Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик) - Дидук Е.Н. (по доверенности),
- ИП Левицкий Кирилл Сергеевич (далее - Заявитель) - Бутков М.С. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки "Поставка водонагревателей накопительных электрических для ГБУ РК "МФЦ"" (извещение N 0375200030023000068) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, принявшей необоснованное решение о применении преференций в размере 15% к Победителю закупки.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно требованиям пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Согласно жалобе Заявителя: "Считаем, что заказчик неправомерно применил преференции Приказа N 126н в части снижения цены контракта на 15 % от предложенной ИП Левицким Кириллом Сергеевичем, поскольку водонагреватели с требуемыми в техническом задании показателями на территории РФ, а также стран ЕАЭС не производится.
В данном случаем, показатель "Форма корпуса квадратная" указывает на невозможность поставить товар с требуемым критерием Российского производства. Товар с требуемыми характеристиками, на территории Российской Федерации производится, но только в круглой форме, но именно квадратного не производят.
После опубликования протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2023 NИЭА1, нами было обнаружено, что цена контракта была снижена на 15%, поняв, что другой поставщик принял участие с товаром, задекларированным как производства РФ, мы сразу обратились к ответственному лицу со стороны заказчика, объяснив ситуацию, что скорее всего произошла ошибка (так как мы уверены, что товара российского производства с такими хар-ми не существует) и попросили уточнить у участников, которые приняли участие с товаром РФ, какого производителя и модель они имели в виду. На данную тему мы также писали официальное письмо на почту заказчика от 10.04.2023, 11.04.2023 получили ответ, что для применения Приказа N 126н достаточно декларации страны происхождения, тем самым указав, что никаких запросов для достоверности производить не будет".
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены приказом Минфина Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н (далее - приказ N 126н).
Заказчиком в извещении установлено:
В силу подпункта "а" пункта 1.3. Приказа N126н при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза)
В соответствии с пунктом 1.6 Приказа N126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2023 NИЭА1 на участие в закупке было подано 9 заявок, из которых все были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещению о закупке.
Комиссия по осуществлению закупок Заказчика приняла решение признать победителем электронного аукциона N 0375200030023000068 участника с идентификационным номером 73 (заявка Заявителя - ИП Левицкий К.С.) предложившего цену контракта 50 102,23 руб.
Комиссия Крымского УФАС России, изучив доводы жалобы и возражения Заказчика, а также проанализировав заявки участников закупки, установила, что два участника закупки предложили к поставке товар, указав страну происхождения - Российская Федерация. Остальные участники закупки, в том числе и Заявитель (Победитель) задекларировали страну происхождения товара - Китайская Народная Республика.
Комиссия Крымского УФАС России, в ходе рассмотрения жалобы, направила запрос информации двум участникам закупки, задекларировавших страну происхождения товара - Российская Федерация (ИП Евтушенко А.В. и ООО "Акистрой" с целью предоставлении информации относительно достоверности представленных в заявке сведений, а также информации о предлагаемом в составе первой части заявки товара, страны его происхождения, доказательства страны происхождения указанного товара.
Однако, ответы на запросы, направленные Комиссией Крымского УФАС России, не поступили от участников.
Согласно возражениям Заказчика: "Комиссия Заказчика по осуществлению закупок рассмотрела в соответствии со ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявки на участие в закупке, информацию и документы на соответствие извещению об осуществлении закупки и приняла следующее решение: было подано 9 заявок от 9 участников закупки. (Протокол рассмотрения размещен на электронной площадке и сайте Единой информационной системы в сфере закупок), все заявки были признаны соответствующими, как по рассмотрению информации в заявках с техническими параметрами, так и по рассмотрению документов участников закупки. Из 9 заявок присутствовали 2 заявки с предложением товара отечественного происхождения (Российская Федерации), остальные - импортного (Китай).
Победителем был признан Индивидуальный предприниматель Левицкий Кирилл Сергеевич, с идентификационным номером заявки N 73 (Китай). Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона 0375200030023000068 участника с идентификационным номером 73, предложившего цену контракта 50 102,23 руб.
В соответствии с п. 1.3 а) Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяется понижающий коэффициент 15%. Цена контракта составила: 42586,90 руб.
Положения Приказа N 126н применяются на этапе заключения контракта. С учетом того, что победителем аукциона, в заявке предложены товары иностранного происхождения, при заключении контракта Заказчиком были применены положения пункта 1.3 Приказа N 126н.
Заказчик обращает внимание, что аукционная Комиссия при принятии решения о признании заявок соответствующими требованиям извещения исходит из документов, содержащихся в заявке участника Закупки, само по себе предложение к поставке товара, страной происхождения которого является - Россия, не свидетельствует о предоставлении недостоверной информации.
В силу части 4 Информационного письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-0107/2281 "О применении отдельных положений приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Приказом Минфина РФ N 126н не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.
Таким образом, для целей применения Приказа N 126н достаточным является декларирование в заявке участника страны происхождения товара.
Исходя из вышеизложенного, у участника закупки нет обязанности по документальному подтверждению сведений о стране происхождения товара, а у Заказчика правых оснований требовать предоставления такого подтверждения".
Комиссия Крымского УФАС России обращает внимание, что закупочная Комиссия Заказчика при принятии решения о признании заявок соответствующими требованиям извещения исходит из документов, содержащихся в заявке участника Закупки, само по себе предложение к поставке товара, страной происхождения которого является - Россия, не свидетельствует о предоставлении недостоверной информации.
Таким образом, в связи с тем, что участниками закупки с порядковыми номерами 4 и 5 предложен товар со страной происхождения Российская Федерация и тем, что их заявки были признаны комиссией Заказчика соответствующими требованиям извещения электронного аукциона, у Заказчика отсутствовали правовые основания для неприменения положений пункта 1 Приказа N 126н в соответствии с пунктом 2 Приказа N 126н.
Кроме того, Заявитель не представил доказательств, что предложения других участников закупки содержат недостоверную информацию относительно объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России, учитывая вышеизложенное, приходит к выводу о том, что решение комиссии Заказчика о применении 15-ти процентного снижения цены контракта, в виду декларирования двумя участниками закупки страны предлагаемого товара - Российская Федерация, предусмотренного Приказом N126н в отношении заявки Заявителя является правомерным. Жалоба признается необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18 апреля 2023 г. N 082/06/106-301/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023