Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей:
рассмотрев направленные Заказчиками во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращения о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
23.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) уполномоченным органом для Заказчика N1 опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0845300015022000900 на оказание услуг по уборке зданий и территорий.
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 152 862,50 рублей.
По результатам электронного аукциона между Заказчиком N1 и Участником был заключен контракт N 8/2023 от 13.12.2022 (далее - Контракт N1).
Цена Контракта по результатам электронного аукциона составила: 1 883 754,75 рублей.
Таким образом, Комиссией Ленинградского УФАС установлен факт того, что Участник стал победителем со снижением цены Контракта N1 на 13%.
Из направленного Заказчиком N1 обращения следует, что он 21.03.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N1, а в настоящее время Контракт N1 расторгнут.
02.12.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) уполномоченным органом для Заказчика N2 опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0845300015022000963 на оказание услуг по уборке зданий и территорий.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 560 585,03 рублей.
По результатам электронного аукциона между Заказчиком N2 и Участником был заключен контракт N 963 от 26.12.2022 (далее - Контракт N2).
Цена Контракта по результатам электронного аукциона составила: 1 459 147,07 рублей.
Таким образом, Комиссией Ленинградского УФАС установлен факт того, что Участник стал победителем со снижением цены Контракта N2 на 7%.
Из направленного Заказчиком N2 обращения следует, что он 17.03.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N2, а в настоящее время Контракт N2 расторгнут.
09.12.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) уполномоченным органом для Заказчика N3 опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0845300015022001012 на централизованное обслуживание в части уборки помещений и территории.
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 509 132,21 рублей.
По результатам электронного аукциона между Заказчиком N3 и Участником был заключен контракт N 52 от 10.01.2023 (далее - Контракт N3).
Цена Контракта по результатам электронного аукциона составила: 3 883 938,25 рублей.
Таким образом, Комиссией Ленинградского УФАС установлен факт того, что Участник стал победителем со снижением цены Контракта N3 на 30%.
Из направленного Заказчиком N3 обращения следует, что он 22.03.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N3, а в настоящее время Контракт N3 расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом случае считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства и в их совокупности и взаимосвязи принять правомерное решение.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.4. Контракта N1, N2, N3 установлено, что Заказчики имеют право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контрактов.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом N1 и приложениями (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что согласно п. 1.2. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги: Оказание услуг по уборке зданий и территорий (далее - услуги), в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложением N1 к Контракту N1), а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
По Контракту N1:
- 3.1. Место оказания услуг: Ленинградская область, Выборгский район, п. Советский, ул. Садовая, д.32.; Ленинградская область, Выборгский район, г. Высоцк, ул. Ленинская, д. 4.
- 3.2. Срок оказания услуг: с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г.
Этап 1 с 01.01.2023 по 28.02.2023
Этап 2 с 01.02.2023 по 31.03.2023
Этап 3 с 01.03.2023 по 30.04.2023
Этап 4 с 01.04.2023 по 31.05.2023
Этап 5 с 01.05.2023 по 30.06.2023
Этап 6 с 01.06.2023 по 31.07.2023
Этап 7 с 01.07.2023 по 31.08.2023
Этап 8 с 01.08.2023 по 30.09.2023
Этап 9 с 01.09.2023 по 31.10.2023
Этап 10 с 01.10.2023 по 31.11.2023
Этап 11 с 01.11.2023 по 31.12.2023
Этап 12 с 01.12.2023 по 31.12.2023
Согласно п. 12.1 Контракт N1 вступает в силу с момента его заключения и действует по 31 декабря 2023 г., а в части исполнения принятых по настоящему Контракту обязательств - до полного их выполнения Сторонами.
Согласно Описанию объекта закупки:
Полный перечень видов работ по Контракту N1 указан в п. 5 Описания Объекта закупки, таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанного Контракта N1, а также его приложений, стороны изначально знали о всех сроках и объемах выполняемых услуг.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом N2 и приложениями (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что согласно п. 1.2. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по уборке зданий и территорий (далее - услуги), в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложением N1 к Контракту N2), а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
По Контракту N2:
- 3.2. Место оказания услуг: Ленинградская область, Выборгский район, п. Лесогорский, Школьный переулок 2.
- 3.3. Срок оказания услуг: с 09.01.2023 г. по 29.12.2023 г.
Этап 1 с 09.01.2023 по 31.01.2023
Этап 2 с 01.02.2023 по 28.02.2023
Этап 3 с 01.03.2023 по 31.03.2023
Этап 4 с 01.04.2023 по 30.04.2023
Этап 5 с 01.05.2023 по 31.05.2023
Этап 6 с 01.06.2023 по 30.06.2023
Этап 7 с 01.07.2023 по 31.07.2023
Этап 8 с 01.08.2023 по 31.08.2023
Этап 9 с 01.09.2023 по 30.09.2023
Этап 10 с 01.10.2023 по 31.10.2023
Этап 11 с 01.11.2023 по 31.11.2023
Этап 12 с 01.12.2023 по 29.12.2023
Согласно п. 12.1 Контракт N2 вступает в силу с момента его заключения и действует по 31 декабря 2023 г., а в части исполнения принятых по настоящему Контракту обязательств - до полного их выполнения Сторонами.
Согласно Описанию объекта закупки:
N |
Услуга |
Размер убираемой территории |
Количество дней уборки |
Общая площадь уборки за 247 дней |
1 |
Уборка здания |
3968,20 м2 |
247 |
980145,40 |
2 |
Уборка территории |
26600,00 м2 |
247 |
6570200,00 |
Полный перечень видов работ по Контракту N2 указан в п. 5 Описания Объекта закупки, таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанного Контракта N2, а также его приложений, стороны изначально знали о всех сроках и объемах выполняемых услуг.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом N3 и приложениями (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что согласно п. 1.2. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги: централизованное обслуживание в части уборки помещений и территории (далее - услуги), в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложением N1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
По Контракту N2:
- 3.1. Место оказания услуг: Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск, ул. Школьная 16, п. Ермилово, ул. Школьная, д.13, п. Глебычево, Школьный проезд, д.2, п. Красная Долина, Центральное ш., д.8.
- 3.2. Срок оказания услуг: с даты заключения контракта по 31.12.2023 г.
Этап 1 с даты заключения контракта по 31.01.2023
Этап 2 с 01.02.2023 по 28.02.2023
Этап 3 с 01.03.2023 по 31.03.2023
Этап 4 с 01.04.2023 по 30.04.2023
Этап 5 с 01.05.2023 по 31.05.2023
Этап 6 с 01.06.2023 по 30.06.2023
Этап 7 с 01.07.2023 по 31.07.2023
Этап 8 с 01.08.2023 по 31.08.2023
Этап 9 с 01.09.2023 по 30.09.2023
Этап 10 с 01.10.2023 по 31.10.2023
Этап 11 с 01.11.2023 по 30.11.2023
Этап 12 с 01.12.2023 по 31.12.2023
Согласно п. 12.1 Контракт N3 вступает в силу с момента его заключения и действует по 31 декабря 2023 г., а в части исполнения принятых по настоящему Контракту обязательств - до полного их выполнения Сторонами.
Согласно Описанию объекта закупки:
N п./п. |
Место оказания услуг (объект), юридический адрес |
Площадь помещений, кв.м. |
Площадь территории, кв.м. |
1. |
РФ, 188910, Ленинградская область, Выборгский р-н, город Приморск, Школьная ул., д.16. |
3771,23 |
Площадь территории 6440,0 м2 в т.ч. асфальтовое покрытие - 3330,0 м2 |
2. |
РФ, 188911, Ленинградская область, Выборгский р-н, п. Ермилово, Школьная ул., д.13 |
1273,49 |
Площадь территории 3140,0 м2 в т.ч. асфальтовое покрытие - 1900,0 м2 |
3. |
РФ, 188917, Ленинградская область, Выборгский р-н, п. Глебычево, Школьный проезд, д.2 |
3480,00 |
Площадь территории 4640,0 м2 в т.ч. асфальтовое покрытие - 1900,00 м2 |
4. |
РФ, 188840, Ленинградская область, Выборгский р-н, п. Красная Долина, Центральное шоссе д.8 |
3994,43 |
Площадь территории 8364,7 м2 в т.ч. асфальтовое покрытие - 5426,8 м2 |
|
Всего: |
12 519,15 |
22 584,7 |
|
Всего за 247 дней рабочих дней: |
3 092 230,05 |
5 578 420,90 |
Полный перечень видов работ по Контракту N3 указан в п. 4 Описания Объекта закупки, таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанного Контракта N3, а также его приложений, стороны изначально знали о всех сроках и объемах выполняемых услуг.
Из анализа материалов и документов между Заказчиками и Участником (приобщены в материалы дела пояснения), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующее.
Из существа обращений Заказчиков следует, что решения об односторонних отказах от исполнения Контрактов N1, N2 N3 приняты на основании того, что Участником фактически перестали оказываться услуги с февраля 2023 года, на претензии Общество не реагирует, что подрывает нормальные условия обучения детей в образовательных учреждениях.
Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующую хронологию событий между сторонами:
По Контракту N1.
В январе 2023 услуги оказывались Участником, приняты и оплачены Заказчиком N1 в полном объеме.
Вместе с тем, в нарушение п.5.2.1 Контракта (Исполнитель обязан оказать услуги в порядке, объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом), однако с 1 февраля 2023 года и вплоть до вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта услуги, предусмотренные Контрактом, Исполнителем не оказывались. Подтверждением этому являются следующие документы:
Акт обследования N 1 от 13.02.2023 г. (по Советскому отделению)
Акт обследования N 1 от 13.02.2023 г. (по Высоцкому отделению)
Акт обследования N 2 от 20.02.2023 г. (по Советскому отделению)
Акт обследования N 2 от 20.02.2023 г. (по Высоцкому отделению)
Акт обследования N 3 от 28.02.2023 г. (по Советскому отделению)
Акт обследования N 3 от 28.02.2023 г. (по Высоцкому отделению)
Акт обследования N 4 от 06.03.2023 г. (по Советскому отделению)
Акт обследования N 4 от 15.03.2023 г. (по Высоцкому отделению)
Акт обследования N 5 от 09.03.2023 г.
Акт обследования N 6 от 16.03.2023 г.
Акт обследования N 7 от 21.04.2023 г.
Акт обследования N 8 от 03.04.2023 г.
Заказчиком N1 в адрес Исполнителя направлялись уведомления (исх.N 50 от 02.03.2023 г.; исх.N 51 от 03.03.2023 г.; исх.N 55 от 06.03.2023 г.; исх.N 59 от 09.03.2023 г.; исх.N 62 от 09.03.2023 г.) о проведении Заказчиком мероприятий по фиксированию исполнения/неисполнения условий Контракта сторонами, с приглашением Исполнителя, но они остались без внимания со стороны последнего.
В целях урегулирования возникших вопросов по выполнению Исполнителем своих обязательств по Контракту, Заказчиком N1 в адрес Исполнителя были направлены претензии с требованием организовать работы по исполнению Контракта (исх.N 49/1 от 01.03.2023 г.; исх.N 75 от 17.03.2023 г.; исх.N 100 от 03.04.2023 г. (направленные претензии были проигнорированы Исполнителем).
Представитель Заказчика N1 дополнительно сообщил, что Заказчик нуждался в качественной и своевременной уборке, никаких препятствий для исполнения Контракта не предпринималось, наоборот, Заказчик N1 готов был всячески способствовать исполнению Контракта, поскольку своевременная и качественная уборка влияет на организацию Учебного процесса.
По Контракту N2.
В январе 2023 услуги оказывались Участником, приняты и оплачены Заказчиком N2 в полном объеме.
Вместе с тем, в нарушение п.5.2.1 Контракта (Исполнитель обязан оказать услуги в порядке, объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом), однако с 1 февраля 2023 года и вплоть до вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта услуги, предусмотренные Контрактом, Исполнителем не оказывались. Подтверждением этому являются следующие документы (Акты от 27.02.2023, от 28.02.2023, от 01.03.2023, от 20.03.2023, 22.03.2023, 23.03.2023)
Заказчиком N2 в адрес Исполнителя направлялись уведомления (исх.N 99 от 03.03.2023 г.; исх.N 100 от 21.02.2023 г.; исх.N 106 от 22.02.2023 г.) о проведении Заказчиком мероприятий по фиксированию исполнения/неисполнения условий Контракта сторонами, с приглашением Исполнителя, но они остались без внимания со стороны последнего.
В целях урегулирования возникших вопросов по выполнению Исполнителем своих обязательств по Контракту, Заказчиком N2 в адрес Исполнителя были направлены претензии с требованием организовать работы по исполнению Контракта (исх.N 94 от 17.02.2023 г.; исх.N 109 от 22.02.2023 г.) (направленные претензии были проигнорированы Исполнителем).
Представитель Заказчика N2 дополнительно сообщил, что Заказчик нуждался в качественной и своевременной уборке, никаких препятствий для исполнения Контракта не предпринималось, наоборот, Заказчик N2 готов был всячески способствовать исполнению Контракта, поскольку своевременная и качественная уборка влияет на организацию Учебного процесса.
По Контракту N3.
В январе 2023 услуги оказывались Участником, приняты и оплачены Заказчиком N3 в полном объеме.
Вместе с тем, в нарушение п.5.2.1 Контракта (Исполнитель обязан оказать услуги в порядке, объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом), однако с 1 февраля 2023 года и вплоть до вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта услуги, предусмотренные Контрактом, Исполнителем не оказывались. Подтверждением этому являются следующие документы:
Акт N 1 от 06.02.2023 г.
Акт N 2 от 13.02.2023 г.
Акт N 3 от 20.02.2023 г.
Акт N 4 от 28.02.2023 г.
Акт N 5 от 03.03.2023 г.
Акт N 6 от 22.03.2023 г.
Акт N 7 от 03.04.2023 г
Заказчиком N3 в адрес Исполнителя направлялись уведомления (исх.N 47 от 28.02.2023 г.; исх.N 63 от 15.03.2023 г.) о проведении Заказчиком мероприятий по фиксированию исполнения/неисполнения условий Контракта сторонами, с приглашением Исполнителя, но они остались без внимания со стороны последнего.
В целях урегулирования возникших вопросов по выполнению Исполнителем своих обязательств по Контракту, Заказчиком N3 в адрес Исполнителя были направлены претензии с требованием организовать работы по исполнению Контракта (исх.N 79 от 20.02.2023 г.; исх.N 81/1 от 21.02.2023 г.; исх.N 89 от 27.02.2023 г.; исх. N 98 от 03.03.2023 г.; исх.N 101 от 07.03.2023 г.; исх. N110 от 14.03.2023 г. исх.N 129 от 22.03.2023 г.) (направленные претензии были проигнорированы Исполнителем).
Представитель Заказчика N3 дополнительно сообщил, что Заказчик нуждался в качественной и своевременной уборке, никаких препятствий для исполнения Контракта не предпринималось, наоборот, Заказчик N3 готов был всячески способствовать исполнению Контракта, поскольку своевременная и качественная уборка влияет на организацию Учебного процесса.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N1 принято 21.03.2023, Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, а получение Обществом зафиксировано 21.03.2023 в 15:29 (МСК) https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=2041097.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N2 принято 17.03.2023, Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, а получение Обществом зафиксировано 17.03.2023 в 16:27 (МСК) https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=2033943.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N3 принято 22.03.2023, Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, а получение Обществом зафиксировано 22.03.2023 в 12:37 (МСК) https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=2033863.
Из письменных объяснений Участника (которые фактически идентичны по каждому из Контрактов), следует, что он просит не включать Участника в РНП, основные доводы при этом сводятся к следующему:
1) Заказчик составлял Акты проверок без представителя Общества, а претензии направлял ему с нарушением сроков;
2) Участник оказывал услуги с января до момента расторжения Контрактов, а представителями Заказчиков осуществлялось "неоднократное чинение препятствий" Участнику в навязывании штата уборщиц.
В ходе ознакомления с данными доводами, представитель Заказчиков просил обратить внимание Комиссии на следующий факт.
О предстоящих проверках Участник уведомлялся Заказчиками, вместе с тем ни на одну из них представитель Общества не явился, никакого навязывания штата уборщиц не происходило, никаких писем с данными проблемами от Участника не поступало.
Представитель Заказчика пояснил, что в ходе исполнения Контрактов, Участник самостоятельно оставил штат уборщиц от предыдущих подрядчиков, уборщицы вышли на объекты в январе и оказывали услуги (которые оплачены Заказчиком), вместе с тем Общество не оплачивало услуги уборщиц, которые производили уборку у Заказчиков (которые сообщили о данном факте), Заказчики поясняли, что не могут повлиять на Участника и вмешиваться в их отношения, со своей стороны пояснив уборщицам, что услуги за январь 2023 он оплатил Участнику, в связи с чем уборщицы перестали оказывать услуги в феврале 2023 года, новый штат так и не был сформирован Исполнителем, кроме того, объекты образовательных находятся под видеонаблюдением, ни одного факта того, что уборщицы пришли осуществлять уборку в феврале-марте 2023, а их не пустили на объекты или кто-то противодействовал уборке - не зафиксировано. Все что делал Участник, выставлял акты оказанных услуг, которые им не осуществлялись.
На вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Участника: "Имеются ли у него официальные документы подтверждающие трудовые отношения со штатом уборщиц сформированный им и письма в адрес Заказчиков о каких-либо сложностях если они был?", представитель Участника пояснил, что Общество таких документов не имеет.
На дополнительный вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Участника: "Если Участник, по его мнению, оказывал услуги, может ли он представить доказательства их исполнения в конкретный день по всем 3 Контрактам, а именно 22.03.2023?", представитель Участника пояснил, что Общество таких доказательств не имеет, ему непонятно почему Комиссия выбирает произвольный день.
Со своей стороны, Комиссия считает, что в целях подтверждения довода Участника, о том, что он до расторжения Контрактов оказывал услуги, Комиссия может выбрать любой день, а у добросовестного Участника не появиться проблем подтвердить факт оказания услуг, при необходимости данную информацию можно будет проверить по камерам видеонаблюдения Заказчиков, вместе с тем подобными доказательствами Общество не обладает, опровержений документам Заказчика не представлено, кроме устных пояснений.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в сферу ее компетенции. Комиссия лишь на основе представленных документов, письменных и устных пояснений сторон оценивала добросовестность/недобросовестность со стороны Участника.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению в действиях (бездействии) Участника фактов, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчиков рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Анализ действий Заказчиков, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчики со своей стороны способствовали и предупреждали Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенных Контрактов и производить уборку в соответствии с условиями Контрактов N1, N2 и N3.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенным Контрактам услуги должны предоставляться в соответствии с согласованными и утвержденными приложениями.
Материалами дела подтверждается, что фактически с февраля 2023 года по всем трем Контрактам, Заказчикам услуги оказываться перестали.
Комиссия не может принять во внимание представленные Участником пояснения о том, что Акты, составленные без его участия, являются несостоятельными, поскольку Заказчики по Контрактам наделены правом проверки хода и качества оказания услуг, более того в адрес Участника направлялись претензии, которые проигнорированы им, также, как и уведомления с просьбой явиться на объекты оставлены без внимания, таким образом, Общество самостоятельно проигнорировало претензии Заказчиков.
Более того, Комиссия отмечает, что:
- услуги по Контрактам не приостанавливались (надлежащее уведомление Заказчиков в соответствии с требованиями части 716 ГК РФ не осуществлялось);
- доказательств отправки каких-либо писем Общества не представлено, в то время как от Заказчиков представлены доказательства отправки, попытка выискать нарушения со стороны Заказчиков в их размещении являются лишь попыткой изменить предмет исследования, при том, что многочисленные претензии получены Обществом в том числе почтой России;
- услуги в январе 2023 приняты и оплачены Заказчиками, каким образом такое произошло, если Заказчики противодействовали Обществу в письменных пояснениях Участника не раскрывается, как и не представлено доказательств официальных трудовых отношений Участника с уборщицами.
Таким образом, ссылки Участника на то, что неисполнение обязательств произошло из-за каких-либо "чинений препятствий и нарушений со стороны Заказчиков" не находят своего подтверждения.
Принимая во внимание и ознакомившись со всем пакетом документов Комиссия не находит в нем доказательств того, какие именно действия (бездействие) Заказчиков не позволили исполнить Контракт надлежащим образом.
Кроме того, Комиссия, принимая во внимание аргумент Участника, что он оказывал услуги до самого последнего дня расторжения каждого Контракта, выбрало конкретный день, когда Участник должен был исполнять обязательства, вместе с тем, Общество не смогло представить доказательства своего присутствия на объектах, при том, что на образовательные учреждения являются режимными объектами и наличие штата уборщиц можно проверить камерами видеонаблюдения.
В качестве примера, Комиссия на заседании исследовала дату 22.03.2023 (когда по Контракту N2 имеется Акт о невыходе на объект, по Контракту N3 в данный день принято решение об одностороннем отказе, а по Контракту N1 не истекли предусмотренные 10 дней для устранения причин принятия одностороннего отказа).
С учетом того, что Комиссии не представлено доказательств со стороны Участника уборки объектов, то доказательства, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился в полной мере выполнить обязательства в рамках исполнения Контрактов представлены им какого-либо подтверждения.
Дополнительно, Комиссия знакомилась с пояснениями Общества отмечает, что Участник ссылается на один и тот же доводы, что все Заказчики, не связанные между собой, при его полной добросовестности, ему чинят препятствия и противодействуют уборке, во всех взаимоотношениях сторон пояснения Участника сводятся не к пояснениям того как он исполнял обязательства, а к выискиванию нарушений со стороны Заказчиков, что выглядит как попытка уйти от меры публично-правовой ответственности в виде включения сведения в РНП по формальным основаниям.
2) Участник существенно снизил цену Контрактов, активно торгуясь и снизив начальную (максимальную) цену, Участник должен предусматривать последствия своих действий и учитывать предпринимательские риски такого снижения.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В материалах дела Ленинградского УФАС отсутствуют подобные доказательства о заботливости и осмотрительности Участника.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Кроме того, согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Комиссия, в рассматриваемом деле, приходит к выводу, что доводы Участника не свидетельствуют о возникновении обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы.
Анализ всех вышеуказанных действий Участника, в рамках принятых на себя Контрактов обязательств, не позволяет Комиссии сделать вывод о какой-либо заботливости и осмотрительности с его стороны.
Аргумент Участника о том, что Заказчики превысили свои полномочия не подтверждается фактическими обстоятельствами дела.
3) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что услуги в полном объеме не были оказаны трем образовательным учреждениям, в которых находятся дети.
Таким образом, Заказчики N1, N2, N2, нуждающиеся в услугах по уборке помещений, значимость которой не вызывает сомнений исходя из специфики услуг, нанесен значительный ущерб, то есть Заказчики в значительной степени лишились того, на что рассчитывали при заключении Контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенных Контрактов соразмерные в каждом из исследуемых случаев санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "КЛЁН" в реестр недобросовестных поставщиков по каждому из рассмотренных дел.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 апреля 2023 г. N 047/10/104-628/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023