Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СТЕРИН" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Подольская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Ш) (извещение N 0348500003523000070 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 22.03.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 021 562,75 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 04.04.2023;
4) на участие в Аукционе подано 3 заяви от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом выбраны коды позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также неправомерно установлены характеристики товара, не предусмотренные положениями КТРУ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" утверждена номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - Классификация).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является "Поставка изделий медицинского назначения (Ш)".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона для поставляемых товаров установлены коды позиции КТРУ.
Согласно Приложению N 1 к Описанию объекта закупки, в рамках исполнения контракта предусмотрена поставка, в том числе следующих товаров (материалов):
1) "Шприц общего назначения (тип 1)", "Шприц общего назначения (тип 2)", "Шприц общего назначения (тип 3)", относящиеся к коду КТРУ 32.50.13.110-00004568 "Шприц общего назначения".
2) "Шприц общего назначения (тип 4)", "Шприц общего назначения (тип 5)", "Шприц общего назначения (тип 5), "Шприц общего назначения (тип 6)" относящиеся к коду КТРУ 32.50.13.110-00004564 "Шприц общего назначения".
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте коды позиции КТРУ 32.50.13.110-00004568, а также КТРУ 32.50.13.110-00004564 относятся к коду 349160 "Шприц общего назначения/в комплекте с иглой" и коду 260600 "Шприц общего назначения, одноразового использования" в соответствии с номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, в котором содержится в том числе следующие описание:
"Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования".
"Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов из медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); игла не прилагается. Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально для перорального введения лекарственных средств. На дистальном конце цилиндра расположен штыревой коннектор (как правило, типа Луер-лок/Луер-слип) для подсоединения иглы для подкожных инъекций или набора для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать антиадгезионными свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Безопасные шприцы являются шприцами общего назначения, что подтверждается нормативным документом, которому советуют данные шприцы - ГОСТ ISO 7886-4-2011 "Шприцы инъекционное однократного применения стерильные Часть 4 Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению"
В п. 1 "Область применения" ГОСТ ISO 7886-4-2011 указано:
"Настоящий стандарт устанавливает требования к инъекционным стерильным шприцам однократного применения, изготовленным из полимерных материалов, с иглой или без и предназначенным для забора жидкостей или инъекции жидкостей непосредственно после наполнения, и разработанным так, чтобы шприц становился непригодным после применения. (т.е. к шприцам общего назначения)
Настоящий стандарт не применяется для шприцев, изготовленных из стекла (ISO 595), шприцев с автоматическим приведением в негодность после применения для иммунизации фиксированной дозы (ISO 7886-3) и для предварительно заполненных шприцев. Другие стандарты могут применяться, когда шприцы используются для любой другой цели, отличной от описанной в настоящем стандарте.". (т.е. для шприцев для вакцинации с кодом вида 321610, указанных в жалобе)
Из норм 44-ФЗ следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен указать предмет закупки (его составляющие) с учетом специфики его деятельности. Соответственно, заказчик в праве включить в предмет закупки такие товары, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Кроме того, законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию товаров, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности.
Согласно извещению, все шприцы описаны Заказчиком с использованием позиций КТРУ:
позиция КТРУ 32.50.13.110-00004568
позиция КТРУ 32.50.13.110-00004564
Описание объекта закупки составлено в соответствии с Постановлением Правительства N 145 с использованием Каталога товаров работ и услуг. При этом, реализуя свое право на установление дополнительных характеристик к товару, предусмотренное пунктом 6 Постановления Правительства N 145,
Заказчик надлежащим образом обосновал каждую из дополнительных характеристик, в том числе и механизм предотвращения повторного использования.
Заказчик, руководствуясь своей потребностью, национальной системой стандартизации в части отнесения шприцев с механизмом предотвращения повторного использования к шприцам общего назначения, а также Постановлением Правительства N 145 (п.6. Правил применения Каталога товаров работ и услуг) применил соответствующую потребности заказчика позицию КТРУ и установил дополнительные характеристики к позиции "Шприц общего назначения". Постановление Правительства N 145 не устанавливает ограничений по количеству дополнительных характеристик, а указывает лишь на необходимость надлежащего обоснования каждой и таких характеристик. Отмечаем, что надлежащее обоснование каждой из дополнительных характеристик в описании объекта закупки имеется".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных кодов позиции КТРУ, а также установления требований к характеристикам товаров и объединения в один лот медицинских изделий не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств обоснованности довода жалобы не представил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТЕРИН" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 апреля 2023 г. N 050/06/105-11201/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2023