Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):;
ИП Шевцовой О.А. (далее - Заявитель):;
в отсутствие представителей:
Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 8662-ЭП/23 от 10.04.2023) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту помещений для нужд Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софьи Ковалевской, д.3, корп. 1, литера В (извещение N 0172200004323000061) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 24.03.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200004323000061. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 118 746,96 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя:
- в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок и единых требований к участникам закупки,
- в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки участника.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1.Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использованы следующие критерии оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно электронному документу "4_OK_gbu_s.koval_9118746,96_ball.docx" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", который в свою очередь содержит детализирующий показатель оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" и "Общее количество исполненных участником закупки договоров".
Также в Приложении N 4 "ПОРЯДОК рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
"- исполненный (-ые) договор (-ы), акт (-ы) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (-ов). При этом, последний акт, составленный при исполнении договора (-ов), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке; участнику закупки также необходимо предоставить реестр исполненных договоров, который в обязательном порядке должен содержать следующую информацию: сведения о номерах, датах заключения и предметах договоров, а также следующую информацию о таких договорах: сведения о наименованиях заказчиков и их идентификационных номерах налогоплательщиков; сведения о наименовании исполнителя (с учетом правопреемственности); сведения о ценах договоров в российских рублях; сведения о датах начала и окончания исполнения участником закупки обязательств по договорам; сведения о номерах записей исполненных договоров из реестра контрактов (при наличии); реестр считается не представленным, если в нем отсутствуют какие-либо сведения, предусмотренные данным абзацем, и/или не соответствуют сведениям представленным в составе заявки; в случае отсутствия реестра комиссия считает сведения о договорах не представленными.".
Комиссия УФАС констатирует, что для подтверждения наличия опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, участникам закупки надлежит представить реестр исполненных договоров, который в обязательном порядке долен содержать сведения о номерах, датах заключения и предметах договоров, а также следующую информацию о таких договорах: сведения о наименованиях заказчиков и их идентификационных номерах налогоплательщиков; сведения о наименовании исполнителя (с учетом правопреемственности); сведения о ценах договоров в российских рублях; сведения о датах начала и окончания исполнения участником закупки обязательств по договорам; сведения о номерах записей исполненных договоров из реестра контрактов (при наличии).
При этом в случае отсутствия полного перечня такой информации, представленные документы приниматься к оценке не будут, иными словами комиссией по осуществлению закупок фактически будет оцениваться правильность соблюдения порядка заполнения названной формы.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что реестр не является с вышеуказанными сведениями не является подтверждением исполнения участником закупки контракта (договора), а непредоставление в составе заявки на участие в закупке указанного документа не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта.
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
2. Из доводов жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, выраженный в установлении различной значимости Характеристики квалификации участников закупки N 1 (Общая цена исполненных участником закупки договоров) (5%) и Характеристике квалификации участников закупки N 2 (Общее количество исполненных участником закупки договоров) (95%).
Положениями не установлены предельные минимальные/максимальные значимости и/или зависимости характеристик квалификации участников закупки.
В соответствии с Письмом Минфина России от 13.08.2020 N 24-02-08/70973 "Об установлении в документации открытого конкурса в электронной форме критериев оценки заявок на участие, величин значимости этих критериев, порядка рассмотрения и оценки заявок" Заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Исходя из изложенного Заказчик при размещении Извещения о закупке самостоятельно определяет величины значимости критериев и их показателей, установленных действующим Законодательством.
Следовательно, довод заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами закупочной комиссии.
Электронным документом "3_OK_gbu_s.koval_9118746,96_zaj.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрена, в том числе, инструкция по заполнению заявки, которая содержит следующее положение:
"Требование к минимальному значению нижней границы диапазонного показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть ...", "должно не быть до ...", "должно не быть менее ...", "должно быть не менее ...", "не должно быть < ..." в случае если требование к минимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено включительно, и с использованием формулировок "не должно быть равно ... и должно не быть < ...", "должно превышать ...", "должно быть более ...", "не должно быть < ... и не должно быть равно ...", "не должно быть до ... и не должно быть равно ...", "должно быть > ..." в случае если требование к минимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено не включительно и требование к максимальному значению верхней границы диапазонного показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не > ...", "должно быть не более ...", "не должно быть свыше ...", "должно быть
...", "должно не превышать ...", "не должно быть > ..." в случае если требование к максимальному значению верхней границы диапазонного показателя установлено включительно, и с использованием формулировок "не должно превышать ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть более ...", "не должно быть от ...", "должно быть до ...", "не должно быть более ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не превышать ..." в случае если требование к максимальному значению верхней границы диапазонного показателя установлено не включительно (числовое значение с последующей расшифровкой прописью и единицей измерения при наличии заменены на многоточие), наименование показателя отделяется от характеристической части символом двоеточия ":". При этом требование к значению нижней границы диапазонного показателя указывается перед требованием к верхней границе диапазонного показателя. В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя, указывая: наименования показателя в неизменном виде, два числовых значения: первое, превышающее минимальное, установленное Заказчиком, значение и второе не превышающее максимальное, установленное Заказчиком, значение и соответствующие единицы измерения для обоих числовых значений, в случае если для такого показателя Заказчиком в извещении и приложениях к нему были установлены единицы измерения. В случае если требование к минимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено включительно, то, указываемое Участником, первое числовое значение может быть так же и равно минимальному, установленному Заказчиком, значению. В случае если требование к максимальному значению верхней границы диапазонного показателя установлено не включительно, то, указываемое Участником, второе числовое значение не может быть равно максимальному, установленному Заказчиком, значению.
Требование только к максимальному значению показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не > ...", "не должно быть > ...", "должно не быть > ...", "не должно быть свыше ...", "должно не быть свыше ...", "должно быть ..." в случае если требование установлено включительно, и с использованием формулировок "не должно быть более ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть более ...", "не должно быть
...", "должно не быть
...", "не должно быть от ...", "должно не быть от ...", "должно быть < ...", "не должно быть > ... и не должно быть равно ...", "не должно превышать ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть > ...", "не должно быть равно ... и должно не превышать ..." в случае если требование установлено не включительно (числовое значение с последующей расшифровкой прописью и единицей измерения при наличии заменены на многоточие), наименование показателя отделяется от характеристической части символом двоеточия ":". В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя, указывая: наименования показателя в неизменном виде, одно числовое значение, не превышающее максимальное, установленное Заказчиком, значение и соответствующую единицу измерения, в случае если для такого показателя Заказчиком в извещении и приложениях к нему была установлена единица измерения. В случае если требование к максимальному значению установлено не включительно, то, указываемое Участником, числовое значение не может быть равно максимальному, установленному Заказчиком, значению.
Требование к максимальному значению нижней границы диапазонного показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не более ...", "не должно быть более ...", "должно не быть более ...", "должно быть не > ...", "не должно быть > ...", "должно не быть > ...", "не должно быть свыше ...", "должно не быть свыше ...", "должно не превышать ...", "не должно превышать ...", "должно быть ..." в случае если требование к максимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено включительно, и с использованием формулировок "должно быть менее ...", "не должно быть более ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть более ...", "не должно быть
...", "должно не быть
...", "не должно быть от ...", "должно не быть от ...", "должно быть < ...", "должно быть до ...", "не должно быть > ... и не должно быть равно ...", "не должно превышать ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть > ...", "не должно быть равно ... и должно не превышать ..." в случае если требование к максимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено не включительно и требование к минимальному значению верхней границы диапазонного показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не менее ...", "не должно быть менее ...", "должно не быть менее ...", "должно быть не < ...", "не должно быть < ...", "должно не быть < ...", "не должно быть до ...", "должно не быть до ...", "должно быть
...", "должно быть от ..." в случае если требование к минимальному значению верхней границы диапазонного показателя установлено включительно, и с использованием формулировок "должно быть более ...", "не должно быть менее ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть менее ...", "не должно быть
...", "должно не быть
...", "должно быть > ...", "должно быть свыше ...", "должно превышать ...", "не должно быть < ... и не должно быть равно ...", "не должно быть до ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть < ...", "не должно быть равно ... и не должно быть до ..." в случае если требование к минимальному значению верхней границы диапазонного показателя установлено не включительно (числовое значение с последующей расшифровкой прописью и единицей измерения при наличии заменены на многоточие), наименование показателя отделяется от характеристической части символом двоеточия ":". При этом требование к значению нижней границы диапазонного показателя указывается перед требованием к верхней границе диапазонного показателя. В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя, указывая: наименования показателя в неизменном виде, два числовых значения: первое, не превышающее максимально, установленное Заказчиком, значение и второе, превышающее минимальное, установленное Заказчиком, значение и соответствующие единицы измерения для обоих числовых значений, в случае если для такого показателя Заказчиком в извещении и приложениях к нему были установлены единицы измерения. В случае если требование к минимальному значению верхней границы диапазонного показателя установлено включительно, то, указываемое Участником, второе числовое значение может быть так же и равно минимальному, установленному Заказчиком, значению. В случае если требование к максимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено не включительно, то, указываемое Участником, первое числовое значение не может быть равно максимальному, установленному Заказчиком, значению.
Требование только к минимальному значению показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не < ...", "не должно быть < ...", "должно не быть < ...", "не должно быть до ...", "должно не быть до ...", "должно быть ..." в случае если требование установлено включительно, и с использованием формулировок "не должно быть менее ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть менее ...", "не должно быть
...", "должно не быть
...", "должно быть > ...", "не должно быть < ... и не должно быть равно ...", "не должно быть до ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть < ...", "не должно быть равно ... и не должно быть до ..." в случае если требование установлено не включительно (числовое значение с последующей расшифровкой прописью и единицей измерения при наличии заменены на многоточие), наименование показателя отделяется от характеристической части символом двоеточия ":". В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя, указывая: наименования показателя в неизменном виде, одно числовое значение, превышающее минимальное, установленное Заказчиком, значение и соответствующую единицу измерения, в случае если для такого показателя Заказчиком в извещении и приложениях к нему была установлена единица измерения. В случае если требование к минимальному значению установлено включительно, то, указываемое Участником, числовое значение может быть так же и равно минимальному, установленному Заказчиком, значению.
Требование к минимальному значению показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "не должно быть до ...", "должно не быть < ...", "должно быть не < ...", "должно быть от ...", "не должно быть менее ..." в случае если требование к минимальному значению установлено включительно, и с использованием формулировок "должно быть свыше ...", "не должно быть равно ... и должно не быть менее ...", "не должно быть равно ... и не должно быть до ...", "не должно быть ...", "должно не быть
...", "не должно быть менее ... и не должно быть равно ..." в случае если требование к минимальному значению установлено не включительно и требование к максимальному значению этого же показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно не быть более ...", "должно не быть > ...", "должно не быть свыше ...", "не должно быть более ...", "не должно превышать ..." в случае если требование к максимальному значению установлено включительно, и с использованием формулировок "должно быть менее ...", "должно не быть
...", "не должно быть
...", "не должно быть > ... и не должно быть равно ...", "должно быть < ...", "не должно быть равно ... и должно не быть > ...", "должно не быть от ..." в случае если требование к максимальному значению установлено не включительно (числовое значение с последующей расшифровкой прописью и единицей измерения при наличии заменены на многоточие), наименование показателя отделяется от характеристической части символом двоеточия ":". В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя, указывая: наименования показателя в неизменном виде, одно числовое значение, превышающее минимальное, установленное Заказчиком, значение и не превышающее максимальное, установленное Заказчиком, значение и соответствующую единицу измерения, в случае если для такого показателя Заказчиком в извещении и приложениях к нему была установлена единица измерения. В случае если требование к минимальному значению установлено включительно, то, указываемое Участником, числовое значение может быть так же и равно минимальному, установленному Заказчиком, значению. В случае если требование к максимальному значению установлено не включительно, то, указываемое Участником, числовое значение не может быть равно максимальному, установленному Заказчиком, значению.
В том случае, когда Заказчику требуется товар с конкретным значением показателя, для которого указаны варианты значений, которые не могут меняться, варианты значений разделены союзом "или" либо сочетанием "и/или" либо сочетанием "или/и", наименование показателя отделяется от характеристической части символом двоеточия ":". Участник закупки выбирает и указывает конкретное значение для показателя, не включая союз "или" и не изменяя выбранный им вариант значения, в отношении которого представлены варианты значений, разделенные союзом "или". Участник закупки выбирает одно или несколько значений для показателя, не включая сочетание "и/или" либо сочетание "или/и" и не изменяя выбранный им вариант значения, в отношении которого представлены варианты значений, разделенные сочетанием "и/или" либо сочетанием "или/и". Данный тип показателей относится к показателям, которые определены Законом о контрактной системе как показатели, значения которых не могут изменяться. При этом Заказчиком, исходя из собственных потребностей и руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, во избежание создания условий, ограничивающих конкуренцию, установлены варианты таких значений, каждый из которых удовлетворяет потребностям Заказчика (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика). Участник должен указать один из вариантов, не включая союз "или" и не изменяя выбранный им вариант значения из представленных (указанных) Заказчиком. Конкретное значение показателя указывается включая наименование показателя.
Во всех иных случаях, не указанных в настоящей Инструкции, установлены значения показателей и требования, которые не могут изменяться, и участник закупки в заявке обязан указать сведения точно в соответствии с настоящей инструкцией за исключением слов "должен", "должна", "должно", "должны". При указании значений показателей, представляемых участником закупки, не допускается использование слов, не позволяющих однозначно определить конкретное значение таких показателей (а именно: "должен", "должна", "должно", "должны").
При установлении требований к характеристикам товаров, в форме числительных, Заказчик значения, указанные при помощи цифр дополнительно расшифровал с использованием слов, заключенных в круглые скобки, во избежание двоякого толкования данных требований. При установлении требований к числительным характеристикам в форме цифровых и словесных значений, участник закупки вправе указать значение такой характеристики в форме цифрового или словесного значения, или цифрового и словесного значения. В случае наличия любых противоречий в требованиях между словесными и числовыми значениями, словесные значения имеют приоритет.
Значения показателей характеристик товаров, указываемых участником закупки, должны соответствовать указанным участником закупки типам, моделям, видам, сортам и категориям товаров, в соответствии с требованиями к характеристикам аналогов или эквивалентов товаров, установленными в извещения. Если параметры и значения характеристик аналогов или эквивалентов товаров, установленные в требованиях извещения, не применяются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, марки товара, участнику закупки следует указать конкретное значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие неприменяемого параметра и его значения, а именно: "не применяется" или "не используется" или "отсутствует". В случае если параметры и значения характеристик аналогов или эквивалентов товаров, установленные в требованиях извещения как те, которые не могут изменяться, не применяются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, марки товара, участнику закупки следует дополнить неизменяемое требование соответствующей формулировкой, определяющей отсутствие неприменяемого параметра и его значения, а именно: "не применяется" или "не используется" или "отсутствует".
Если указано, что товар должен соответствовать государственным стандартам, то указанные конкретные показатели, предложенного товара участником, должны соответствовать и государственному стандарту и заданному диапазону значений характеристик товара согласно технической части извещения. Все государственные стандарты и другие стандарты, которым должны соответствовать товары, указаны в извещении. В случае если в названии показателя указано "доля", "доля в составе", "массовая доля" и т.д. и значение данного показателя измеряется в процентах, и при этом в требованиях к одному товару представлены требования ко всем возможным показателям такого типа, составляющим одно целое, то значения таких показателей не должны противоречить равенству суммы абсолютных численных значений всех долей целого ста процентам. При этом если "доли" целого участвуют между собой в каталитическом, симбиотическом, конкурентном и прочих взаимодействиях, то Заказчик указывает требования к показателю относительной "доли" одной составной части целого к другой составной части целого. Например, "Отношение доли вещества А к доле вещества Б в составе". В подобном случае требование выставляется к показателю: "Доля А"/"Доля Б". И если в случае указания требований к относительным долям, указаны требования ко всем возможным показателям такого типа, то указанные участником значения не должны противоречить факту равенства суммы абсолютных численных значений всех долей целого ста процентам.
Все единицы измерения указываемые участником должны соответствовать положению о единицах величин и допускаемым к применению на территории Российской Федерации от 31.10.2009 N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" которое устанавливает допускаемые к применению в Российской Федерации единицы величин, их наименования и обозначения, а также правила их применения и написания (за исключением случаев, когда Заказчик сам указал единицу измерения не соответствующую вышеуказанному положению).
Если значение показателя товара является отрицательными значением, то Участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел, в том числе при установлении требований к температурным показателям
Требование к значению показателя состоит из наименования и характеристической части, описывающей уникальные свойства определенного вида товаров. Наименование показателя (характеристики) товара является неизменным и указывается в соответствии с тем, как указал Заказчик.
Несоблюдение Участником при заполнении предложения, вышеуказанной инструкции, может привести к возникновению оснований, для отклонения предложения участника в соответствии 44 Федеральным законом.
Обращаем внимание участников закупки, что конкретные показатели товаров, указанные в заявке, должны быть достоверными. Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях товара, указание на товарный знак (при наличии), наименовании страны происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке, несет участник закупки.
Требования к значениям показателей товаров (материалов) установлены заказчиком следующим образом:
1) с учётом требований к характеристикам товаров, установленных нормативными документами, определяющими производство, оборот и применение товаров на территории Российской Федерации (все требования к значениям показателей находятся в пределах (допусках), установленных соответствующими нормативными документами);
2) на основании мониторинга характеристик товаров, представленных на рынке различными производителями, декларирующими соответствие производимых ими товаров требованиям нормативных документов. Проведённый мониторинг технических характеристик товаров, показывает, что большинство производителей предлагает товары, соответствующие требованиям ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ IEC, ГОСТ ИСО, СанПин, СНиП, ГН, ТР, СП характеристики которых отличаются от минимально и максимально установленных в сторону улучшения качественных и потребительских свойств.
В случае установления в извещении требований о соответствии товара государственному стандарту (государственным стандартам), все использованные государственным заказчиком показатели товаров соответствуют указанным государственным стандартам и/или не противоречат им.
В связи с тем, что государственные стандарты устанавливают минимально необходимые требования к характеристикам товаров (их эксплуатационным характеристикам), выраженным в требованиях к значениям показателей, государственным заказчиком установлены требования к значениям показателей, соответствующие установленным государственными стандартами, но отличающиеся от минимально установленных в сторону повышения их качественных и эксплуатационных характеристик. Данное требование обусловлено необходимостью получения товаров, соответствующих государственным стандартам, но имеющих более высокие качественные и эксплуатационные характеристики, чем минимально возможные, установленные государственными стандартами, а также индивидуальными особенностями и условиями их эксплуатации. Все содержащиеся в извещении (сметной документации) товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент".".
Комиссией УФАС установлено, что инструкция содержит положения не применимые для установленных требований к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям предлагаемого к поставке товара.
Комиссия УФАС отмечает, что содержащиеся в извещении инструкции по заполнению заявок не только не определяет объективный порядок заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару, что не предусмотрено Законом о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что заказчиком установлена ненадлежащая инструкция, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шевцовой О.А. обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 апреля 2023 г. N 44-1290/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2023