Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Князевой Ольги Николаевны (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципальное бюджетное учреждение "Благоустройство" городского округа Пущино Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казённого учреждения "Централизованная бухгалтерия" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку противогололедных реагентов (извещение N 0848300029223000007 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещении о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 14.03.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 742 500,00 рублей;
2) дата окончания подачи заявок - 29.03.2023;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, признанные несоответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в извещение о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является поставка противогололедных реагентов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона. в требованиях к содержанию и составу заявки установлено следующее:
"2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира".
1) Заказчиком в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки (техническому заданию) установлены требования к функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам поставляемых товаров, в том числе для товара "Противогололедный реагент (ПГМ-25)" по показателю "Интенсивность запаха" установлено значение "не более 1 балл".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В отношении товара "Противогололедный реагент (ПГМ-25)" показатель "Интенсивность запаха" требуемое значение установлено "не более 1", единица измерения "балл", согласно требованиям пп.5.1.1 п.5.1, раздела 5 ГОСТ Р 58427 2020 "Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов", утверждённого и введённого в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября.2020 г. N 1005-ст. (далее ГОСТ Р 58427 - 2020)".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к характеристикам товара не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств обоснованности довода жалобы не представил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) Заказчиком в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки (техническому заданию) установлены требования к функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам поставляемых товаров, в том числе для товара "Противогололедный реагент (концентрат минеральный галит)" по показателю "Натрий хлористый (NaCl)" установлено значение "от 96* до 99*%".
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в извещении о проведении Аукциона, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, сведений о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с письмом ФАС России от 23.07.2018 N АК/57142/18 "О конкурсных процедурах при закупках противогололедных реагентов", новым веществом, который придается этому понятию статьей 11 Закона N 174-ФЗ, являются противогололедные реагенты, техническая документация на которые не имеет действующего положительного заключения ГЭЭ федерального уровня.
Заказчиком в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе установлено в том числе следующее:
"документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 58427-2020 при осуществлении закупок ПГМ и/или услуг
по уборке/зимнему содержанию УДС, а также придомовой территории, ОДХ и иных территорий, которые предусматривают обращение ПГМ, в том числе на особо охраняемых природных территориях и Байкальской природной территории, заказчик обязан запросить, а участник закупки предоставить на стадии подачи заявки на участие следующие документы в отношении объекта закупки "Противогололедный реагент (ПГМ-25)":
- документ, подтверждающий соответствие ПГМ санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- сертификат соответствия ПГМ технической документации (ТУ, СТО) и/или настоящему стандарту с указанием марки ПГМ;
- сведения о химическом составе предлагаемого к поставке ПГМ в соответствии с п. 5.1.3;
- иные документы, предусмотренные федеральными, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами".
Изучив положения извещения о проведении Аукциона, а также требования к содержанию составу заявки, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования к участникам закупки о предоставлении "сертификат соответствия ПГМ технической документации (ТУ, СТО) и/или настоящему стандарту с указанием марки ПГМ", "сведения о химическом составе предлагаемого к поставке ПГМ в соответствии с п. 5.1.3", а также "документ, подтверждающий соответствие ПГМ санитарно-эпидемиологическим" и "иные документы, предусмотренные федеральными, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами" проводят к необоснованному ограничению и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Князевой Ольги Николаевны частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 05.04.2023 N 050/06/105-10550/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 апреля 2023 г. N 050/06/105-10550/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2023