Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей интересов:
- Администрация Раздольненского района Республики Крым (далее - Заказчик) - Олейник Д.С. (глава Администрации Раздольненского района Республики Крым),
- МКУ "Дирекция единого заказчика" Раздольненского района Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Пономаренко М.А. (директор по приказу),
- Питиев Арсений Владимирович (далее - Заявитель) - Питиев А.В. (лично), Канберов Б.М. (по доверенности), Манапов Н. (по доверенности), Салаев И.В. (по доверенности).
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования Раздольненский район Республики Крым" (извещение N 0875300004123000005) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводу жалобы Заявителя: "В соответствии с проектом Муниципального Контракта "Приобретение недвижимого имущества" - требование Заказчика -по части п. 3.1-3.3. предоставление помещения в срок "Поставщик в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта обеспечивает Заказчику доступ в жилое помещение для проведения осмотра" _а так же п. 4.4.2. "4.4.2. В случае выявления недостатков, Поставщику может быть предоставлен срок, но не более 5 (пяти) дней, в течение которых Поставщик обязан привести жилое помещение в надлежащее техническое состояние и повторно предъявить его для проведения обследования." Итого общий срок 8 рабочих дней.
Далее хотим обратить на сроки и условия Приемки Заказчиком жилого помещения в п. "3.6. Приемка Заказчиком поставленного товара, включая проведение экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта осуществляется в течение 10 рабочих дней после поставки товара и поступления от Поставщика документа(ов) о приемке, указанного(ых) в пункте 3.4 Контракта".
Действия по указанию сжатого срока ограничивают конкуренцию, следовательно, нарушают действующее законодательство. Фактически не имеются основания, которые могут позволить ограничивать таковым образом конкуренцию".
В соответствии с Приложением к извещению о закупке "Техническое задание" указаны функциональные, технические и качественные характеристики товара.
N п/п |
Наименование показателей |
Характеристики |
1 |
Этажность дома |
Любая |
2 |
Этаж квартиры |
Любой (кроме цокольных, полуподвальных этажей) |
3 |
Год постройки дома |
Не ранее 1968 года |
4 |
Физический износ |
кроме аварийного фонда и ветхого |
5 |
Благоустройство |
наличие отопления, холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, подъездных путей. |
6 |
Энергоэффективность |
наличие индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов (прибора учета электрической энергии, прибора учета природного газа и тп. (при наличии) |
7 |
Количество комнат в квартире |
Любое |
8 |
Общая площадь квартиры (без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас) |
Не менее 33 кв.м. |
Минимальные требования к отделке помещений квартиры и обеспеченность квартиры сетями инженерных коммуникаций | ||
9 |
Наружные стены (материал) |
Кирпич, или Ракушняк, или газобетонные блоки, или пенобетонные блоки, или керамзитобетонные блоки, или железобетон, или альминский блок |
10 |
Окна (Оконные блоки) |
ПВХ или Деревянные |
11 |
Перегородки (материал) |
кирпич, или Ракушняк , или газобетонные блоки, или пенобетонные блоки, или керамзитобетонные блоки |
12 |
Перекрытия (материал) |
Сборный железобетон, или монолитный железобетон, или деревянные |
|
Жилое помещение должно иметь: |
отопление: Автономное (местное) от котла АОГВ (Агрегат отопительный газовый водонагревательный) или централизованное |
все отопительные приборы должны быть в наличии и находиться в исправном состоянии | ||
Централизованное холодное водоснабжение | ||
горячее водоснабжение (может быть представлено электрическим бойлером, или бытовым газовым проточным водонагревателем) | ||
сантехническое оборудование (кухонная мойка, ванна либо душевая кабина, раковина, унитаз и сливной бачок, смесители) должно быть в полной комплектации, запорная арматура и трубопроводы в исправном состоянии | ||
канализационные сети должны быть исправны и полностью обеспечивать работу установленного сантехнического оборудования | ||
исправную газовую плиту (не менее 4 конфорок) | ||
исправную электрическую проводку на 220V с установленными выключателями, розетками | ||
исправный прибор учета природного газа | ||
исправный прибор по учету расхода электрической энергии | ||
окна - ПВХ профиль (стеклопакеты), или Деревянные окрашенные (без щелей и зазоров, вся необходимая фурнитура должна быть в исправном состоянии, окна должны открываться свободно, не должны иметь деформаций и повреждений) | ||
межкомнатные двери - филенчатые (деревянные, из комбинированных материалов), или щитовые, без повреждений, с дверными ручками . | ||
входная дверь - металлическая или деревянная входная дверь, без повреждений, с установленными действующими замочным блоком и ручками. | ||
|
Жилые комнаты: |
вид отделки стен - выровненные, окрашенные водоэмульсионной краской, или оклеенные обоями |
материал полов - деревянные дощатые крашеные, или покрытые плитами ДВП/ДСП крашеные, или ламинат, или линолеум, или ковролин. | ||
потолок - выровненный, окрашенный водоэмульсионной краской или облицовочные плитки или облицовочные панели, или натяжной потолок | ||
|
Кухня: |
вид отделки стен - выровненные, окрашенные водоэмульсионной краской, или керамическая плитка, или облицовочные панели, или оклеенные обоями |
материал полов - деревянные дощатые крашеные, или покрытые плитами ДВП/ДСП крашеные, или ламинат, или линолеум, или керамическая плитка. | ||
потолок - выровненный, окрашенный водоэмульсионной краской, или облицовочные плитки, или облицовочные панели, или натяжной потолок | ||
|
Туалет (Уборная): |
вид отделки стен - окрашенные водоэмульсионной краской, или керамическая плитка, оклеенные обоями |
материал полов - деревянные дощатые крашеные, или покрытые плитами ДВП/ДСП крашеные, или ламинат, или линолеум, или керамическая плитка | ||
потолок - покраска, или облицовочные плитки, или облицовочные панели, или натяжной потолок | ||
|
Ванная : |
вид отделки стен - покраска, или керамическая плитка, или облицовочные панели |
материал полов - кафельная или керамическая плитка | ||
потолок выровненные, окрашенные водоэмульсионной краской, или облицовочные плитки, или облицовочные панели, или натяжной потолок | ||
наличие ванны или душевой кабины | ||
|
В передних (Прихожая): |
вид отделки стен - выровненные, окрашенные водоэмульсионной краской, или оклеенные обоями, или облицовочные панели |
материал полов - деревянные дощатые крашеные, или покрытые плитами ДВП/ДСП крашеные, или ламинат, или линолеум, или керамическая плитка. | ||
потолки - выровненные, окрашенные водоэмульсионной краской, или облицовочные плитки, или облицовочные панели, или натяжной потолок |
Согласно пунктам 3.1-3.3, 3.6 приложения к извещению "Проект контракта": Поставщик в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта обеспечивает Заказчику доступ в жилое помещение для проведения осмотра и представляет Заказчику следующие документы:
- выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности Поставщика на объект недвижимости и об отсутствии обременений (ограничений) права, правопритязаний, выданную уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
- документы технического учета на объект недвижимости (копия кадастрового паспорта);
- справку об отсутствии задолженности по жилищным и коммунальным платежам по квартире, в том числе плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, водоотведение, ТКО, за услуги и работы по управлению и облуживанию многоквартирным домом;
- справку об отсутствии задолженности по уплате налогов на имущество;
- документы, подтверждающие отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства (пребывания);
- ключи от всех запирающих устройств;
- паспорта на индивидуальные (квартирные) приборы учета;
- решение органа опеки и попечительства на продажу квартиры (доли), в случае наличия в семье несовершеннолетних детей, имеющих право собственности на товар;
- если товар приобретена супругами в период брака и Участником закупки является один из них (правообладатель квартиры) - нотариально заверенную копию удостоверенного согласия другого супруга на продажу товар;
3.2. Заказчик осуществляет осмотр товара на соответствие требованиям Контракта. Поставщик имеет право присутствовать на процедуре осмотра товара или направить своего представителя для наблюдения за процедурой осмотра, известив об этом Заказчика. В случае поступления Заказчику извещения от Поставщика о направлении Поставщиком своего представителя осмотр должен быть осуществлен только в присутствии представителя Поставщика.
3.3. По результатам осмотра, указанного в п. 3.2 Контракта, в случае соответствия товара требованиям контракта, Заказчик и Поставщик подписывают акт приема- передачи товара, необходимый для оформления перехода на Заказчика права собственности на товар. При несоответствии товара требованиям контракта, Заказчик составляет акт осмотра товара, фиксирующий недостатки товара и устанавливающий срок их устранения и направляет его Поставщику или вручает уполномоченному представителю Поставщика.
3.6. Приемка Заказчиком поставленного товара, включая проведение экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта осуществляется в течение 10 рабочих дней после поставки товара и поступления от Поставщика документа(ов) о приемке, указанного(ых) в пункте 3.4 Контракта.
Также в силу пункта 4.4.2. в случае выявления недостатков, Поставщику может быть предоставлен срок, но не более 5 (пяти) дней, в течение которых Поставщик обязан привести жилое помещение в надлежащее техническое состояние и повторно предъявить его для проведения обследования.
В соответствии с возражениями Заказчика: "Приобретаемые жилые помещения закупаются за счет средств субвенции из бюджета Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с ч.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) установлено, что приобретаемые жилые помещения должны быть благоустроенными. Техническим заданием на приобретение жилых помещений (приложение к извещению об электронном аукционе) определено, что приобретаются благоустроенные жилые помещения, которые не должны нуждаться в текущем и капитальном ремонте, должны быть пригодны для проживания. Кроме того, Техническое задание не содержит завышенных требований к жилому помещению, что не ограничивает конкуренцию. Положения Федерального закона N44 - ФЗ и Гражданского кодекса РФ не содержат указаний на минимальный срок поставки товара. С учетом того, что жилое помещение должно поставляться благоустроенным, не нуждающимся текущем и капитальном ремонте, и Жилые помещения являются недвижимым имуществом (товаром, не нуждающемся в транспортировке), срок предоставления жилого помещения три рабочих дня является вполне обоснованным. Признаки ограничения конкуренции, перечисленные в ч.17 ст.4 и ст. 17 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют. В случае выявления замечаний к жилому помещению Поставщику может быть дан срок, до пяти дней, для их устранения. Замечания, для которых Поставщику дается срок для устранения замечаний, должны быть незначительными (перегоревшие лампочки, поврежденные напольные покрытия и тп.), то есть устранение которых занимает небольшой промежуток времени. Предлагаемое жилое помещение, которое нуждается в проведении капитального и косметического ремонта, не удовлетворяет требованиям Технического задания.
Кроме того, приобретение жилых помещений для детей сирот находится на особом контроле Прокуратуры Республики Крым, которая осуществляет осмотр приобретенных жилых помещений, совместно с Роспотребнадзором и МЧС".
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что подавая заявку на участие в аукционе, участник заведомо соглашается со всеми условиями, указанными в извещении, в том числе с положениями проекта контракта, а также заведомо оценивает риски и возможности для участия в закупке.
Из технического задания следует, что Заказчиком определена потребность путем указания конкретного срока для устранения недостатков жилья, что не противоречит требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчик в своих устных возражениях пояснил, что предполагается, что участник закупки, подавая заявку на участие в аукционе, имеет в наличии благоустроенное жилое помещение, не нуждающееся в текущем и капитальном ремонте, в надлежащем техническом состоянии, соответствуя условиям извещения по закупке и имея в наличии все требуемые документы.
Также в пятидневный срок, который дается Победителю закупки для устранения замечаний, подразумевает, что замечания должны быть незначительные, т.е. устранение которых занимает небольшой промежуток времени, а не предполагает проведение текущего или капитального ремонта помещения.
Заказчиком обоснована необходимость приобретения товара именно с установленными в описании объекта закупки условиями, при этом параметры определены Заказчиком в пределах, допускаемых нормами действующего законодательства.
При этом, отсутствие у одного из участников закупки возможности выполнить условия закупки, соответствующие потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении его прав, либо об ограничении количества участников торгов.
Заявителем же не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующие о том, что невозможно выполнить условия извещения, установленные Заказчиком.
Кроме того, Заказчиком были предоставлены письменные возражения, согласно которым указано, что жилье приобретается для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, что составляет социальную важность и ответственность закупки и исполнения контракта.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Обзором отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83-21466/2017.
Таким образом, учитывая изложенное, довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 12 апреля 2023 г. N 082/06/106-284/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2023