Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
членов Комиссии:
главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
Заявитель - ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик) - Е.Н. Дидук (доверенность N07-02-05/400 от 13.10.2022 г.);
Ответчик - ООО "Эксперт" (далее - Ответчик) - Машура Н.С. (доверенность от 13.04.2023 г.;
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение Заявителя о включении информации об ООО "Эксперт" (ИНН: 3460011110, адрес: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Антрацитная, дом 2, позиция 47, 400011) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине: одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки на "Оказание услуг по проведению экспертизы состояния кровельного покрытия, систем вентиляции, автоматики управления систем вентиляции и системы внешнего освещения здания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенного по адресу: Республика Крым, Первомайский район, пгт. Первомайское, пер. Садовый, д. 4а" (извещение N 0375200030023000041) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), на основании п. 13 Правил, пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступило обращение Заявителя о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "Эксперт" ввиду принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам Закупки.
В результате рассмотрения обращения, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Ответчиком, Комиссия установила следующее.
- извещение о проведении электронного аукциона размещено - 01.03.2023 г.;
- начальная (максимальная) цена контракта - 290 000,00 руб.
21.03.2023 г. между ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" и ООО "Эксперт" заключен Контракт N84 - "Оказание услуг по проведению экспертизы состояния кровельного покрытия, систем вентиляции, автоматики управления систем вентиляции и системы внешнего освещения здания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенного по адресу: Республика Крым, Первомайский район, пгт. Первомайское, пер. Садовый, д. 4а" с ценой Контракта - 105 849,80 руб.
Согласно пункту 1.1. Контракта, в соответствии с условиями Контракта Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по проведению экспертизы состояния кровельного покрытия, систем вентиляции, автоматики управления систем вентиляции и системы внешнего освещения здания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенного по адресу: Республика Крым, Первомайский район, пгт. Первомайское, пер. Садовый, д.4а (далее - Услуги) надлежащего качества, в объеме и на условиях, предусмотренных Контрактом и Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к контракту) (далее - Описание объекта закупки), а Заказчик обязуется принять оказанные надлежащим образом и в полном объеме услуги и оплатить их на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 1.3. Контракта, состав и объем оказываемых услуг определяется в соответствии с Описанием объекта закупки.
Согласно пункту 2.5.3. Контракта, авансовые платежи по Контракту не предусмотрены. Банковское сопровождение контракта не предусмотрено.
Согласно пункту 4.1. Контракта, Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями Описания объекта закупки, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации оказания услуг, действующими в Российской Федерации.
Сроки оказания услуг: в течение 7 (семи) календарных дней с даты, указанной в письменной заявке Заказчика. Выезд на объект входит в срок оказания услуг.
Согласно пункту 10.2. Контракта, Контракт действует до 03.04.2023 года.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 30.03.2023 г. принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 9.1. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, в установленном статьей 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ порядке, в том числе в соответствии со ст. 782, 783, 715, п.3 ст.723 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение размещено 30.03.2023 г. Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Решения вступает в силу и контракт считается расторгнутым - 11.04.2023 г.
Причинами послужившими основаниями принятия Заказчиком Решения об одностороннем расторжении Контракта послужили следующие обстоятельства:
"...Заказчиком заявка направлена 21.03.2023 с указанием даты начала оказания услуг - с 22.03.2023 и предоставлены документы согласно п. 3.1.4 контракта и п.5 Описания объекта закупки.
С учетом указанной Заказчиком даты начала оказания услуг, крайней датой представления Заказчику результата услуг является - 29.03.2023.
На дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Исполнителем не предоставлен результат услуг, при этом информация о сложностях, возникших при исполнении контракта, либо наступления обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта в адрес Заказчика не представлено._" (выдержка из Решения Заказчика об одностороннем расторжении Контракта).
Ответчик предоставил возражения следующего содержания:
"_21.03.2023 г исх. N 01-08/334 Заказчиком дана заявка на оказание услуг по проведению экспертизы состояния кровельного покрытия и системы внешнего освещения здания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенного по адресу: Республика Крым, Первомайский район, пгт. Первомайское, пер. Садовый, д.4а. Срок оказания услуг до 29.03.2023 г.
23.03.2023 г Заказчику направлено письмо исх. N 2225 от 22.03.2023 г, в котором сообщены контактные данные ответственного за исполнение контракта со стороны Исполнителя и контактные данные с доверенностью специалиста, который прибудет на визуально-инструментальное обследование.
27.03.2023 г специалистом Дикловым Антоном Александровичем вместе с представителем Заказчика визуально-инструментальное обследование проведено.
Соответственно п. 3.3.5,3.3.6, 3.3.7, 3.3.8,3.3.10 нами исполнены.
30.03.2023 г в ЕИС Заказчиком размещено решение N 01-08/334/13 от 30.03.023г об одностороннем отказе от исполнения контракта, нами не получено пи посредством электронной почты, пи почтой России. С данным решением мы ознакомились в ЕИС.
31.03.2023 г письмом исх. 118 от 31.03.2023, мы сообщили о готовности сдачи работы и просили отменить решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, т.к. оснований дли этого не имеется. Ответ от Заказчика не получен.
Нами оплачены денежные средства в качестве обеспечения гарантийных обязательств, ПП предоставлена.
03.04.2023 г. во исполнение своих обязательств, нами направлены результаты экспертизы состояния кровельного покрытия и системы внешнего освещения здания многофункционального центра предоставления государственных и. муниципальных услуг, расположенного по адресу: Республика Крым, Первомайский район, пгт. Первомайское, пер. Садовый, д.4а с сопроводительным письмом N 132 от 03.04.2023 г, N 122 от 03.04.2023 г. и размещено в ЕИС, оригиналы направлены курьерской службой:
Заключения (текстовая, табличная и графическая части) с выводами и рекомендациями по устранению причин протекания кровли, нестабильной работы систем вентиляции, автоматики управления систем вентиляции и системы внешнего освещения - 3 экземпляра на бумажном и 1-м экземпляр на электронном носителе с печатью и прошитое;
Эскизный проект, дефектную ведомость (акт) объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ- 3 (три) предложения по эскизному проекту капитального ремонта кровли здания, с определением потребности денежных средств - 1 экземпляр на бумажном и 1 -м экземпляр на электронном носителе с печатью и прошитое.
1 (одно) предложение по устранению нестабильной работы систем вентиляции, автоматики управления систем вентиляции и системы внешнего освещения, с определением потребности денежных средств - 1 экземпляр на бумажном и 1-м экземпляр на электронном носителе с печатью и прошитое.
Обязательства нами выполнены в полном объеме.
11.04.2023 г от Заказчика получен мотивированный отказ N 0.1-08/334/3/1 от 11.04.2023 г от подписания документа о приемке.
Согласно п. 5.3.2. Исполнитель но окончании оказания услуг в те ч е те 5 (пяти) рабочих дней с даты уведомления Заказчика согласно п. 5.3.1 контракта, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке (акт оказанных работ. Заявка Заказчиком дана 21.03.2023 года. Срок ее исполнения 7 календарных дней, т.е. до 29.03.2023 г. Документ о приемке должен быть сформирован 05.04.2023 г, а срок действия контракта до 03.04.2023 г. В данном пункте есть противоречия с п. 4.1. контакта. Соответственно срок оказания услуг должен быть меньше чем 7 календарных дней пли срок действия контракта должен быть больше чем до 03.04.2023 г.
Согласно п. 5.3.8. на приемку у Заказчика 10 рабочих дней, этот срок снова противоречит п.4.1 контракта до 03.04.2023 г. Даже если работа была бы выполнена до 29.03.2023 г согласно условиям контракта, то с учетом приемки, срок действия контракта должен быть как минимум до 12.04.2023 г...." (выдержка из возражения Ответчика).
Согласно материалам дела, заявка на оказание услуг по проведению экспертизы состояния кровельного покрытия и системы внешнего освещения здания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенного по адресу: Республика Крым, Первомайский район, пгт. Первомайское, пер. Садовый, д.4а была дана Заказчиком 21.03.2023 г.. Срок оказания услуг до 29.03.2023 г.
На заседании Комиссии Ответчик пояснил, что представитель Ответчика, в рамках исполнения обязательств по Контракту, присутствовал на объекте Заказчика 27.03.2023 г. для выполнения предварительных работ.
Согласно документам, размещенных в ЕИС, Ответчик направил Заказчику результат проведенных работ 03.04.2023 г..
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что, руководствуясь пунктом 3.3.13, согласно которому по окончанию оказанных услуг, Исполнитель предоставляет заключение, состоящее из текстовой (в формате PDF) и графической частей (в формате DWG при необходимости) с приложением результатов поверочных расчетов (при необходимости) и материалов фотофиксации, составленное в 3-х экземплярах на бумажном и 1-м экземпляре на электронном носителе с печатью и прошитое в составе и содержании согласно требованиям Описания Объекта закупки, не мог принять электронную документацию.
Вместе с тем, Ответчик, письмом N118 от 31.03.2023 г., уведомил Заказчика о готовности сдачи работ и направлении соответствующих документов почтовым направлением 03.04.2023 г. Факт направления документации 03.04.2023 г. подтверждается письмами Ответчика N132 от 03.04.2023 г. и N122 от 03.04.2023 г.. Таким образом, Ответчик, в соответствии с условиями Контракта, направил результаты работы в рамках срока действия Контракта.
Комиссия учитывает тот факт, что в рамках предоставленного десятидневного срока для устранения исполнителем нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик получил результаты работ Ответчика, что подтверждается входящим письмом N01-08/334/1/3/2 от 04.04.2023 г. и N01-08/333/3 от 10.04.2023 г.
Письмом N01-08/334/3/1 от 11.04.2023 г. Заказчик направил мотивированный отказ от подписания документов о приемке в связи с выявленными нарушениями. В свою очередь, в рамках рассмотрения Ответчик пояснил, что Заказчик не указал срок устранения нарушения, вследствие чего нарушил права Ответчика.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения Ответчиком умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе, Заказчиком не представлено.
К моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении Общества от исполнения контракта по результатам электронного аукциона.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков используется на практике как правовой институт защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание положительный опыт исполнения государственных и муниципальных Контрактов, что подтверждается сведениями, размещенными в ЕИС (содержится 162 записи об исполненных контрактах).
На основании представленных материалов и пояснений Сторон, Комиссия Крымского УФАС России пришла к выводу, что недобросовестное поведение, умышленное уклонение Ответчика от исполнения своих обязательств по Контракту не доказано.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь положениями части 16 статьи 95, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать Заявителю во включении информации об Ответчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18 апреля 2023 г. N 082/06/104-298/2023-РНП
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023