Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Ивченко И.А., представителя ООО "Пантекстрой" Пучкова А.А., представители АО "ЕЭТП", заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Пантекстрой" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку и монтаж сплит-систем настенного типа в зданиях Минобрнауки России (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195400000323000009) (далее соответственно - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно признавшей заявку ООО "Мегаполис Групп" соответствующей требованиям технического задания и Извещения о проведении Аукциона (далее - Техническое задание).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 23.03.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная цена контракта) - 9 000 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 07501134740990020244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 31.03.2023;
6) дата подачи ценовых предложений 31.03.2023;
7) на участие в Аукционе подано 4 заявки, признанные соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Аукциона признан участник закупки ООО "Мегаполис групп" с минимальным предложением о цене государственного контракта 7 380 000 руб. (далее - Победитель).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно признавшей заявку ООО "Мегаполис Групп" соответствующей требованиям Технического задания.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению Извещения (далее - Инструкция) установлено следующее: "Участник закупки указывает конкретные показатели товара, не допускается использование формулировок "должны быть", "должны", "должен быть", "должен", "должна быть", "должна", "должно быть", "должно", "не более", "не менее", "более", "менее", "от", "до", "свыше", "выше", "не выше", "ниже", "превышает", "должен превышать", "Не превышает", "не должен превышать", "лучше", "не хуже", "меньше", "больше" и т.п., не допускается ставить знаки "", "
", ">", "<" и т.д., за исключением случаев, когда указанным способом показатели товара обозначаются производителем товара".
Кроме того, в Инструкции указаны разъяснения о значении и применении понятий и символов, используемых Заказчиком при описании характеристик поставляемого товара: "Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение; знак "" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение, "Не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; знак "
" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "Более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; "от_" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; знак ">" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; "Менее" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение; "до_" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение; знак "<" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение.
Также в Инструкции указано, что в случае наличия в описании товара показателей, принимающих диапазонные значения и сопровождающихся словами (сочетаниями слов) "должно быть диапазоном", "диапазон", "в диапазоне", "пределы", "в пределах", "интервал", "в интервале", участнику закупки следует указать значение в диапазоне, соответствующем требованиям заказчика, при этом указываются конкретные значения верхней и нижней границы диапазона, которые должны являться включительными значениями. Под включительными значениями подразумевается включение верхней и нижней границы диапазона в область допустимых значений.
Согласно Извещению объектом закупки является поставка и монтаж сплит - систем настенного типа в зданиях Минобрнауки России (далее - Товар).
В Техническом задании Заказчиком установлены следующие характеристики закупаемого Товара в том числе:
1) Наружный блок сплит-системы тип 1:
- "Рабочий диапазон температур на охлаждение (диапазон значений)": от +18...до
+43;
- "Рабочий диапазон температур на обогрев (диапазон значений)": от -7
до
+24;
2) Трубы электротехнические гофрированные поливинилхлоридные, негорючие, с зондом:
- "Температура монтажа (диапазон значений)": от -10 до
+100;
- "Огнестойкость (диапазон значений)": до 651;
3) Трубки теплоизоляционные из вспененного каучука тип 2 "температура изолируемой поверхности (диапазон значений)": от -40 до
+105;
4) Кабель канал:
- "Температура монтажа (диапазон значений)": от -5 до
+60;
- "Температура эксплуатации (диапазон значений)": от -40 до
+45;
Согласно протоколу подведения итогов от 04.04.2023 N ЦПА1 заявка ООО "Мегаполис групп" признана победителем Аукциона.
Согласно заявке Победителя, предлагаемый к поставке Победителем Товар имеет следующие характеристики:
1) Наружный блок сплит-системы тип 1:
- "Рабочий диапазон температур на охлаждение (диапазон значений)": от +18...до +43;
- "Рабочий диапазон температур на обогрев (диапазон значений)": от -7_до +24;
2) Трубы электротехнические гофрированные поливинилхлоридные, негорючие, с зондом:
- "Температура монтажа (диапазон значений)": от -10 до +100;
- "Огнестойкость (диапазон значений)" до 651;
3) Трубки теплоизоляционные из вспененного каучука тип 2 "температура изолируемой поверхности (диапазон значений)": от -40 до +105;
4) Кабель канал:
- "Температура монтажа (диапазон значений)": от -5 до +60;
- "Температура эксплуатации (диапазон значений)": от -40 до +45;
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что предложенные Победителем технические характеристики предлагаемого к поставке Товара соответствуют характеристикам, требуемым Заказчиком.
Вместе с тем при наличии в Инструкции запрета на указание в составе заявки участника Аукциона применения предлогов "от" и "до" к характеристикам закупаемого Товара Победителем в составе заявки указаны предлоги "от" и "до" при указании характеристик предложенного к поставке Товара, что не соответствует требованиям Инструкции.
Кроме того, Комиссией установлено, что участником закупки с идентификационным номером заявки "2" аналогичным образом указаны характеристики предлагаемого к поставке Товара.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявок Победителя, участника закупки с идентификационным номером заявки "2" соответствующими требованиям Извещения, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком в Техническом задании ненадлежащим образом установлены характеристики закупаемого Товара, а именно: Заказчиком не указана единица измерения значения "источник постоянного тока внутреннего блока системы кондиционирования 5 10%" параметра "Электропитание" Адаптера, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом указать характеристики предлагаемого к поставке товара.
Представитель Заказчика пояснил, что отсутствие единицы измерения по указанной характеристике Товара является технической ошибкой.
Также согласно Техническому заданию при указании значения "[от -40 до
+105]" параметра "Температура изолируемой поверхности" для товара "Трубки теплоизоляционные из вспененного каучука тип 1" использованы символы "[" и "]", при этом порядок указания характеристик с такими символами в Инструкции отсутствует.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Инструкцию нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Пантекстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 13.04.2023 по делу N 28/06/105-128/2023 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 апреля 2023 г. N 28/06/105-128/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023