Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 14 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):,
в отсутствие представителей ИП Подгайской Екатерины Алексеевны (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 8656-ЭП/23 от 10.04.2023) на действия ГБДОУ детский сад N 14 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному медицинскому обследованию, исследованию на гельминтозы и энтеробиоз и проведению профессионально-гигиенического обучения работников ГБДОУ детский сад N 14 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200241123000015) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.04.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200241123000015. Начальная (максимальная) цена контракта - 148 486, 74 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось:
- в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В силу п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального
при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание объекта закупки.doc" к извещению об осуществлении закупки.
Предмет закупки: оказание услуг по комплексному медицинскому обследованию, исследованию на гельминтозы и энтеробиоз и проведению профессионально-гигиенического обучения работников ГБДОУ детский сад N 14 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга в 2023 году.
В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком установлено ненадлежащее условие, согласно которому:
Место оказания медицинских услуг, согласно адресу, указанному в Лицензии, должно находиться в пределах административно-территориальных границ Пушкинского, Колпинского (на территории города Колпино), Фрунзенского (не далее ж. д. станции Купчино или метро Купчино по пути следования общественного транспорта в шаговой доступности от указанных станций) районов города Санкт-Петербурга.
Требование обусловлено административно-хозяйственной деятельностью Заказчика и в связи с территориальной удаленностью Заказчика от других районов города Санкт-Петербурга с целью минимизации транспортных расходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным возражениями Заказчика, в данном требовании нет ограничения конкуренции, так как в обозначенных административных пределах находится достаточно много медицинских центров, оказывающих услуги в соответствии с предметом закупки, например, медцентр "Европейский институт здоровья семьи", медцентр "Гарвей", медцентр "МедПроф", медицинский центр "Евромедсервис", медицинский центр "МедСервис", медцентр "Медикум", медцентр "БалтЗдрав", медцентр "Медпомощь 24". Данные взяты из открытых источников в сети интернет.
Заказчик установил четкие требования, которые не содержат двояких положений относительно места оказания услуг и районов города Санкт-Петербурга. Заказчик самостоятельно определил наиболее оптимальные для себя требования согласно п. 4 статьи 6 и п.1 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а именно: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи: организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени; организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения.
Согласно письму Департамента развития контрактной системы (письмо Минэкономразвития России от 31 октября 2016 г. N Д28и-2832 прилагается) Заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах.
В рамках данной закупки Заказчиком были установлены единые требования к участникам с указанием границ административных округов (территориальных образований), согласно адресу, указанному в Лицензии на осуществление медицинской деятельности, которые наиболее полно удовлетворяют потребностям заказчика, так как мы определяем свои потребности по данному вопросу транспортной доступностью и ориентировочным временем в пути до места оказания услуг, а не километрами.
Отметим, что работники Заказчика добираются до места проведения комплексного медицинского обследования, исследования на гельминтозы и энтеробиоз и проведения профессионально-гигиенического обучения на общественном транспорте, максимально пытаясь минимизировать транспортные расходы.
Таким образом указанное требование к радиусу расположения Исполнителя от Заказчика обусловлено его потребностью и спецификой деятельности.
Согласно позиции, отраженной в письме Министерства экономического развития РФ от 20 февраля 2017 г. NД28и-699, Заказчик вправе территориально ограничить удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах.
На участие в электронном аукционе поступило и было допущено 4 заявки.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель, в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, не представил, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Следовательно, доводы жалобы признаются необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 34, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Подгайской Екатерины Алексеевны необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 апреля 2023 г. N 44-1299/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023