На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ЗАО "Полисервис ЦФО" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГАУ "НМИЦ Нейрохирургии им. ак. Н.Н. Бурденко" Минздрава России (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция части здания клинического лечебного корпуса для создания Научно-клинического нейроонкологического центра с устройством подземного перехода в ПЭТ-центр" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100050623000001) (далее - Конкурс, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, а именно:
1) неисполнением предписания об устранении нарушения Закона о контрактной системе, выданного Комиссией ФАС России от 21.03.2023 по делу N 23/44/99/17 (далее - Предписание);
2) не установлением требования о наличии у подрядной организации лицензии на право проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
3) установлением требования о предоставлении в составе заявки документов и сведений, которые направляются Заказчику, Уполномоченному органу оператором электронной площадки;
4) установлением порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 22.02.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 662 430 380 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 05609090120194009414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.04.2023;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2023 NИЭОК2 контракт заключается с участником закупки с идентификационным номером "113690058" по цене контракта в размере 659 118 228,10 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено Предписание.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением Комиссии ФАС России от 21.03.2023 по делу N 23/44/99/17 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неразмещении проектной документации в ЕИС.
На основании Решения Комиссией ФАС России выдано Предписание, в соответствии с которым Заказчику, Уполномоченному органу необходимо, в том числе привести извещение о проведении Конкурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Срок исполнения Предписания установлен до 10.04.2023.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом размещены в ЕИС изменения в Извещение от 30.03.2023 N ИИ1.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках исполнения Предписания в ЕИС размещена рабочая документация, которая является частью проектной документации.
Комиссия, изучив Извещение, приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена проектная документация в соответствии с требованиями Предписания.
Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом Предписание не исполнено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не исполнивших Предписание, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом не установлено требование о наличии у подрядной организации лицензии на право проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Пунктом 48 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция части здания клинического лечебного корпуса для создания Научно-клинического нейроонкологического центра с устройством подземного перехода в ПЭТ-центр".
Кроме того, Извещением установлено следующее место оказания услуг: "Российская Федерация, Москва, 125047, г. Москва ул. Фадеева, д. 5, стр. 1".
Из довода обращения следует, что здание по адресу: г. Москва ул. Фадеева, д. 5, стр. 1 относится к объекту культурного наследия.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с книгой 1 части 1 рабочей документации "Реконструкция части здания клинического лечебного корпуса для создания Научно-клинического нейроонкологического центра с устройством подземного перехода в ПЭТ-центр" (далее - Рабочая документация) территория реконструкции объекта капитального строительства не включена в территорию объекта культурного наследия.
Кроме того, приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 01.02.2023 N 60 (далее - Приказ) утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Петровско-Александровский пансион-приют дворянства Московской губернии (с 1945 г. - НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко), 1900-е гг., 1-я пол. XX в., архитекторы А.Ф. Мейснер, М.К. Геппенер, военный инженер А.А. Семенов. Здесь работали ученые-нейрохирурги Н.Н. Бурденко, Б.Г. Егоров, А.И. Арутюнов и другие", расположенного по адресу: г. Москва, Фадеева ул., д. 5, стр. 1 (часть) и режим использования его территории (далее - Объект культурного наследия).
На заседании Комиссии путем сравнения графического описания местоположения границ территории Объекта культурного наследия, утвержденных Приказом, и схем расположения объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции, расположенного по адресу: г. Москва ул. Фадеева, д. 5, стр. 1, установленных в книге 1 части 1 рабочей документации "Реконструкция части здания клинического лечебного корпуса для создания Научно-клинического нейроонкологического центра с устройством подземного перехода в ПЭТ-центр", Комиссией установлено, что территория объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции, не относится к территории Объекта культурного наследия.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии, а также в составе обращения не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода обращения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших требование о наличии у подрядной организации лицензии на право проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование о предоставлении в составе заявки документов и сведений, которые направляются Заказчику, Уполномоченному органу оператором электронной площадки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных Законом контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с ЕИС.
В соответствии с требованиями к содержанию, составу заявки Извещения (далее - Требования) вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что согласно Требованиям документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в Требованиях необходимость предоставления информации об участниках закупки в составе заявки, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю N 1 Критерия с нарушением требований Закона о контрактной системе в части отсутствия возможности предоставления опыта выполнения работ по капитальному ремонту, а также сносу объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Подпунктом "г" пункта 3 Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно абзацу 5 подпункта "г" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора, не относящегося к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства.
Порядком оценки заявок участников закупки Извещения (далее - Порядок оценки) установлен Детализирующий показатель N 1 Критерия.
Согласно Порядку оценки по Детализирующему показателю N 1 Критерия к оценке принимаются договоры по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом согласно Положению при оценке заявок участников закупки в отношении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" к оценке могут быть приняты один или несколько из предусмотренных подпунктом "г" пункта 31 Положения исполненных контрактов (договоров) по одному из объектов, указанных в подпункте "в" пункта 31 Положения, соответствующих объекту закупки.
С учетом изложенного, в соответствии с абзацем пятым подпункта "г" пункта 31 Положения в целях подтверждения наличия опыта по выполнению работ по реконструкции объекта капитального строительства Заказчику при оценке заявок необходимо учитывать в том числе договоры, предусматривающие выполнение работ по капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют Положению и нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что Порядком оценки предусмотрен детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) Критерия.
Согласно Порядку оценки по Детализирующему показателю N 2 Критерия к оценке принимаются договоры по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом согласно Положению при оценке заявок участников закупки в отношении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" к оценке могут быть приняты один или несколько из предусмотренных подпунктом "г" пункта 31 Положения исполненных контрактов (договоров) по одному из объектов, указанных в подпункте "в" пункта 31 Положения, соответствующему объекту закупки.
С учетом изложенного, в соответствии с абзацем пятым подпункта "г" пункта 31 Положения в целях подтверждения наличия опыта по выполнению работ по реконструкции объекта капитального строительства Заказчику при оценке заявок необходимо учитывать в том числе договоры, предусматривающие выполнение работ по капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют Положению и нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадке предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 12.04.2023 по делу N 23/44/99/28 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2023 г. N 23/44/99/28
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023