертизы в отношении технической документации, разработанной Подрядчиком;
- неоднократного (2 (два)) и более раз нарушения требований к качеству работ;
- проведения ликвидации Подрядчика либо принятия судом определения о введении в отношении Подрядчика наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления, а также принятия судом решения о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства;
- приостановления деятельности Подрядчика в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- в иных случаях, предусмотренных соглашением Сторон или действующим законодательством Российской Федерации.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и всем приложениями (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что в соответствии с п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется в установленный контрактом срок по заданию Государственного заказчика осуществить выполнение работ по проектированию по объекту: "Дом культуры с универсальным зрительным залом на 400 мест и библиотекой по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Токсово, ул. Дорожников, уч.38" (далее - объект), а Государственный заказчик обязуется принять результат выполненных работ и уплатить указанную в контракте цену, при условии выполнения Подрядчиком всего объёма работ по контракту, и с качеством, соответствующим требованиям строительных норм и правил, и действующему законодательству Российской Федерации.
По Контракту:
- 1.2. Подрядчик обязан выполнить работу по настоящему контракту в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в области проектирования и строительства, градостроительным планом земельного участка, расчетом цены контракта (Приложение N 1), календарным планом (Приложение N 2), описанием объекта закупки (Приложение N 3), технологическим заданием (Приложение N 4), заданием на проектирование (Приложение N5), сметным расчетом (Приложение N 6) определяющими объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также условиями настоящего контракта, определяющими цену работ и сроки их выполнения.
- 1.3. Перечень и состав технической (проектной, сметной, исходно-разрешительной) документации и изыскательских работ, подлежащих выполнению Подрядчиком и сдаче Государственному заказчику по контракту, и требования к ним определяются нормативными актами Российской Федерации, согласно заданию на проектирование (Приложение N 5).
- 2.1. Подрядчик обязуется полностью выполнить все работы в соответствии с контрактом и совместно с Государственным заказчиком получить положительное заключение государственной экспертизы, а также все необходимые согласования за 300 календарных дней с даты заключения контракта.
- 2.2. Наименование видов (этапов), содержание подлежащих выполнению работ, начальный и конечный сроки выполнения работы, а также промежуточные сроки выполнения работ (и/или этапов работ) определяются календарным планом (Приложение N 2).
- 2.3. Подрядчик должен начать и завершить все работы по контракту в сроки, указанные в календарном плане (Приложение N 2).
По Контракту Подрядчик обязуется, среди прочего:
- 4.3.1. Принять на себя обязательства в соответствии с заданием заказчика и в сроки, установленные контрактом выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной документации, предусмотренные пп. 1.1, 1,2 контракта.
- 4.3.2. Выполнить предусмотренные контрактом работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с требованиями нормативных документов, в сроки, установленные контрактом, в пределах цены контракта и в соответствии с заданием на проектирование (Приложение N5), технологическим заданием (Приложение N4).
- 4.3.7. Исполнять полученные в ходе выполнения работ указания Государственного заказчика, в том числе в срок, установленный его предписанием, устранять обнаруженные им недостатки в выполненной работе или иные отступления от условий настоящего контракта.
- 4.3.8. Согласовывать готовую техническую документацию с Государственным заказчиком, с государственными органами и органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Передать Государственному заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ в установленном в контракте порядке. При передаче инженерных изысканий и проектно-сметной документации Государственному заказчику предоставлять действительную выписку из реестра членов саморегулируемой организации.
- 4.3.9. Предоставлять Государственному заказчику по его требованию документы, относящиеся к исполнению контракта.
- 4.3.11. Немедленно предупредить Государственного заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут привести к снижению качества выполняемой работы, либо создают невозможность ее завершения в срок.
При этом Подрядчик, не предупредивший Государственного заказчика о вышеуказанных обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения 10 (десяти) дневного срока для ответа на предупреждение, или, несмотря на своевременное указание Государственного заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к Государственному заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
- 4.3.13. Подрядчик по требованию Государственного заказчика при обнаружении последним недостатков в технической документации обязан безвозмездно произвести необходимые дополнительные проектные и/или изыскательские работы и/или переделать документацию в срок, установленный Государственным заказчиком, в целях обеспечения получения положительного заключения государственной экспертизы в установленном порядке, а также возместить Государственному заказчику причиненные убытки. При получении отрицательного заключения по вине Подрядчика, расходы по проведению повторной экспертизы производятся за счет Подрядчика.
- 4.3.21. Выполнять за счет собственных средств работы, неучтенные конкурсным предложением Подрядчика, но предусмотренные разрешительной документацией и заданием на проектирование (Приложение N5).
Согласно п. 7.1 Контракта он вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до 31.12.2023 г.
Неотъемлемыми частями Контракта являются:
11.23.1. Расчет цены контракта (Приложение N 1);
11.23.2. Календарный план (Приложение N 2);
11.23.3. Описание объекта закупки (Приложение N 3);
11.23.4. Технологическое задание (Приложение N 4);
11.23.5. Задание на проектирование (Приложение N 5);
11.23.6. Сметный расчёт (Приложение N 6);
11.23.7 Спецификация (Приложение N 7).
Согласно Календарному плану Контракт включает в себя 4 основные вида работ:
N п/п |
Наименование видов работ |
Начало выполнения работ |
Срок выполнения работ, календарный день |
Стоимость работ по РНМЦК (с уч. НДС)
руб. |
Стоимость работ с учетом коэф-та понижения, (НДС не облагается) руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
ВЫПОЛНЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ |
дата заключения контракта |
300 |
7 131 464,90 |
6 453 975,82 |
2 |
ПОДГОТОВКА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ |
||||
3 |
ПОЛУЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ |
||||
4 |
ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРЕДАЧА ЗАКАЗЧИКУ ИТОГОВОГО КОМПЛЕКТА ДОКУМЕНТАЦИИ, ПОЛУЧИВШЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ |
Комиссия ознакомившись с Контрактном отмечает, что полное описание видов работ и в чем заключается потребность Заказчика изложены в Описании объекта закупки (Приложение N 3), Технологическом задании (Приложение N 4), Задании на проектирование (Приложение N 5).
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от 07.03.2023 принято в связи с тем, что Участником нарушены существенные условия Контракта, а именно сроки выполнения работ, также выполненные работы не соответствовала качеству и требованиям Контракта, работы выполнены с отступлениями и не в полном объеме, прохождение государственной экспертизы не осуществлялось, то есть Заказчик не получил тот результат, на который он рассчитывал при заключении Контракта, обязательства оказались сорванными, а строительство объекта перенесено на неопределённый срок.
Комиссия Ленинградского УФАС считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи с учетом хронологии событий.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующие важные обстоятельства.
15.04.2022 стороны заключили Контракт, при этом 22.04.2022 согласовали следующий График:
Таким образом, согласно Календарному плану завершение работ по Контракту запланировано 09.02.2023.
Из материалов дела следует, что 07.06.2022 (вх. N 01-2653/2022 от 07.06.2022) Участник направил Заказчику письмо по вопросу рассмотрения объемно-планировочных решений.
09.06.2022 Заказчик направил Участнику письмо N02-1815/2022 о том, что на основании представленных поэтажных планов невозможно оценить объемно-планировочные решения Объекта, поскольку не представлены чертежи, позволяющие оценить размещение Объекта на земельном участке, кроме того необходимы согласования консультативно-экспертного совета архитектурного облика здания, объемно-планировочные решения с Комитетом по культуре и туризму Ленинградской области и Администрацией муниципального образования "Токсовское городское поселение" Ленинградской области.
Участник направил Заказчику письма N 03 от 15.06.2022 (вх. N 01-2899/2022 от 20.06.2022), N 04 от 21.06.2022 (N 01-2983/2022 от 23.06.2022) по вопросу рассмотрения технических заданий, программ работ по инженерным изысканиям.
23.06.2022 Заказчик направил Участнику письмо N02-2004/2022 с ответом на письма и просьбой устранить замечания и представить на повторное согласование технические задания и программы работ по инженерным изысканиям в срок до 04.07.2022.
Участник направил Заказчику письмо N 06 от 05.07.2022 (вх. N 01-3229/2022 от 06.07.2022) по вопросу рассмотрения технического задания на выполнение комплекса работ по инженерно-геодезическим, инженерно-гидрометеорологическим изысканиям, программы производства работ по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям, программы производства работ по инженерно-геодезическим изысканиям.
В ответ 06.07.2022 Заказчик направил Участнику письмо N02-2220/2022 с замечаниями к представленным документам и просьбой направить их на повторное согласование в срок до 15.07.2022 (например:
" - ФИО Руководителя ГКУ "УС ЛО" указано некоррректно;
- в случае согласования ГКУ "УС ЛО" технического задания, дополнительно необходимо согласовать и приложения (добавить графу "согласовано" на листе приложения к ТЗ);
- согласно п.4.4 Задания на проектирование по завершении работ по государственному контракту подрядчик передает по накладной заказчику в бумажном виде в 4 (четырех) экземплярах в сброшюрованном виде").
В ответ на письмо Участника N 06а от 12.07.2022 (вх. N 01-3353/2022 от 13.07.2022) по вопросу рассмотрения технического задания на выполнение комплекса работ по инженерно-геодезическим, инженерно-гидрометеорологическим изысканиям, программы производства работ по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям, программы производства работ по инженерно-геодезическим изысканиям, Заказчиком письмом N02-2299/2022 от 13.07.2022 вновь выставлены замечания к представленным документам (например: "указать верную дату согласования приложения N2 (договор на выполнение изысканий заключен 30.05.2022, границы производства работ должны быть согласованы позже даты заключения договора с субподрядной организацией").
В ответ на письмо Участника N 06б от 13.07.2022 (вх. N 01-3372/2022 от 13.07.2022) по вопросу рассмотрения технического задания на выполнение комплекса работ по инженерно-геодезическим, инженерно-гидрометеорологическим изысканиям, программы производства работ по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям, программы производства работ по инженерно-геодезическим изысканиям сообщаю о принципиальном согласовании вышеуказанных документов, Заказчиком письмом N02-2343/2022 от 15.07.2022 согласовал их.
В ответ на письмо Участника N 06в от 27.07.2022 (вх. N 01-3580/2022 от 27.07.2022) по вопросу рассмотрения технического задания на выполнение работ по инженерно-геологическим изысканиям, технического задания на выполнение работ по инженерно-экологическим изысканиям, программы производства работ по инженерно-геологическим изысканиям, программы производства работ по инженерно-экологическим изысканиям, Заказчиком письмом N02-2501/2022 от 29.07.2022 выставлены замечания к представленным документам (например:
"- неверное указано наименование Объекта (табл. 1) - привести в соответствие с ГК;
- неверный адрес объекта (табл.1) - привести в соответствие с выпиской ЕГРН;
- неверный адрес объекта (п.2) - привести в соответствие с выпиской ЕГРН;").
В ответ на письмо Участника N 08 от 28.07.2022 (вх. N 01-3593/2022 от 28.07.2022) по вопросу рассмотрения объемно-планировочных решений, Заказчик письмом N02-2502/2022 от 29.07.2022 сообщил о необходимости получения согласования консультативно-экспертного совета архитектурного облика здания, объемно-планировочные решения в первую очередь согласовываются с Комитетом по культуре и туризму Ленинградской области и администрацией муниципального образования "Токсовское городское поселение" Ленинградской области, также Заказчик просил сформировать материалы для рассмотрения архитектурно-градостроительного облика Объекта на Консультативно-экспертном совете в соответствии с Положением о порядке рассмотрения Консультативно-экспертным советом по рассмотрению архитектурно-градостроительного облика населенных пунктов, зданий, сооружений Ленинградской области архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и направить их в адрес ГКУ "УС ЛО".
В ответ на письмо Участника от 12.10.2022 N13 по вопросу рассмотрения технических условий на применяемые конструкции и материалы, Заказчик письмом N02-3446/2022 от 19.10.2022 направил замечания, указанные в приложении (Технические условия с замечаниями на 10 л.), кроме того, во исполнении пункта 2.2 протокола совещания с руководителями органов исполнительной власти Ленинградской области от 11 января 2022 года об определении приоритетных задач курируемых комитетов, в проектной документации на строительство или реконструкцию социальных объектов Ленинградской области в рамках заключенных Государственных контрактов надлежит заменить душевые поддоны на сливные трапы.
По результатам выборочного рассмотрения представленных с письмом Участника N 14 от 13.10.2022 технических отчетов по результатам инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических, гидрометеорологических), Заказчиком письмом N02-3501/2022 от 24.10.2022 выявлены многочисленные замечания (25 пунктов замечаний).
07.11.2022 Заказчик направил Участнику письмо N02-3686/2022 с просьбой сформировать материалы для рассмотрения архитектурно-градостроительного облика Объекта на Консультативно-экспертном совете в соответствии с Положением о порядке рассмотрения Консультативно-экспертным советом по рассмотрению архитектурно-градостроительного облика населенных пунктов, зданий, сооружений Ленинградской области архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и направить их в адрес ГКУ "УС ЛО" в возможно короткие сроки.
17.11.2022 Заказчик направил Участнику письмо N02-3847/2022 с составом и содержанием документов, обязательных для представления при направлении заявления о согласовании архитектурно - градостроительного облика объектов капитального строительства на территории Ленинградской области.
15.11.2022 Заказчиком было получено письмо от АО "Газпром Теплоэнерго" (Исх. NСПб/7776-11-22) (об аннулировании технических условий NСПб/949-02-20 от 19.02.2020 г. на теплоснабжение). Ресурсоснабжающей организацией было сообщено о том, что срок действия ранее выданных Технических условий подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения от 19.02.2020 г. - истёк, поскольку свободная пропускная способность ГРС Кузьмолово, с учётом выданных региональной газораспределительной организацией АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" действующих технических условий на подключение к газораспределительным сетям, отсутствует (Исх. N10-2/17214 от 22.08.2022 г.).
17.11.2022 Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено письмо от АО "Газпром Теплоэнерго", с просьбой о рассмотрении альтернативных вариантов теплоснабжения в рамках проектируемого объекта (Исх. N02-3848/2022).
По результатам рассмотрения материалов, представленных Участником письмом N15 от 18.11.2022 для направления в комитет градостроительной политики Ленинградской области на рассмотрение консультативно - экспертным советом, Заказчик направил Участнику письмо N02-3847/2022 с перечнем из 7 пунктов дополненный альбома "Архитектурно-градостроительный облик объекта" вышеуказанной информацией (в соответствии с требованиями, указанными в приложении) в возможно короткие сроки.
25.11.2022 Заказчик направил Участнику претензию N02-3978/2022 о том, что в соответствии с п.1.4 решений протокола совещания, проведенного 17.11.2022, (протокол NОРД-81/2022 от 18.11.2022) ООО "Архилайт" надлежало в срок до 21.11.2022 предоставить в адрес ГКУ "УС ЛО" расчеты инженерных нагрузок, при этом по состоянию на 25.11.2022 расчеты не представлены
02.12.2022 Заказчик направил Участнику претензию N02-4065/2022 о том, что соответствии с п.1.4 решений протокола совещания, проведенного 17.11.2022, (протокол NОРД-81/2022 от 18.11.2022) ООО "Архилайт" надлежало в срок до 21.11.2022 предоставить в адрес ГКУ "УС ЛО" расчеты инженерных нагрузок, а также в срок до 25.11.2022 предоставить в адрес ГКУ "УС ЛО" откорректированные отчеты по инженерным изысканиям, согласованные с пользователем и профильным комитетом объемно-планировочные решения, данные по информационной модели в соответствии с формой Минстроя. По состоянию на 01.12.2022 в адрес ГКУ "УС ЛО" не представлены расчеты инженерных нагрузок, откорректированные отчеты по инженерно-гидрометеорологическим, инженерно-геодезическим изысканиям (в том числе согласованная всеми инженерными ведомствами топосъемка), согласованные с профильным комитетом объёмно-планировочные решения, а также данные по информационной модели.
В ответ на письмо Участника N 06з от 28.12.2022 откорректированных технических отчетов по результатам инженерных изысканий (инженерно-геологических, инженерно-экологических) сообщаю, Заказчик письмом N02-16/2023 от 10.01.2023 согласовал вышеуказанные документы.
01.02.2023 Заказчик направил Участнику письмо N02-348/2023 о том, что по результатам рассмотрения представленного с письмом N 24 от 24.01.2023 откорректированного технического отчета его результаты согласованы, но для дальнейшей передачи документации на государственную экспертизу нужно заверить технический отчет подписью и печатью представителей ООО "Специнжиниринг" на титульном листе субподрядной организации, в приложении N2 к договору N01-ИГДИ-ИГМИ от 30 мая 2022 г. (лист 42) и добавить подписи в угловых штампах технического отчета.
При окончательной сдаче результатов инженерных изысканий Заказчик просил Участника предоставить выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом которых являются исполнители работ по выполнению инженерных изысканий, действительные на дату передачи результатов инженерных изысканий заказчику (п.п. "к" п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации N 145 от 05.03.2007).
В ответ на письмо Участника от 02.02.2023 N27 о согласовании графика предоставления проектной документации, Заказчик письмом N02-428/2023 от 08.02.2023.проинформировал, что согласно п. 1.2 государственного контракта подрядчик обязан выполнить работу по контракту в соответствии с календарным планом. Срок выполнения работ по государственному контракту с учетом получения необходимых согласований и заключения государственной экспертизы - 09.02.2023 (300 календарных дней). График предоставления документации составлен и подписан 20.04.2022 в соответствии со сроками государственного контракта. Учитывая, что сроки являются существенным условием и по 44-ФЗ могут меняться только при ряде условий, которые в настоящем случае не имеются, то утвердить новые сроки графика не представляется возможным.
По результатам выборочного рассмотрения, представленного Участником с письмом N 26 от 02.02.2023 технического отчета по результатам инженерно-геодезических изысканий, Заказчиком письмом N02-427/2023 от 08.02.2023 выявлены многочисленные замечания (13 пунктов замечаний).
В ответ на письмо Участника от 01.02.2023 N25 по вопросу рассмотрения технических условий на применяемые конструкции и материалы, Заказчиком письмом N02-424/2023 от 07.02.2023 выявлены замечания (3 пункта замечаний).
В ответ на письмо Участника от 03.02.2023 N 18б об уточнении к технологическому заданию, Заказчиком письмом N02-501/2023 от 14.02.2023 просил обосновать изменение следующих параметров технологического задания:
- изменение единовременной пропускной способности (количество уменьшено на 25 человек);
- изменение количества людей, единовременно находящихся на объекте (количество уменьшено на 28 человек);
- исключение в п.5 технологического задания штатной численности, включая административный персонал, специалистов, технические службы;
- размещение в подвальном этаже музыкального зала, музыкального кабинета, тренерской, студии звукозаписи, костюмерной, серверной. (Согласно техническому отчету по инженерно-геологическим изысканиям грунтовые воды зафиксированы на глубине 1,3 - 2,5 м, максимальный уровень грунтовых вод в период паводков и обильного выпадения осадков - на глубине примерно 0,5 - 0,7 м. Кроме того согласно СП 52.13330.2016 для комнат кружков, музыкальных классов установлено значение коэффициента естественного освещения, что не допускает проектирование указанного помещения без естественного освещения или со вторым светом).
- изменение формата буфета (в технологическом задании была предусмотрена кухня с подсобными помещениями при буфете, в уточнении к технологическому заданию предусмотрена только доготовочная).
- изменение вместимости танцевального зала (уменьшение вместимости на 135 человек);
- включение класса народного творчества (на 12 человек) и исключение студии детского творчества (до 100 человек);
- объединение двух помещений (хореографический зал и универсальный зал со станками и зеркалами для занятий бальными танцами, гимнастикой) в один "хореографический зал (бальный танцы, гимнастика) на 10 человек";
- уменьшение количества мест для инвалидов колясочников в зрительно концертном зале (уменьшено на 2 места), а также изменение количества мест на балконе;
- уточнение вместимости классов.
По результатам выборочного рассмотрения, представленного Участником с письмом N 17в от 03.02.2023 объемно-планировочных решений, Заказчиком письмом N02-510/2023 от 14.02.2023 выявлены многочисленные замечания (21 пункт замечаний).
В ответ на письмо Участника от 02.02.2023 N28 по вопросу материалов, которые будут направляться в Комитет градостроительной политики Ленинградской области, Заказчиком письмом N02-529/2023 от 15.02.2023 указано на необходимость ряда дополнений (2 пункта).
По результатам выборочного рассмотрения, представленного Участником с письмом N 29 от 06.02.2023 спецификации монтируемого и не монтируемого оборудования, Заказчиком письмом N02-506/2023 от 14.02.2023 выявлены многочисленные замечания (10 пунктов замечаний).
15.02.2023 Заказчик направил Участнику извещение р нарушении сроков по Контракту N02-521/2023 о том, что срок исполнения обязательств истек 09.02.2023, вместе с тем не надлежащим образом исполнено:
07.03.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
22.03.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика были направлены возражения относительно принятого решения о расторжении Контракта, сообщено об обстоятельствах, препятствующих выполнению работ, предложено отменить вынесенное решение (Исх. N38).
Поскольку в установленный срок после принятия решения об одностороннем отказе Участник не устранил причины его принятия, Заказчик перестал взаимодействовать с Обществом после расторжения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято - 07.03.2023.
В материалах дела имеется информация о получении решения 13.03.2023 в 12:10 (МСК) через ЕИС (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=2279361).
Представитель Участника, на заседании Комиссии Ленинградского УФАС возражал против включения в реестр недобросовестных поставщиков и в качестве аргумента ссылался на следующие факты:
1) Общество не согласно с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, поскольку оно является незаконным и необоснованным;
2) Участник считает форс-мажором ситуацию, связанную с тем, что 15.11.2022. Заказчиком было получено письмо от АО "Газпром Теплоэнерго" (Исх. NСПб/7776-11-22) (об аннулировании технических условий NСПб/949-02-20 от 19.02.2020 на теплоснабжение). При выполнении работ по проектированию объекта, Подрядчику было вполне достаточно Технических условий NСПб/949-02-20 от 19.02.2020 г., которые имелись в составе аукционной документации, в последующем Заказчику предлагался альтернативный вариант, который им также был отклонен.
3) по мнению Участника, Заказчик препятствовал исполнению Контракта поскольку часть решений были согласованы Комитетом по культуре и туризму Ленинградской области и Администрацией МО "Токсовское городское поселение", а у Заказчика к ним возникали замечания;
4) Заказчик самостоятельно согласовывал ряд изменений (например, строительство 2-х этажного здания с цокольным этажом) в результате чего не мог требований дополнительных обоснований по ряду решений;
5) часть работ Участником выполнена (Общество его оценивает на 60-70%) в результате чего, оснований для включения в РНП нет;
6) Участник имеет значительный опыт по другим контрактам.
Во время заседания Комиссии было установлено и не отрицалось Участником, что часть работ им вовсе не выполнялась (прохождение государственной экспертизы), каждый раз Представитель Участника упорно настаивал на то, что обязанности предоставлять ТУ лежат на Заказчике, а поскольку они были отозваны АО "Газпром Теплоэнерго", то Общество столкнулось с влиянием третьих лиц, которое оно не могло предвидеть при заключении Контракта (аудиопротокол заседания).
Из обращения и пояснений представителей Заказчика следует, что в ходе исполнения обязательств Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу и указывал на необходимость исполнить обязательства, поскольку нуждался в проведении работ, а в результате работы не имеет потребительскую ценность.
Заказчик просил Комиссию Ленинградского УФАС России обратить внимание на следующие факты:
1) Письмами от 02.12.2022 N 02-4065/2022, 08.02.2023 N 02-428/2023, извещением от 15.02.2023 N 02-521/2023 Подрядчик предупреждался о нарушении сроков выполнения обязательств по Контракту.
В соответствии с п. 2.1 графика представления проектной документации Подрядчик объемно - планировочные решения, согласованные с Комитетом по культуре и туризму Ленинградской области, администрацией муниципального образования "Токсовское городское поселение" и Заказчиком Подрядчик должен предоставить до 10.06.2022. В нарушении данного пункта Подрядчиком согласованные объемно - планировочные решения не представлены.
Подрядчиком не представлены следующие документы:
- технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям (не принят в связи с отсутствием согласованной топосъемки всеми ресурсоснабжающими организациями);
- согласованные в установленном порядке объемно-планировочные решения объекта;
- не получено заключение консультативно-экспертного совета по рассмотрению архитектурно-градостроительного облика объекта;
- отсутствует комплект проектной документации для направления на государственную экспертизу, в том числе: спецификации технологического оборудования (в том числе мебели, инвентаря) согласованные с комитетом по культуре и туризму Ленинградской области и заказчиком, проект регламента (программы) проведения пуско-наладочных работ для инженерных систем, спецификации инженерного монтируемого оборудования, график выполнения строительно-монтажных работ (календарный график строительства), информационная модель объекта капитального строительства, согласованные инженерные разделы проектной документации в соответствующих ведомствах и организациях.
2) Доводы Подрядчика о согласовании измененных объемно -планировочных решений с Комитетом по культуре и туризму Ленинградской области и администрацией муниципального образования "Токсовское городское поселение" не принятием ее Заказчиком считаем необоснованными.
В соответствии с п. 11.16 Контракта изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Любая договоренность между Сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные Контрактом, считается действительной, если она подтверждена Сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения, зарегистрированного в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок.
Технологическое задание и задание на проектирование предполагает проектирование трехэтажного здания. Подрядчик без согласования с Заказчиком инициировал уменьшение количества этажей, а в следствие увеличение площади застройки.
В технологическое задание внесены следующие изменения, не согласованные с Заказчиком:
- изменение единовременной пропускной способности (количество уменьшено на 25 человек);
- изменение количества людей, единовременно находящихся на объекте (количество уменьшено на 28 человек);
- размещение в подвальном этаже музыкального зала, музыкального кабинета, тренерской, студии звукозаписи, костюмерной, серверной. (Согласно техническому отчету по инженерно-геологическим изысканиям грунтовые воды зафиксированы на глубине 1,3 - 2,5 м, максимальный уровень грунтовых вод в период паводков и обильного выпадения осадков - на глубине примерно 0,5 - 0,7 м. Кроме того согласно СП 52.13330.2016 для комнат кружков, музыкальных классов установлено значение коэффициента естественного освещения, что не допускает проектирование указанного помещения без естественного освещения или со вторым светом);
- изменение вместимости танцевального зала (уменьшение вместимости на 135 человек);
- включение класса народного творчества (на 12 человек) и исключение студии детского творчества (до 100 человек);
- объединение двух помещений (хореографический зал и универсальный зал со станками и зеркалами для занятий бальными танцами, гимнастикой) в один "хореографический зал (бальный танцы, гимнастика) на 10 человек";
- уменьшение количества мест для инвалидов колясочников в зрительно концертном зале (уменьшено на 2 места), а также изменение количества мест на балконе.
Письмом от 14.02.2023 N 02-510/2023 Подрядчик уведомлен о выявленных изменениях технологического задания.
3) Подрядчик утверждает, что Заказчик препятствовал исполнению обязательств по Контракту, с данным утверждением Заказчик не согласен. Доказательств каких- либо препятствий Подрядчик не представил. К устранению замечаний относился формально.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.3.11 Контракта Подрядчик обязан немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут привести к снижению качества выполняемой работы, либо создают невозможность ее завершения в срок.
Представляемые объемно-планировочные решения не могут быть приняты Заказчиком в связи с несоответствием заданию на проектирование и технологическому заданию, являющимися приложениями к Контракту.
4) Согласно пункту 2.1 графика представления проектной документации Подрядчик до 17.06.2022 должен предоставить в адрес Заказчика расчеты нагрузок для запроса Заказчиком технических условий на подключение к системе теплоснабжения объекта. В установленный срок Заказчик расчеты нагрузок для технических условий на подключение к системе теплоснабжения объекта не представил, в связи с чем срок действия технических условий подключения (технологического присоединение) объекта к теплоснабжению истек, о чем АО "Газпром теплоэнерго" письмом от 15.11.2022 N спб/7776-11-22 проинформировало Заказчика.
Письмом от 17.11.2022 N 02-3848/2022 Подрядчик оповещен о невозможности теплоснабжения объекта в рамках проектирования. Согласно Протокола совместного совещания от 17.11.2022 Подрядчику надлежало в срок до 21.11.2022 представить в адрес Заказчика инженерные нагрузки для запроса исходных данных для технологического присоединение объекта или альтернативные способы подключения объекта к теплоснабжению. В установленный срок Подрядчик инженерные нагрузки не предоставил. Подрядчик предоставил расчеты нагрузок 07.12.2022, тем самым нарушил сроки выполнения обязательств по Контракту.
16.01.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика направлен договор от 19.09.2022 N 708-1365/2022 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор), заключенного между АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" и ООО "АСД-недвижимость" через котельную жилого дома. Кроме того, в соответствии с п. 4 договора примерным сроком подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения 2025 год. Согласно календарному плану завершение работ по Контракту запланировано 09.02.2023. Иных вариантов технологического присоединение объекта Подрядчик не представил. Без технологического присоединение объекта к теплоснабжению проектная документация не получит положительного заключения ГАУ "Леноблэкспертизы", в связи с чем Заказчик отказал Подрядчику в согласовании договора от 19.09.2022 N 708-1365/2022
4) Согласно пункту 1 графика представления проектной документации Подрядчик до 01.07.2022 обязан представить Заказчику инженерно - геодезические, инженерно - геологические, комплексные инженерно - экологические, гидрометеорологичкским изыскания. Подрядчику неоднократно письмами от 23.06.2022 N 02-2004/2022, от 06.07.2022 N 02-2220/2022, от 13.07.2022 N 02-2299/2022, от 27.07.2022 N 02-2501/2022, от 24.10.2022 N 02-3501/2022, от 08.02.2023 N 02-427/2023 направлялись замечания по рассмотрению вышеуказанных изысканий, устанавливались сроки устранения замечаний. В результате Подрядчик не в полном объеме устранил замечания. Подрядчиком не представлен оригинал топографического плана, согласованный со всеми инженерными ведомствами в части трасс инженерных сетей.
Подрядчиком представлена следующая проектная документация: технические отчеты по результатам инженерно-геологических, инженерно-экологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий, технические условия на применяемые материалы и конструкции, что составляет от общего объема 15%.
Письмом от 19.10.2022 N 02-3446/2022 Подрядчику направлено замечание по техническим условиям на применяемые конструкции и материалы по объекту.
Вышеизложенные обстоятельства, по мнению Заказчика, указывают на систематические и намеренные нарушения Подрядчиком условий Контракта, его недобросовестное поведение привело к принятию решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и как следствие выполнения особо важного задания. Заказчик вынужден провести новую государственную закупку. Частичное исполнение Контракта не имеет значения для Заказчика потребительской ценности.
На вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Участника: "Оспаривал ли Участник в судебном порядке решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если с ним он не согласен?", представитель Участника пояснил, что Общество не оспаривало решение об одностороннем отказе.
На дополнительный вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Участника: "Если Участнику препятствовал Заказчик или возникли какие-либо форс-мажорные обстоятельства, то по Контракту и ГК РФ, исполнитель осуществляет приостановку работ, осуществлялась ли она, были ли письма о ней?", представитель Участника пояснил, что Общество не осуществляло приостановку, таких писем в материалах дела нет.
Комиссия дополнительно считает возможным указать другой существенный момент, влияющих на итог решения по настоящему делу, которые затрагивает ТУ на теплоэнергию.
В момент заседания Участник ссылался, что возникли непредвиденные обстоятельства, связанные с признанием ТУ утратившими силу со стороны АО "Газпром теплоэнерго".
Заказчик ссылался на то, что именно Участник должен предоставить в адрес Заказчика расчеты нагрузок до 17.06.2022 для запроса Заказчиком технических условий на подключение к системе теплоснабжения объекта.
Из пояснений Заказчика следует, что ТУ выданы в феврале 2020 года, она действуют 3 года, вместе с тем, если в течение года Заказчик не подает заявку на заключение договора на технологическое присоединение с АО "Газпром теплоэнерго", то они теряют силу, именно поэтому Участник должен был предоставить нагрузки и июне 2022, однако сделал это в декабре 2022, то есть после письма третьего лица.
Комиссия задала вопрос в адрес Участника: "Какие причины нарушения предоставления расчетов нагрузок до 17.06.2022 в адрес Заказчика, если их предоставление было предусмотрено Графиком?", представитель Участника пояснил, что нагрузки не считал нужным предоставлять Заказчику поскольку на июнь 2022 года были действующие ТУ, следовательно, по его мнению, исполнять обязательства в вышеуказанной части не было необходимости.
Из чего, Комиссия правомерно считает, что данная ситуация возникла не в результате прямого влияния 3 лица, Участник сам решил не исполнять пункты Контракты и Графика в указанной части, следовательно, данная ситуация возникла в результате бездействия Общества.
Комиссия также уточнила: "После получения письма третьего лица по ТУ и получения отказа от Заказчика от варианта (по которому Заказчику получал присоединение в 2025 году, что явно не способствует исполнению обязательств в 2023), какие иные варианты предлагал Участник Заказчику с учетом протоколов совещаний (в частности Участнику предлагался альтернативный вариант с обеспечением теплом на электричестве)?", представитель Участника пояснил, что иные варианты не предлагал, ссылаясь на то, что то его мнению обязанность предоставления ТУ вовсе лежит на Заказчике.
Вместе с тем, когда Комиссия Ленинградского УФАС открыла п. 4.2 Задания на проектирование и вместе со сторонами зачитала его содержание (аудиопротокол заседания), а именно:
После цитирования данного положения Задания на проектирования, на заседании Комиссии, представители Общества не смогли пояснить, откуда они взяли позицию о том, что получение ТУ лежит на Заказчике.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
I) Комиссия не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в сферу ее компетенции. Комиссия лишь на основе представленных документов, письменных и устных пояснений сторон оценивала добросовестность/недобросовестность со стороны Участника.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению в действиях (бездействии) Участника фактов, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия, не принимает аргументы Участника о том, что односторонний отказ является несостоятельным (Ленинградское УФАС не наделено полномочиями оценки правомерности/неправомерности его принятия), а на дату рассмотрения дела, доказательств обратного, кроме устного несогласия Общества, не имеется.
В суд с оспариваем одностороннего отказа Участник не обращался, исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма с точки зрения добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта, а доводы о неправомерности одностороннего отказа подлежат отклонению.
II) Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации и заключенному Контракту Участник обязан выполнить все работы в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему, и сдать их результат Заказчику.
Объем работ, качество и сроки были заранее известны Участнику, при этом Комиссии не представлено документов, которые свидетельствуют о том, что Участник сталкивался с обстоятельствами, препятствующим исполнению обязательств и исправлению замечаний.
Подписав Контракт, Участник согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями к Контракту).
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом в соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Довод Подрядчика о согласовании объемно-проектировочных решений в установленном контрактом порядке опровергается письмами Заказчика. Согласно п. 2.1 Задания на проектирование Подрядчик принял обязательства разработать и согласовать Объёмно-планировочные решения (ОПР) с администрацией муниципального образования "Токсовское городское поселение" Ленинградской области, комитетом по культуре и туризму Ленинградской области, а также Заказчиком.
На момент расторжения государственного контракта Заказчик не согласовал ОПР в связи с неоднократно выявленными отступлениями от условий контракта, о чем Подрядчик уведомлялся надлежащим образом (с указанием всех пунктов), а доказательств согласования ОПР с Заказчиком в материалы дела не представлено.
Довод о согласовании архитектурно-градостроительного облика (АГО) Администрацией муниципального образования "Токсовское городское поселение" Ленинградской области не подтверждает надлежащее исполнение Контракта в соответствующей части с надлежащей заботливостью.
Пунктом 4.1 Задания на проектирование установлено, что согласование АГО производится консультативно-экспертным советом в соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 31.05.2021 года N 40-пг "О создании консультативно-экспертного совета по рассмотрению архитектурно - градостроительного облика населенных пунктов, зданий, сооружений Ленинградской области" (далее - Постановление N 40-пг).
Заявки для рассмотрения материалов советом направляются в Комитет градостроительной политики Ленинградской области (п. 4.12 Постановления N 40-пг).
Из изложенного следует, что согласование АГО администрацией муниципального образования "Токсовское городское поселение" Ленинградской области не является надлежащим выполнением п. 4.1 Задания на проектирование, поскольку указанный пункт предполагает согласование АГО консультативно-экспертным советом по рассмотрению архитектурно - градостроительного облика населенных пунктов, зданий, сооружений Ленинградской области.
Кроме того, Комиссия поддерживает позицию Заказчика в том, что согласование изменения этажности здания не предполагает права Подрядчика на внесение в ОПР дополнительных многочисленных изменений, не предусмотренных заданием на проектирование и не согласованных Заказчиком.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В рассматриваемом случае Подрядчик, действуя он добросовестно, обязан был предупредить Заказчика о вносимых им изменениях для последующего им согласования установленным контрактом образом.
Участник же во время заседания Комиссии не смог обосновать и указать каким письмом им согласовывалось, например, уменьшение количества мест для инвалидов колясочников в зрительно концертном зале (уменьшено на 2 места).
При том, что вышеуказанные места имеют социальную значимость, таким образом, согласовывая Обществу этажность, Заказчик не согласовывал уменьшение мест для инвалидов (и другие позиции), а подход Участника основанный на самовольном изменении Задания на проектирование, не находит поддержки у Комиссии и свидетельствует о небрежном отношении к Заказчику и конечному результату, что трактуется недобросовестным поведением.
Довод Подрядчика о том, что вопрос о предоставлении расчета нагрузок для запроса технических условий не поднимался до 15.11.2022 является несостоятельным в связи с тем, что, подписав Контракт, Подрядчик принял на себя обязательства предоставить Заказчику такой расчет в срок до 17.06.2022. Обязанность Подрядчика исполнить контракт добросовестно, то есть в соответствии с его условиями, предполагается изначально и не требует каких-либо напоминаний со стороны Заказчика.
Аргумент о достаточности технических условий от 19.02.2020 N СПб/949-02-20 не может быть принят, поскольку есть прямое требование Графика и Контракта, которое проигнорировано Участником, кроме того, такие технические условия без актуализации утрачивают силу, что и произошло вследствие недобросовестного исполнения Подрядчиком своих обязательств.
Подрядчик, будучи профессиональным участником рынка, обязан был предвидеть риск наступления таких последствий и принять все меры, предусмотренные Контрактом или даже сверх того, необходимые для надлежащего исполнения контракта.
Вследствие чего, иные аргументы Подрядчика о том, что согласование топосъемки Подрядчик не мог получить по независящим причинам (ввиду отсутствия актуальных технических условий от АО "Газпром-Теплоэнерго"), не может быть положен в основу решения Комиссии, поскольку такие актуальные технические условия отсутствовали вследствие упущений самого Подрядчика.
При этом, после данного письма, Участник предлагал Заказчику лишь один вариант, который явно не мог быть принят им (поскольку исполнение обязательств по Контракту до 2023 года, в то время как вариант Участника предлагал присоединение к 2025 году), других понятных и обоснованных аргументов бездействия Участника по вышеуказанной позиции Ленинградскому УФАС России не представлено.
По позиции Общества, о том, что Комитет и Администрации согласовывали часть решений и высказывались за продление срока исполнения Контракта. Комиссия отмечает, что Заказчиком по Контракту является ГКУ "УС ЛО", в связи с чем все согласования, в том числе соглашение о продлении срока исполнения Контракта могло быть достигнуто исключительно между Заказчиком и Подрядчиком. При этом необходимо отметить, что вопрос продления срока исполнения Заказчиком не рассматривался, в том числе по причине отсутствия правовых оснований в соответствии со статьей 95 N 44-ФЗ для изменения существенных условий Контракта в части срока выполнения работ.
Таким образом, после выявленных замечаний Участнику неоднократно указывалось на них со стороны Заказчика.
При этом выводы в указанных документах Заказчика в судебном порядке Участником на дату заседания Комиссии Ленинградского УФАС также не оспаривались, писем о каких-либо сложностях с приостановкой работ в адрес Заказчика не поступало.
Согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал.
Таким образом, Участник, имея возможность выполнять работы не проявил ту степень заботливости и осмотрительности которая требовалась от него.
Поскольку вышеуказанной приостановки не осуществлялось, Комиссия Ленинградского УФАС не может считать какие-либо обстоятельства, как грозящее годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающее невозможность ее завершения в срок, кроме того, определяющее значение при принятии решения уделялось качеству, поскольку без него не пройти государственную экспертизу, а Участником не опровергнуто что работы полностью выполнены по всем обязательствам.
Анализируя именно действия (бездействия) в качественном критерии исполнения обязательств, Комиссия Ленинградского УФАС России, что Участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию средств государственного бюджетного учреждения, осуществляющего социально-значимые функции, что требует от Участника большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств.
Таким образом, весь объем и сроки работ были изначально известны Участнику, а Заказчик предоставил Участнику дополнительно срок (односторонний отказ принят 07.03.2023 при сроке обязательств до 09.02.2023), следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности, а Комиссии не представлено сведений о возникновении у Участника обстоятельств вследствие непреодолимой силы.
Комиссия при этом учитывает, что Заказчик предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта и выполнить работы в соответствии с его условиями и необходимости устранения ряда замечаний.
Комиссия считает, что у Участника имелось достаточное количество времени для надлежащего исполнения обязательств по Контракту. При этом, объем выполненных работ свидетельствует о том, что на момент принятия решения об одностороннем отказе, фактически, произведены работы в части.
Также, Комиссия исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% работ, частичное исполнение работ не могут свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности Участника в исполнении всех условий Контракта.
Поскольку Заказчик нуждается в конечной документации, прошедшей государственную экспертизу для последующего строительства объекта, а не в исполнении Участником какой-либо части, о чем также ему сообщалось, при этом действия (бездействие) Участника приводит к тому, что выполненная часть не имеет ценности, поскольку не может быть использована Заказчиком, а исполнение Контракта предполагалось в один этап.
Комиссия подчеркивает, что односторонний отказ не лишал Участника возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность выполнить работы в кротчайшие сроки, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, подобных действий Участником не предпринято, в чем Комиссия также усматривает признаки недобросовестности.
Указанные обстоятельства позволяют Комиссии сделать вывод о том, что Участник не стремился к поведению, ожидаемому от участника гражданского оборота, учитывающему законные интересы контрагента, в данном случае Заказчика.
III) Участник не представил Комиссии каких-либо пояснений со своей стороны, по факту своего бездействия по ряду вопросов, в соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, установление умышленности действий является установлением вины лица.
При этом согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на Участнике, как на лице, нарушившем обязательство.
При исследовании обстоятельств дела Комиссия исследовала те материалы, которые были представлены сторонами, при этом Участник не представил Управлению доказательств надлежащего исполнения Контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности, при этом о неисполнении обязательств по Контракту ему было известно, как и о нарушении сроков (являющиеся также существенным условием Контракта).
Анализ документов, имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик, со своей стороны предупреждали Участника о необходимости исполнения обязательств в рамках заключенного Контракта, а Участник сознательно не исполнил часть обязательств, считая их не влияющих на качество (например, передача сведений о нагрузках).
Комиссия не соглашается с вышеуказанной позицией, поскольку в Контракте имеются соответствующие пункты, которые полностью проигнорированы Участником лишь на основании своего понимая, что влияет на качество, а что нет.
Комиссия отмечает, что при принятии решения исходит из каждого конкретного случая, выявляя добросовестной/недобросовестное поведение Участника при исполнении своих обязательств в рамках договорных отношений, ввиду чего, Комиссия не принимает аргумент Участника о выполнении работ, оказании услуг, поставке товара по другим ранее заключенным контрактам, ввиду того, что они не имеют отношения к рассматриваемому делу.
IV) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что выполнение работ по проектированию объекта: "Дом культуры с универсальным зрительным залом на 400 мест и библиотекой по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Токсово, ул. Дорожников, уч.38" не осуществлялось качественно и в полном объеме в указанные сроки, что повлекло негативные последствия для Заказчика и учитывая объект закупки имеет последствия для населения Ленинградской области, при этом задержка разработки документации, оказывает влияние на срок строительства объекта.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что работы оказались сорванными в результате действий (бездействия) Исполнителя, а Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при подписании Контракта с Участником.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "Архилайт" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
И.о. председателя Комиссии |
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 5 апреля 2023 г. N 047/10/104-522/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2023