Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "А_." - _, действующего на основании доверенности б/н от 28.02.2023 года (со сроком действия 3 (три) года), участвующего в рассмотрении дела N013/06/42-214/2023 после перерыва;
Министерства образования Республики Мордовия - _, действующего на основании доверенности N339 от 08.02.2023 года (со сроком действия 1 (один) год);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - _, действующего на основании доверенности б/н от 31.05.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 14 апреля 2023 года в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "А_" (далее - ООО "А_", Заявитель) на действия Министерства образования Республики Мордовия (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N0809500000323001173 на закупку цифровых лабораторий для школьников (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 07.04.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N1677-ЭП/23 от 10.04.2023 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 11.04.2023 года NДМ/1269/23 рассмотрение жалобы назначено на 13.04.2023 года в 16 часов 00 минут.
11.04.2023 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202300109157000216).
13.04.2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 15 часов 30 минут 14.04.2023 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Извещение N0809500000323001173 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 02.04.2023 17:41 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 28 453 610,59 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 12.04.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 12.04.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 14.04.2023.
Код бюджетной классификации: 8090702022E151720244.
Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Образование" (федеральный проект "Современная школа").
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводам жалобы (вх.N1744-ЭП/23 от 12.04.2023 года).
13.04.2023 года (вх.N1777-ЭП/23) Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения по жалобе, которые приобщены к материалам настоящего дела.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
1. В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком не правомерно в извещении о проведении Аукциона установлено ограничение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 года N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617). ООО "А_." полагает, что объект рассматриваемой закупки относится к коду ОКПД2 26.20.40.190 и, как следствие, в извещении должно быть установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878), что исключает возможность указания дополнительных, не указанных в позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) характеристик в описании объекта закупки в соответствии.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Закона о контрактной системе о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145, (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12 Правил формирования и ведения КТРУ).
В силу подпункта "д" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
На основании подпункта "д" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ код ОКПД 2 указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога, которая не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.
Вместе с тем силу пункта 12 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145, на основе кода ОКПД 2 на каждую позицию каталога формируется уникальный цифровой код. При этом такой код указывается в позиции каталога исключительно в целях нумерации и кодирования (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 2022 года N 24-03-07/11125).
При этом требование о соответствии кода позиции каталога информации, содержащейся в справочной информации такой позиции, не установлено, в том числе поскольку в справочной информации может содержаться (в зависимости от товара, работы, услуги) несколько различных кодов ОКПД 2.
Коды ОКПД 2, как указанные в коде позиции каталога, так и в справочной информации такой позиции, в настоящее время не образуют описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2020 года N 24-06-07/75155).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств; б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона (пункт 5 Правил использования КТРУ).
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что объектом закупки является поставка цифровых лабораторий для школьников со следующими позициями КТРУ: 26.20.40.190-00000002; 26.20.40.190-00000006; 26.20.40.190-00000008; 26.20.40.190-00000007; 26.20.40.190-00000022; 26.20.40.190-00000009.
Требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам закупаемого товара указаны Заказчиком в разделе извещения "Описание объекта закупки".
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлены: запрет на допуск программного обеспечения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в рамках Постановления N617; условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации в рамках приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04 июня 2018 года N126н.
Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав содержание позиций КТРУ требуемого к поставке товара, установила, что позиции КТРУ: 26.20.40.190-00000002; 26.20.40.190-00000006; 26.20.40.190-00000008; 26.20.40.190-00000007; 26.20.40.190-00000022; 26.20.40.190-00000009 содержат справочную информацию, согласно которой применение включенных в нее сведений возможно также для товаров, подпадающих под следующие коды ОКПД 2:
- 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки";
- 26.51.43.119 "Приборы цифровые электроизмерительные прочие";
- 26.51.52.130 "Приборы для измерения или контроля давления жидкостей и газов";
- 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
В ходе заседания Комиссии Мордовского УФАС России, представитель Заказчика сообщил, что, так как позиция классификатора определяется Заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции с учетом специфики закупки в области применения, при осуществлении закупки цифровых лабораторий для школьников применен код ОКПД2 - 32.99.53.130 - "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные", поскольку он наибольшим образом соответствует объекту закупки.
Представитель Уполномоченного учреждения, поддержав позицию, изложенную в письменных возражениях, указал, что Заказчиком при подаче в Уполномоченное учреждение заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), применительно к объектам закупки был использован код ОКПД2 - 32.99.53.130 (скриншот представлен в материалы настоящего дела).
Комиссией установлено, что исследуемый код ОКПД2 32.99.53.130 не включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N878. Однако выбранный Заказчиком код ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" для объекта закупки - цифровых лабораторий для школьников подпадает под действие Постановления N617 (позиция 171 перечня товаров), в связи с чем в извещении о проведении Аукциона установлено соответствующее ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Поскольку ограничения по Постановлению N617 не входят в исключительные случаи, отраженные в пункте 5 Правил использования КТРУ, запрещающие указывать дополнительные характеристики (не предусмотренные позицией каталога), Заказчик при описании объекта закупки использовал описание необходимых к поставке товаров, включенное в вышеприведенные позиции каталога, а также дополнительную информацию, с указанием обоснования необходимости использования такой информации.
При указанных обстоятельствах Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемый довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
2. Заявитель в жалобе указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении требований к закупаемому товару таким образом, что их совокупности соответствуют цифровые лаборатории торговой марки "Зарница", производителя - общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Зарница".
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в аукционной документации такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его комплектности, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом согласно положениям статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является поставка цифровых лабораторий для школьников.
Как ранее установлено Комиссией Мордовского УФАС России Заказчик при описании объекта закупки использовал описание необходимых к поставке товаров, включенное в вышеуказанные позиции каталога, а также дополнительную информацию, с указанием обоснования необходимости использования такой информации.
Согласно письменным и устным пояснениям представителя Заказчика совокупности установленных в описании объекта закупки характеристик соответствуют цифровые лаборатории производства общества с ограниченной ответственностью "А_" (письмо исх.N8 от 11.04.2023 года о возможности производства и поставки товара по характеристикам, указанным в извещении N0809500000323001173), общества с ограниченной ответственностью "С_" (письмо исх.N1056 от 11.04.2023 года о возможности производства и поставки товара по характеристикам, указанным в извещении N0809500000323001173).
Следовательно, довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "А_." на действия Министерства образования Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N0809500000323001173 на закупку цифровых лабораторий для школьников необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 14 апреля 2023 г. N 013/06/42-214/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023