Резолютивная часть объявлена 12 апреля 2023 года Изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года |
г. Курск |
|
|
|
|
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<_> |
председатель Комиссии, |
<_> |
<_> |
|
<_> |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Индивидуальный предприниматель <_>(далее - ИП Лучко С.В.) |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заявителя |
<_> <_> |
|
Заказчик |
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Курская областная многопрофильная клиническая больница" комитета здравоохранения Курской области (далее - Заказчик) |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заказчика |
<_> <_> <_> |
|
Уполномоченный орган |
Министерство по управлению имуществом Курской области |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей уполномоченного органа |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия; ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя уполномоченного органа) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144200002423000045 |
|
Объект закупки |
Поставка медицинских изделий - стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство; катетеров баллонных для коронарной ангиопластики, стандартных; проводников для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования; наборов для введения сосудистого катетера; катетеров внутрисосудистых проводниковых, одноразового использования |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
55 692 440 руб. 00 коп. |
|
Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги |
5 412 767 руб. 02 коп. |
|
Дата размещения извещения о закупке |
29.03.2023 |
|
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
|
Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 31.03.2023 NРИ1. Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 03.04.2023 NРИ2 |
|
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
06.04.2023 |
|
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
1 (одна), идентификационный номер заявки A-92288 |
|
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
|
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
|
Национальный проект |
- |
|
Ф.И.О. лиц, допущенных на заседание Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
Представитель ООО "Рускомплект" - <_>(по доверенности, личность удостоверена). |
Заседание проведено комплексно: очно и дистанционно, с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/6694466000, на заседании велась аудиозапись.
Довод жалобы:
- при описании объекта закупки Заказчиком допущены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно объединены в один предмет закупки медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, что противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620;
- установленным заказчиком в описании объекта закупки требованиям к характеристикам закупаемого товара (по позициям 316, 317) соответствует продукция только одного производителя - "Система для чрескожного минидоступа" производителя "Мерит Медикал Системз, Инк.", что ограничивает круг участников торгов.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- в письменном пояснении, представленном заказчиком в материалы дела, он возражал против доводов жалобы, указал, что извещение об осуществлении закупки соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- в письменном пояснении, представленном уполномоченным органом в материалы дела, уполномоченный орган возражал против доводов жалобы, указал, что извещение об осуществлении закупки соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представитель ООО "Рускомплект" возражал против доводов жалобы, представил в материалы дела письменные возражения;
- представитель заявителя поддержал доводы жалобы, заявил ходатайство об ознакомлении с письменным возражением заказчика и ООО "Рускомплект".
Ходатайство представителя заявителя, Комиссия удовлетворила, по настоящему делу был объявлен перерыв с 15-45 часов 12.04.2023 до 16-00 часов 12.04.2023.
После перерыва, Комиссия, представитель заказчика, заявителя, представитель ООО "Рускомплект" присутствуют в том же составе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", п.3.30, п.3.32 Административного регламента ФАС России, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. Частями 1 и 2 ст.8 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик в случаях, предусмотренных ФЗ "О контрактной системе...", при описании объекта закупки должен руководствоваться Правилами описания объекта закупки, предусмотренными ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно п. 1 ч. 2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе_" извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ч.29 ст.34 ФЗ "О контрактной системе..." Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 N620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N620 установлено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" утверждена номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - Классификация).
Учитывая изложенное, при закупке медицинских изделий в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N620, медицинские изделия должны принадлежать одному конкретному виду медицинских изделий, сведения о которых содержаться на официальном сайте Росздравнадзора (Указанное согласуется с правовой позицией ФАС России, изложенной в письме NПИ/2395/22 от 18.01.2022).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона предметом закупки является "Поставка медицинских изделий - стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство; катетеров баллонных для коронарной ангиопластики, стандартных; проводников для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования; наборов для введения сосудистого катетера; катетеров внутрисосудистых проводниковых, одноразового использования".
Наименование и описание объекта закупки N0144200002423000045 определены Заказчиком в Приложении N1 к извещению об осуществлению закупки.
Согласно Описания объекта закупки, в рамках исполнения контракта предусмотрена поставка, в том числе следующих товаров (медицинских изделий):
- Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство (позиции 1-143 Описания объекта закупки);
- Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный (позиции 144-293, 320-340 Описания объекта закупки);
- Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования (позиции 294-308 Описания объекта закупки);
- Набор для введения сосудистого катетера (позиции 309-317 Описания объекта закупки);
- Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования (позиции 318-319 Описания объекта закупки).
По мнению заявителя, учитывая НМЦК, Заказчиком неправомерно объединены в один лот медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В том числе, представители Заявителя пояснили, что позициям 1-143 Описания объекта закупки, согласно кода КТРУ, соответствуют Стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарственное средство различных видов 155760 и 155800.
Материалами дела подтверждается, что Заказчиком, уполномоченным органом по позициям 1-143 Описания объекта закупки требования к кодам вида медицинского изделия не установлены, что не противоречит действующему законодательству РФ о контрактной системе.
Заказчиком и уполномоченным органом со своей стороны в материалы дела представлено письменное пояснение и Инструкции по применению к Стентам для коронарных артерий, а также представители заказчика пояснили, что из инструкций на медицинские изделия следует, что закупаемые совместно со стентами иные вышеуказанные медицинские изделия предусмотрены производителями для использования как необходимые или требуемые материалы.
Так инструкциями по применению стентов для коронарных артерий предусмотрена необходимость совместного применения стента с проводником для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования, катетером баллонным для коронарной ангиопластики, катетером внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования, набором для введения сосудистого катетера, для осуществления соответствующей манипуляции. Изделия, применяемые для имплантации стентов являются необходимыми для выполнения операции и по отношению к стентам - расходными (одноразовыми) материалами.
Материалами дела установлено, что заказчиком закупаются самостоятельные медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам. Максимальное значение цены контракта составляет 55 692 440,00 руб., то есть более 1,5 млн. рублей, в связи с чем объединение в один лот (предмет контракта) указанных медицинских изделий неправомерно.
Таким образом, в действиях (в части касающейся) заказчика, уполномоченного органа при формировании описания объекта закупки установлено нарушение требований ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст. 33, п.1 ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе...", постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N620, в связи с чем довод жалобы признан обоснованным в части установленных нарушений.
Комиссия отмечает, что данные выводы соответствуют позиции ФАС России, неоднократно изложенной письмах NПИ/2395/22 от 18.01.2022, N ПИ/98271/22 от 26.10.2022, N ПИ/108958/21 от 20.12.2021.
2. Заказчик в случаях, предусмотренных ФЗ "О контрактной системе...", при описании объекта закупки должен руководствоваться Правилами описания объекта закупки, предусмотренными ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.23 ФЗ "О контрактной системе..." Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N145) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил.
В силу п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, определенных п.5 Правил.
Как установлено п.6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N0144200002423000045 заказчиком при планировании и осуществлении закупки, описании закупаемых товаров, использован Каталог.
Как установлено Комиссией, характеристики закупаемых товаров, установленные заказчиком, соответствуют описанию товаров, указанных в Каталоге.
В описании объекта закупки по отдельным позициям установлены также дополнительные требования к характеристикам товаров, не предусмотренные описанием товаров в Каталоге.
Заказчиком, уполномоченным органом одновременно с извещением об осуществлении закупки в единой информационной системе размещено обоснование необходимости включения в описание товара дополнительных характеристик, не предусмотренных Каталогом.
Заказчиком в материалы дела представлена сравнительная таблица, согласно которой характеристикам, установленным Заказчиком по спорным позициям 316-317, соответствуют товары как минимум двух производителей, а именно:
- Интродьюсеры эндоваскулярные в наборах "Кук Инкорпорэйтед", США (РУ N РЗН 2016/4519 от 07.06.2019 г);
- Система для чрескожного минидоступа Merit PAK в наборах "Мерит Медикал Системз, Инк.", США (РУ N РЗН 2021/14664 от 01.07.2021 г).
Заявитель доказательств, опровергающих позицию заказчика в материалы дела не представил, доказательств ограничения его возможного участия в аукционе на поставку товара также не представил.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 10.04.2023 была подана 1 заявка на участие в электронном аукционе, заявка была признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, уполномоченного органа не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
При таких обстоятельствах, учитывая доказательства представленные сторонами в материалы дела, довод N2 жалобы, в рамках законодательства РФ о контрактной системе, не нашел подтверждения материалами дела.
Вместе с тем, Комиссией Курского УФАС России жалоба заявителя в части наличия признаков нарушения законодательства РФ в действиях заказчика при формировании технического задания под одного производителя передается для рассмотрения в соответствующее структурное подразделение Курского УФАС России.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России установлено следующее.
В силу ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_", информация, предусмотренная ФЗ "О контрактной системе_" и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу п.3 ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе..." извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Как следует из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Как подтверждается материалами дела, Заказчиком, уполномоченным органом "Инструкция по заполнению описания предлагаемого участником товара" определена и указана в разделе 3 приложения к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе".
Как подтверждается материалами дела, при описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к минимальным и максимальным значениям показателей характеристик товара со знаками "", "
", "
и
", "и (или)", "и/или". Однако, в инструкции по заполнению заявки на участие в закупке отсутствует расшифровка и указание на то, как следует понимать эти знаки и как заполнить заявку участнику.
При указанных обстоятельствах Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу о том, что требования установлены Заказчиком, уполномоченным органом не корректно, Инструкция по заполнению заявки составлена ненадлежащим образом, что не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что является нарушением ч. 3 ст. 7, п. 3 ч. 2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе_".
Выявленные в действиях заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст. 33, п.1, п.3 ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N620, являются существенными, что является основанием для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Учитывая изложенное, на основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Лучко Светланы Васильевны обоснованной в части нарушения заказчиком, уполномоченным органом требований ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст. 33, п.1 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N620.
2. Признать (в части касающейся) заказчика - ОБУЗ "Курская областная многопрофильная клиническая больница", уполномоченный орган - Министерство по управлению имуществом Курской области нарушившими требования ч.3 ст.7, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст. 33, п.1, п.3 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N620.
3. Выдать заказчику - областному бюджетному учреждению здравоохранения "Курская областная многопрофильная клиническая больница" комитета здравоохранения Курской области, уполномоченному органу - Министерству по управлению имуществом Курской области предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - Басову А.Ю.
5. Передать материалы дела N046/06/42-148/2023 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. В соответствии с порядком, установленным гл.9 ФЗ "О защите конкуренции", письмом ФАС России от 11.10.2007 г. NАЦ/18759, передать жалобу и материалы дела в соответствующе структурное подразделение Курского УФАС России для рассмотрения в части нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
7. Передать материалы дела N046/06/42-148/2023 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии: Т.Ю. Чарочкина
Члены Комиссии: В.А. Радышевская
А.Ю. Басова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 17 апреля 2023 г. N 046/06/42-148/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2023
Решением Арбитражного суда Курской области от 17 октября 2023 г. по делу N А35-3445/2023, оставленным без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2023 г. N 19АП-4325/23 по делу N А35-3445/2023 и Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 октября 2023 г. N Ф10-4948/23 настоящее решение признано недействительным в части признания ОБУЗ "КОМКБ" нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст. 33, п.1, п.3 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620