Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ------ - заместитель руководителя Мордовского УФАС России;
члены комиссии:
------- - начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
------- - главный государственный инспектор отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
-------- - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
в присутствии представителей:
Министерства здравоохранения Республики Мордовия - ------, действующей на основании доверенности N 2 от 12.01.2023 года, со сроком действия до 30.12.2023 года;
общества с ограниченной ответственностью "УТП ГРУПП" - ------, действующей на основании доверенности б/н от 13.04.2023 года, со сроком действия до 31.05.2023 года;
государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - ------, действующего на основании доверенности б/н от 11.08.2022 года, со сроком действия 1 (один) год;
рассмотрев 17 апреля 2023 года посредством видео-конференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "У----" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Республики Мордовия и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000323001109 на закупку медицинских изделий - аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 09.04.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения (вх. N 1676-ЭП/23 от 10.04.2023 года).
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/42-217/2023 о нарушении законодательства в сфере закупок от 12 апреля 2023 года N ДМ/1291/23 рассмотрение жалобы назначено на 14 апреля 2023 года в 15 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчиков, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 12 апреля 2023 года N ДМ/1291/23 о назначении дела N 013/06/42-217/2023 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу сторонам по делу было направлено приглашение на участие в видео-конференцсвязи, а также идентификатор (ID) сеанса видео-конференц-связи, инструкция участника web-видеоконференции.
14.04.2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 17.04.2023 года 15:00.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N 0809500000323001109 о проведении Аукциона (с приложениями) размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 29.03.2023 17:12 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 042 400 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 10.04.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 10.04.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 12.04.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 N 650-ЭА-23/ИМ по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 10.04.2023 года (время московское) поступило 3 (три) заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 190, 223, 227, признанные соответствующими требованиям Аукциона. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1, предложившего цену контракта 2 692 524,00 руб. (два миллиона шестьсот девяносто две тысячи пятьсот двадцать четыре рубля).
Код бюджетной классификации Российской Федерации: 8050901011N953651244.
Закупка осуществляется в рамках национального проекта "Здравоохранение" (федеральный проект "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В своей жалобе Заявитель указывает на нарушение Заказчиком в описании объекта закупки требований, предъявляемых к объекту закупки, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Министерством здравоохранения Республики Мордовия, Уполномоченным учреждением в соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе представлены письменные возражения (вх.N1826/23 от 14.04.2023 года, вх.N 1780-ЭП/23 от 13.04.2023 года).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Заявителем в адрес Мордовского УФАС России была представлена сравнительная таблица аппаратов искусственной вентиляции легких. Так, например, аппарат искусственной вентиляции легких Evita V300, Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА", Германия имеет следующие характеристики: регулирование дыхательного объема 20-2000 или 20-3000 мл.
Также Заказчиком в материалы настоящего дела была представлена сравнительная таблица, подтверждающая наличие двух медицинских изделий, соответствующих описанию объекта закупки: аппарат искусственной вентиляции легких SV300, Производитель: Mindray, Страна происхождения: КНР; аппарат искусственной вентиляции легких Evita V300, Производитель: Drager, Страна происхождения: Германия. Так согласно таблице аппарат искусственной вентиляции легких Evita V300 имеет следующие характеристики: 20-3000.
Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным учреждением в материалы настоящего дела были представлены коммерческие предложения от общества с ограниченной ответственностью "Миндрей Медикал Рус" (исх.N_23-133_ от 13.03.2023 года) и общества с ограниченной ответственностью "Рестарт" (исх.N54 от 21.03.2023 года). Согласно коммерческому предложению ООО "Миндрей Медикал Рус" был предложен товар - аппарат искусственной вентиляции легких SV300 с принадлежностями, страна происхождения: КНР. Согласно коммерческому предложению ООО "Рестарт" был предложен товар - аппарат искусственной вентиляции легких Evita V300 с принадлежностями, производства Дрегер.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что как минимум два медицинских изделия соответствуют установленным требованиям, что указывает на соблюдение заказчиком положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Комиссия Мордовского УФАС России также отмечает, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика, в частности, при описании объекта закупки.
Установлено, что на участие в Аукционе было подано 3 заявки под идентификационными номерами: 190 (2), 223 (1), 227 (3). Членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены указанные заявки, поданные на участие в закупке, и принято решение о признании всех заявок, соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона. Согласно данным из заявок к поставке предложены:
- аппарат искусственной вентиляции легких SV 300 с принадлежностями, страна происхождения: Китай;
- аппарата ИВЛ Chirolog SV Aura Profi, производства Хирана а.с., страна происхождения - Словацкая республика.
Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что довод, изложенный в жалобе Заявителя, не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем в рамках проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Закона о контрактной системе о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие положений статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято, в том числе постановление от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Пункт 2 Постановления N 1236 устанавливает запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Подпунктом 2(1) Постановления N1236 установлено, что для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в извещении о проведении Аукциона установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236. Также установлено обоснование невозможности соблюдения данного запрета в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1236.
Согласно пояснениям Заказчика, а также описанию объекта закупки закупаемый товар в своей комплектации не предусматривает наличие программного обеспечения.
Следовательно, запрет на допуск программного обеспечения, установленный Постановлением N 1236 в данном случае не применяется.
Между тем, в составе извещения о проведении Аукциона прикреплен документ "Обоснование по ПП РФ N 1236". Данный документ представляет обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1236 : "Подпункт "б" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236, а именно: программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению, ввиду необходимости обеспечения совместимости, взаимодействия и интеграции с существующими у Заказчика программными решениями".
Согласно данному документу объектом закупки является - монитор кардиологический фетальный, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Между тем, как указывалось выше, объектом закупки по данному Аукциону является аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Вместе с тем, Заказчиком в обосновании не применения Постановления N 1236 не соблюден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, утвержденный Постановлением N 1236.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в связи с неправомерным установлением запрета на допуск программного обеспечения в соответствии с Постановлением N 1236.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "У---" на действия Министерства здравоохранения Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000323001109 на закупку медицинских изделий - аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 апреля 2023 г. N 013/06/42-217/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023