Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
членов Комиссии:
главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
специалист - эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России В.Х. Мельниченко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
Заявитель - ГБУ РК "Центральная городская больница г. Красноперекопска" (далее - Заказчик) - Е.В. Ляшова (доверенность N33/2023 от 30.03.2023 г.); М.Э. Османова (доверенность N107/2022 от 06.10.2022 г.);
Ответчик - ООО "ГИМ" (далее - Ответчик) - А.А. Луговой (доверенность N77 от 30.03.2023 г.); А.Ю. Король (доверенность N77 от 30.03.2023 г.);
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение Заявителя о включении информации об ООО "ГИМ" (ИНН: 5032218584, адрес: Московская область, г. Одинцово, ул. Западная, д. 13, 143000) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине: одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки на "Капитальный ремонт помещения стоматологического отделения поликлиники ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" по адресу: г. Красноперекопск, ул. Калинина, 14а" (контракт N 2910600806021000027) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), на основании п. 13 Правил, пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступило обращение Заявителя о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "ГИМ" ввиду принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам Закупки.
В результате рассмотрения обращения, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Ответчиком, Комиссия установила следующее.
29.03.2021 г. между ГБУ РК "Центральная городская больница г. Красноперекопска" и ООО "ГИМ" заключен Контракт N25-21/КС - "Капитальный ремонт помещения стоматологического отделения поликлиники ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" по адресу: г. Красноперекопск, ул. Калинина, 14а" с ценой Контракта - 41 068 754,00 руб., в рамках закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 1.1. Контракта, Подрядчик в установленные сроки согласно Контракту обязуется выполнить все предусмотренные проектной и рабочей документацией строительно- монтажные работы по объекту, указанному в пункте 1.2 Контракта (далее - Работы, Объект), и передать Объект Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязуется принять Объект и оплатить в соответствии с условиями Контракта.
Конечным результатом Контракта является Объект, законченный строительством. Объект, законченный строительством - это объект, указанный в пункте 1.2 Контракта, в отношении которого подписан акт сдачи-приемки законченного строительством объекта (приложение N7 к Контракту) (далее - Акт сдачи-приемки законченного строительством объекта) Сторонами и получивший заключение органа Государственного надзора или Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о соответствии реконструированного объекта капитального строительства построенного требованиям и (или) проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - ЗОС).
Согласно пункту 3.1.1. Государственный (муниципальный) (муниципальный) заказчик производит выплату авансового платежа Подрядчику в размере 10 % от цены Контракта, указанной в пункте 2.1. настоящего Контракта в сумме 4 106 875 рублей 40 копеек, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, доведенных Заказчику на соответствующий финансовый год и объемов финансирования, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня выставления последним счета на перечисление авансового платежа, но не ранее регистрации Контракта в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым. Авансовый платеж перечисляется Подрядчику согласно счету по фактическому финансированию Объекта.
Погашение суммы выданного аванса осуществляется путем зачета 100% от стоимости выполненных и принятых работ, подлежащих оплате, до полного погашения аванса.
Согласно пункту 3.3. Контракта, Выполненные работы оплачиваются Государственным (муниципальным) заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств и фактически доведенных на соответствующий финансовый год:
Сумма финансирования в 2021 году - 15 003 600,00 рублей;
Сумма финансирования в 2022 году - 26 065 154,00 рублей.
Согласно пункту 4.1. Контракта, работы, предусмотренные Контрактом, выполняются в сроки и объемах в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) (далее - График выполнения работ), Графиком производства строительно-монтажных работ (далее - График производства СМР, Приложение N 2.1 к Контракту - форма), совместно именуемые Графики.
Начало работ с - момента заключения Контракта.
Окончание работ - "31" августа 2022 г.. Срок начала строительства (реконструкции) Объекта. срок окончания строительства (реконструкции) Объекта (конечный срок), промежуточные сроки начала и окончания выполнения отдельных видов и/или этапов работ определены Графиками к Контракту.
Согласно пункту 4.2 Контракта, объем работ по Контракту должен быть исполнен в соответствии с проектной и рабочей документацией в сроки, установленные Графиками и в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
Согласно пункту 16.1. Контракта, Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до "30" сентября 2022 года, но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Согласно пункту 16.2. Контракта, окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от выполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, а также от ответственности за нарушение условий Контракта.
Согласно пункту 16.3. Контракта, срок действия Контракта продлевается на период существования обстоятельств непреодолимой силы и устранения их последствий, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 22.02.2023 г. принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 9.2. Контракта, Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; по решению суда; в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.2. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение направлено Заказчиком заказным письмом в адрес Ответчика. Ответчик письмом N88 от 03.03.2023 г. направил в адрес Заказчика возражение на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Заказчиком получено возражение 06.03.2023 г..
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым - 17.03.2023 г..
Причинами послужившими основаниями принятия Заказчиком Решения об одностороннем расторжении Контракта послужили следующие обстоятельства:
"...Начало работ с - момента заключения Контракта. Окончание работ - "30" декабря 2022 г.
Срок начала строительства (реконструкции) Объекта, срок окончания строительства (реконструкции) Объекта (конечный срок), промежуточные сроки начала и окончания выполнения отдельных видов и/или этапов работ определены Графиками к Контракту.
Согласно пункта 16.1 Контракта контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до "30" декабря 2022 года, но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
В соответствии с пунктом 16.2 Контракта окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от выполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, а также от ответственности за нарушение условий Контракта.
Аванс перечислен Заказчиком в полном объеме 28.05.2021 года По состоянию на 21.02.2023 объем выполненных и оплаченных работ ООО "ГИМ" согласно подписанных и принятых справок о стоимости выполненных работ и затрат, актов о приемке выполненных работ с оставил 10 172 226,00 рублей (24,77% от общего объема работ).
По состоянию на 21.02.2023 года работы на объекте не ведутся.
Согласно предоставленного 21.01.2023 года ООО "ГИМ" детализированного догоночного графика производства строительно-монтажных работ передача оконченного капитальным ремонтом объекта запланирована 11.04.2023 года. 7,8,9,14 февраля 2023 года специалистами ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" проводилось обследование объекта: "Капитальный ремонт помещения стоматологического отделения поликлиники ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" по адресу: г. Красноперекопск, ул.
Калинина, 14а". Установлено что работы на объекте не ведутся, рабочие на момент обследования на объекте отсутствовали, имеется значительное отставание от утвержденного графика производства работ. 15.02.2023 исходящим N01-5/537 ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" было направлено в адрес ООО "ГИМ" письменное обращение по вопросу не исполнения условий Контракта, в рамках которого ООО "ГИМ" было предложено в кратчайшие сроки приступить к выполнению строительно-монтажных работ, в противном случае учреждение оставляет за собой право расторжения контракта в одностороннем порядке .По состоянию на 21.02.2023 официальный ответ от ООО "ГИМ" не получен. Работы на объекте не ведутся, что подтверждается актами обследования объекта от 17.02.2023,21.02.2023 года.
Согласно акта обследования объекта от 21.02.2023, проведенного в присутствии представителей главного инженера ООО "ГИМ" Митрошина М.Н, главного инженера проекта ООО "ГИМ" Король А.Ю., представителей службы строительного контроля ФАУ "РосКапСтрой" Кочка И.С., АО "Службы технадзора" Маградзе Ю.Э., представителя ГКУ РК "Крымздрав" Гнатюка В.В. установлено что на объекте не выполнены следующие работы:
СМЕТА N 02-01-07 АС "Архитектурные решения": стоимость работ согласно проектно-сметной документации составляет 21 218 455,20, фактически согласно подписанных и принятых работ, согласно справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 , актов о приемке выполненных работ стоимость выполненных работ по форме КС-2 составила 6 106 413,60 рублей, что составляет 28,8%. Не выполнены фасадные работы, частично не выполнены работы по внутренней отделке стен (покраска), полов(линолеум), не выполнены работы по устройству потолка, не установлены двери внутри помещения; СМЕТА N02-01-05 ОВ "Отопление и вентиляция" стоимость работ согласно проектно-сметной документации составляет 6 110 740,80 рублей, фактически согласно подписанных и принятых работ, согласно справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 стоимость выполненных работ составила 641 630,40 рублей, что составляет 10,5%. Не установлены радиаторы отопления, кондиционеры, частично выполнены работы по устройству вентиляции.
СМЕТА N02-02-01 ЭМ "ЭМ "Система электроснабжения"- стоимость работ согласно проектно-сметной документации составляет 8 873 353,20 рублей, фактически согласно подписанных и принятых работ, согласно справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 стоимость выполненных работ составила 2 022 241,20 рублей, что составляет 22,79%. Работы выполнены частично, не установлены щитки распределительные, розетки, выключатели, осветительное оборудование, не выполнен монтаж компрессоров; СМЕТА N02-01-03ПС "Пожарная сигнализация," стоимость работ согласно проектно-сметной документации составляет 724 783,20 рублей, фактически согласно подписанных и принятых работ, согласно справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 стоимость выполненных работ составила 144 896,40 рублей, что составляет 19,99%. Не установлено оборудование пожарной сигнализации.
СМЕТА N02-01-06 ЛВС "Локально-вычислительные сети" стоимость работ согласно проектно-сметной документации составляет 772 284,00 рублей, фактически согласно подписанных и принятых работ, согласно справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 стоимость выполненных работ составила 497 406,00 рублей, что составляет 64,4%. Работы выполнены частично, не установлено оборудование.
СМЕТА N02-01-04СОТ "Система охранного телевидения" стоимость работ согласно проектно-сметной документации составляет 837 954,00 рублей, фактически согласно подписанных и принятых работ, согласно справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 стоимость выполненных работ составила 237 682,80 рублей, что составляет 28,36%. Не установлены видеокамеры.
СМЕТА N02-01-02 ВК Водоснабжение- стоимость работ согласно проектно-сметной документации составляет 1 667 504,44 рублей, фактически согласно подписанных и принятых работ, согласно справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 стоимость выполненных работ составила 521 955,60 рублей, что составляет 31,3%. Работы выполнены частично, не установлено сантехническое оборудование.
В силу статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчику предоставлено право на односторонний отказ от договора подряда, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Действуя разумно и добросовестно, с должной степенью заботливости и осмотрительности, подрядчик должен был оценить реальную возможность исполнения обязательства в согласованный срок и, предполагая, что такое надлежащее исполнение затруднительно или невозможно, не приступать к работам, начатые работы приостановить и предупредить об этом заказчика (статья 716 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подрядчик не уведомлял заказчика о наличии указанных обстоятельств.
Таким образом, по состоянию на 21.02.2023 года подрядчиком обязательства, принятые по контракту не исполнены_" (выдержка из Решения Заказчика об одностороннем расторжении Контракта).
Ответчик предоставил возражения следующего содержания:
"_Согласно с Дополнительным соглашением N4 от 30.09.2022 дата окончания работ - 30
декабря 2022 г.
Сообщаем, что причиной нарушений обязательств по контракту был ряд непредвиденных и независящих от сторон обстоятельств, повлекших за собой срыв сроков работ, о чём Подрядчик своевременно и неоднократно уведомлял Заказчика.
В связи со значительным ростом цен на оборудование и строительные ресурсы, в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 г. N1315 "О внесении изменений в некоторое акты Правительства Российской Федерации", приказа Министерства строительства Российской Федерации от 21.07.2021 N500, ООО "ГИМ" провело перерасчет стоимости строительно-монтажных работ.20.07.2022 г. получен отчет о консультационных услугах ГАУ РК "Госстройэкспертиза" в соответствии с которым предусмотрено увеличение стоимости строительно-монтажных работ на 12 278,767 рублей, что составляет 29,9% от цены контракта. (Письмо ООО"ГИМ" исх.N479 от 20.07.2022 г.) Кроме того, на сроки исполнения Контракта повлиял и разрыв в финансировании Подрядчика с 01.01.2022 по 31.05.2022 г. Так, КС-3 N 6 от 18.12.2021 г. оплачена 31.05.2022 г., а КС-3 N 7 от 01.03.2022 г. оплачена 31.05.2022 г. Подрядчик приложил все возможные усилия для исполнения Контракта в указанный период, но из-за отсутствия денежных средств в предполагаемом объеме, динамика производства строительно-монтажных работ спала. Подтверждающие разрыв финансирования документы прилагаются в письме ООО "ГИМ" исх.N533 от 26.08.2022 г.
С июля 2022 года Государственный заказчик согласовал Подрядчику изменение существенных условий Контракта, в том числе увеличение срока исполнения и цены Контракта, а также увеличение авансового платежа:
В связи с ростом цен на строительные материалы и оборудование письмом исх.N 441 от 04.07.2022 г. ООО "ГИМ" обратилось в ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" с целью рассмотрения вопроса об увеличении авансового платежа на 30%. Ответ получен: исх.N01-5/2484-1 от 15.07.2022 г. администрация ГБУЗ РК "ЦГБ г.Красноперекопска" согласовала увеличения аванса на 30% по контракту.
Письмом исх.N533 от 26.08.2022 г. ООО "ГИМ" обратился по вопросу изменения существенных условий контракта: увеличении срока действия контракта. Ответ получен: исх.N01-5/3050 от 31.08.2022 г. администрация ГБУЗ РК "ЦГБ г.Красноперекопска" согласовала увеличение срока действия контракта до 30.06.2023 и увеличение авансового платежа на 30%.
30.09.2022 дополнительным соглашением N4 к контракту в соответствии с п.9 ч.1 ст. 95 44- ФЗ продлен срок действия контракта до 30.12.2022 года.
17.10.2022 исх.N706 ООО "ГИМ" повторно в рамках Постановления Совета министров Республики Крым от 27.04.2022 N279 обратилось к ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" по вопросу изменения существенных условий контракта: увеличении срока действия контракта до 30.06.2023 и увеличении аванса на 30%. Ответ получен: исх.N01-5/3722 от 25.10.2022 г. администрация ГБУЗ РК "ЦГБ г.Красноперекопска" согласовала увеличение срока действия контракта до 30.06.2023 и увеличение авансового платежа на 30%.
01.12.2022 исх.N798 ООО "ГИМ" повторно обратился в ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" по вопросу изменения существенных условий контракта: увеличение цены контракта, продление срока действия контракта до 30.04.2022.
Ответ получен: исх.N01-31/4175 от 01.12.2022 г. администрация ГБУЗ РК "ЦГБ г.Красноперекопска" согласовала увеличение срока действия контракта до 30.04.2023 и увеличение цены контракта на 12 278 766 рублей, что составляет 29,85 % от начально- максимальной цены Контракта.
В 2023 г. ООО "ГИМ" неоднократно обращалось к администрации ГБУЗ РК "ЦГБ г.Красноперекопска" по вопросу выделенных бюджетных лимитов по данному мероприятию и подписанию согласованных ранее дополнительных соглашений по Контракту (исх.N16 от 20.01.2023, N63 от 14.02.2023), но они так и не были подписаны, несмотря на то, что лимиты бюджетных средств были доведены (Письма ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" исх.N01-5/453 от 13.02.2023, и исх.N 01-5/597 от 21.02.2023).
По состоянию на 2023 год цены на строительные ресурсы, а также работы по объекту настолько выросли, что ООО "ГИМ" несет убытки, подавая акты о приемке выполненных работ по Контракту в соответствии со сметной стоимостью объекта, определенной в индексах на 4 квартал 2020 года и несмотря на это, продолжает выполнять работы по объекту (в соответствии с п. 16.1 Контракта от 29.03.2021 г. N 25-21/КС, Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до "30" декабря 2022 года, но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту)
Сообщаем, что ООО "ГИМ" осуществляет работы на Объекте собственными и привлеченными силами.
Подрядчик готов и не отказывается от выполнения принятых обязательств по Контракту.
В связи с тем, что Объект расположен близко к зоне проведения специальной военной операции, с марта 2022 года очень усложнилась ситуация с логистикой при поставке материалов и оборудования. Многие поставщики отказываются поставлять материалы и оборудование на Объект из-за близости к зоне проведения специальной военной операции.
Большие трудности возникли с привлечением рабочих на Объект, работники Подрядчика отказываются выполнять работы из-за близости к зоне проведения специальной военной операции.
Исх.N01-5/620 от 22.02.2023 г. Государственный заказчик направил в адрес Подрядчика решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта, в ответ ООО "ГИМ" исх.N88 от 03.03.2023 г. направило обоснованные возражения, на основании которых и в связи с выполнением Подрядчиком работ на Объекте просили отменить решение заказчика от 22 февраля 2023 года об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта_" (выдержка из возражения Ответчика).
На заседании Комиссии Ответчик пояснял обязательства по контракту, однако на исполнение существенно повлиял разрыв в финансировании Ответчика с 01.01.2022 по 31.05.2022 г. Согласно представленным материалам дела, Заказчик впервые оплатил работы Ответчика (справка о стоимости выполненных работ и затрат N7 от 01.03.2022 г. на сумму 1 578 267,60 руб., акт о приемке выполненных работ N15 от 01.03.2022 г. на сумму 1 578 267,60 руб.; акт о приемке выполненных работ N11 от 18.12.2021 г. на сумму 641 630,40 руб.; акт о приемке выполненных работ N12 от 18.12.2021 г. на сумму 364 971,60 руб.; акт о приемке выполненных работ N13 от 18.12.2021 г. на сумму 409 276,80 руб.; акт о приемке выполненных работ N14 от 18.12.2021 г. на сумму 521 955,60 руб.) платежным поручением N215271 от 31.05.2022 г. на сумму 1 578 267,60 руб. и платежным поручением N215269 от 31.05.2022 г. на сумму 1 445 613,40 руб..
Вместе с тем, Ответчик предоставил доказательства, что уже в период с 01.01.2022 г. по 31.05.2022 г. возникли обстоятельства непреодолимой силы, ввиду сложной экономической ситуацией в стране, на строительном рынке в 2021 г. и 2022 г. произошло резкое подорожание строительных материалов. Ответчику пришлось изыскивать дополнительные денежные средства, в том числе заемные, в связи с чем были приостановки работ на объекте и задержки в запланированных ранее приобретении и поставках на объект строительных материалов и оборудования. Подорожание строительных материалов, задержка поставок закупленных материалов и оборудования подтверждается следующими письмами, приобщенными Ответчиком к материалам дела:
- Копия письма TEXNO-GROUPP от 02.03.2022 г. о повышении цен в связи с нестабильностью ситуации и ростом цен на металл;
- Копия письма ООО "ПК "Интерколд" от 03.03.2022 г. о повышении цен на оборудование производителя на 20%, цены до 03.03.2022 г. считаются недействительными;
- Копия письма ООО "МЕТА ЮФО" от 25.03.2022 г. об удорожании ряда строительных материалов на 30-40% в связи с резким ростом цен;
- Копия письма ООО "ЭДДИН ГОЛД" от 05.04.2022 г. о повышении цен на сантехническую продукцию, в связи с удорожанием цен на строительные материалы;
- Копия письма ООО "ВКХ-Крым" от 01.07.2022 г. с приложением (письмо ООО "ЮЖНЫЙ КЛИМАТ"), согласно которому предусмотренное оборудование для объекта не выпускается и до конца года выпуск не планируется. Дистрибьютор предложил аналогичное оборудование, существенно превышающее цену оборудования, предусмотренного сметой;
- Копия запроса на поставку оборудования на объект (исх. N424 от 08.07.2022 г.) ООО "Северо-Западная медицинская база";
- Копия ответа ООО "Северо-Западная медицинская база" от 14.07.2022 г. о сроках поставки оборудования от 3 до 4 месяцев;
- Копия ответа на запрос от 20.02.2023 г. на поставку оборудования ООО "Доминант-СМ"о сроках поставки от 90 до 120 календарных дней, в связи с импортозамещение, внутренних комплектующих данных блоков;
- Копия ответа на запрос ООО "Северо-Западная медицинская база" от 31.03.2023 г. о сроках поставки оборудования порядка 90 календарных дней;
- Копия переписки с ООО "СтомДоставка" от 14.04.2022 г. о доставке заказа в срок от 40 дней;
- Копия письма ООО "МЕТА ЮФО" от 11.11.2021 г. о сроках поставки от 3 до 6 месяцев в связи с дефицитом на рынке строительных материалов, вызванного активным строительством и реконструкцией объектов на территории Республики Крым;
- Копия письма ООО "ЭДДИН ГОЛД" от 23.11.2021 г. об увеличении срока отгрузки товара, заказанного Ответчиком, на склад в г. Симферополь до 80 календарных дней;
- Копия коммерческого приложения ООО "НЬЮТОН СИСТЕМС" от 15.06.2022 г. на сумму 3 742 630,08 руб.;
- Копия письма ООО "СП Крым" от 27.07.2022 г. с приложением (письмо дистрибьютора ТМ "Световые технологии") о задержке в поставке светильников в срок от 4-х месяцев до полугода;
Комиссия также принимает во внимание тот факт, что письмами исх.N441 от 04.07.2022 г, N506 от 04.08.2022 г., N533 от 26.08.2022 г. Ответчик сообщал о возникших трудностях в поставке и закупке необходимого оборудования и строительных материалов, в связи с чем просил заключить дополнительное соглашение на выплату дополнительного аванса с последующим погашением, либо на увеличение срока исполнения обязательств.
Письмами N01-5/2484-1 от 15.07.2022 г., N01-5/3050 от 31.08.2022 г., N01-5/3722 от 25.10.2022 г. Заказчик сообщал, что согласовывает увеличение срока действия Контракта 30.06.2022 г. и увеличение авансового платежа до 30% Дополнительное соглашение к Контракту на увеличение срока выполнения работ будет подписано Заказчиком после предоставления Ответчиком независимой банковской гарантии в качестве исполнения Контракта сроком действия до 30.07.2023 г..
Письмом N479 от 20.07.2022 г. Ответчик сообщил, что сообщил о результатах экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства. Расчеты для корректировки сметы контракта и изменения цены контракта были проверены ГАУ РК "Госстройэкспертиза".
Согласно отчету NКУ-91-0401-22 ГАУ РК "Госстройэкспертиза", пересчет сметной стоимости в соответствии с подпунктом "а" пункту 14.2 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, по сметной документации объекта "Капитальный ремонт помещения стоматологического отделения поликлиники ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" по адресу: г. Красноперекопск, ул. Калинина, 14а" выполнен правильно.
30.09.2023 г. между Заказчиком и Ответчиком было заключено дополнительное соглашение N4 на увеличение срока выполнения работ до 30.12.2022 г..
Письмом N706 от 17.10.2022 г. Ответчик вновь указал на трудности в поставке и закупке необходимого оборудования и строительных материалов, в связи с чем просил заключить дополнительное соглашение на увеличение срока исполнения обязательств до 30.06.2023 г..
Письмом N01-5/3722 от 25.10.2022 г. Заказчик сообщил, что дополнительное соглашение к Контракту на увеличение срока выполнения работ будет подписано Заказчиком после предоставления Ответчиком независимой банковской гарантии в качестве исполнения Контракта сроком действия до 30.07.2023 г..
В письме N798 от 01.12.2022 г. Ответчик, на основании результатов экспертизы, сообщил, что новая цена Контракта составляет 53 347 521,53 руб.. Увеличение цены составляет 12 278 767,63 руб. либо 29,89%.
Письмом N01-31/4175 от 01.12.2022 г. Заказчик сообщил Ответчику, что дополнительное соглашение к Контракту на увеличение срока выполнения работ будет подписано Заказчиком после предоставления Ответчиком независимой банковской гарантии в качестве исполнения Контракта сроком действия до 31.05.2023 г..
Письмом N01-03/528 от 02.10.2022 г. Заказчик направил в адрес Министерства Здравоохранения Республики Крым копию контракта с изменениями, письмо Ответчика на изменение существенных условий Контракта с подтверждающими документа, проект дополнительного соглашения. Заказчик также сообщил, что дал согласие на изменение существенных условий Контракта.
Письмом N16 от 20.01.2023 г. Ответчик попросил у Заказчика сообщить о доведенном на текущий 2023 год лимитов бюджетных средств по Контракту. Ответчик повторно указал, что стоимость работ увеличена на 12 278 767,00 руб. или на 29,9% от цены Контракта.
В ответ Заказчик, письмом N01-5/453 от 13.02.2023 г. сообщил, что на 2023 год доведены лимиты бюджетных ассигнований в размере 20 025 232,36 руб..
Письмом N63 от 14.02.2023 г. Ответчик повторно сообщил, что что стоимость работ увеличена на 12 278 767,00 руб. или на 29,9% от цены Контракта.
Письмом N01-5/597 от 21.02.2023 г., в ответ на письмо N63 от 14.02.2023 г. Заказчик сообщил, что согласно официального ответа Министерства здравоохранения Республики Крым от 17.02.2023 N08/3259/1. полученного ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" 20.02.2023 в проекте приказа Ведомственной целевой программы "Модернизация государственных учреждений здравоохранения с целью доведения их до государственных стандартов и нормативов" на 2023-2025 года на выполнение мероприятий по капитальному ремонту: помещения стоматологического отделения поликлиники ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" по адресу: г. Красноперекопск. ул. Калинина. 14а, хозяйственного корпуса ГБУЗ РК "ЦГБ г. Красноперекопска" по адресу: г. Красноперекопск. ул. 50 лет Победы, зданий Воинской врачебной амбулатории по адресу: Красноперекопский район, с. Воинка, ул. Ленина 13 предусмотрены лимиты бюджетных средств на сумму 130 205,41 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 32 894,65 тыс, рублей; 2024 год - 66 959,90 тыс. рублей; 2025 год - 30 350,86 тыс. рублей.
Письмом N79 от 22.02.2023 г. Ответчик направил дополнительное соглашение к Контракту с учетом предоставленной Заказчиком информации в письме N01-5/597 от 21.02.2023 г.
При этом, Заказчиком 22.02.2023 г. было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия принимает во внимание тот факт, что на момент принятия Решения, на дату рассмотрения дела Заказчик не получил официального ответа от Министерства Здравоохранения о согласовании проекта дополнительного соглашения на увеличение цены контракта и продление срока исполнения обязательств. Заказчик, согласно приобщенной к материалам дела переписке, принял доказательства Ответчика в части возникших обстоятельств непреодолимой силы.
Вместе с тем, Комиссия Крымского УФАС отмечает, что Ответчик исполнял свои обязательства в период действия срока исполнения Контракта, несмотря на возникшие трудности в поставке и закупке необходимого оборудования и строительных материалов, а также отсутствия соответствующего финансирования, что подтверждается документами о выполнении работ, размещенными в ЕИС. Стоимость выполненных работ составила 10 172 226,00 руб.
Таким образом Ответчик продолжал исполнение контракта, при этом причины неисполнения обязательств в полном объеме связаны с объективными обстоятельствами, на которые исполнитель повлиять не смог.
Ответчик не мог осуществлять в полном объеме производство работ без достаточного количества строительных материалов и в отсутствие согласованных с Заказчиком локальных сметных расчетов на дополнительные материалы и источников финансирования их приобретения.
При этом, Ответчик принимал все необходимые и возможные меры для исполнения контракта, продолжая вести на объекте работы, письменно уведомляя Заказчика о задержке поставок и недостатке строительных материалов, влекущих невозможность дальнейшего производства работ и нарушение графика производства работ.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения Ответчиком умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе, Заказчиком не представлено.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков используется на практике как правовой институт защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия Крымского УФАС России принимает во внимание положительный опыт исполнения государственных и муниципальных Контрактов, заключенных с Заказчиком, что также косвенно свидетельствует о добросовестности Ответчика.
На основании представленных материалов и пояснений Сторон, Комиссия Крымского УФАС России пришла к выводу, что недобросовестное поведение, умышленное уклонение Ответчика от исполнения своих обязательств по Контракту не доказано.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь положениями части 16 статьи 95, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать Заявителю во включении информации об Ответчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
В.Х. Мельниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 5 апреля 2023 г. N 082/06/104-244/2023-РНП
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023