Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Университет ФСИН России (далее - Заказчик);
ООО "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖ" (далее - Участник, Подрядчик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 8615-ЭП/23 от 10.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на капитальный ремонт помещений здания административно-учебного корпуса Литера А (помещения по т/п N 128,131-137) (извещение N 0872400001323000023),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт помещений здания административно-учебного корпуса Литера А (помещения по т/п N 128,131-137) (извещение N 0872400001323000023) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 567 329,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.03.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖ".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 08724000013230000230001/130 от 15.03.2023 на сумму 991 233,13 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить капитальный ремонт помещений здания административно-учебного корпуса Литера А (помещения по т/п N 128,131-137) (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 27.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 7.1 Контракта установлено начало выполнения Работ: со дня подписания Контракта Заказчиком, то есть с 15.03.2023.
В адрес Подрядчика была направлена претензия исх. 85-774 от 20.03.2023 об устранении выявленных недостатков, так как по состоянию на 20.03.2023 работы на объекте не производились, пакет документов для согласования допуска сотрудников Подрядчика предоставлялся в неполном объеме.
Заказчиком 23.03.2023 был согласован допуск сотрудников Подрядчика для проведения Работ на объекте, но по состоянию на 27.03.2023 работы на объекте не ведутся.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Согласно п. 7.1 Контракта срок выполнения Работ определен в следующем порядке:
- начало выполнения Работ: со дня подписания Контракта Заказчиком;
- срок окончания Работ: 05.05.2023.
Дополнительно условиями Контракта предусмотрено согласование с Заказчиком списка сотрудников, привлеченных к выполнению Работ на объекте в порядке, определенном п. 3.3.7 Контракта и п. 1.5 Приложения N 1 к Контракту ("Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания административно-учебного корпуса Литера А (помещения по т/п N 128, 131-137), расположенных по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Саперная, д.34, лит. А").
В адрес Заказчика для согласования допуска сотрудников Подрядчика и работников субподрядчика были направлены письма, с приложением необходимых документов:
исх. N 25/01 от 15.03.2023,
исх. N 28/01 от 22.03.2023,
исх. N 30/01 от 27.03. 2023,
исх. N 31/01 от 27.03. 2023.
По состоянию на 06.04.2023 со стороны Заказчика подтверждения допуска на объект производства Работ Подрядчиком не было получено.
Тем не менее, при отсутствии согласования допущенных на объект сотрудников в адрес Подрядчика поступила претензия исх. N 85-774 от 20.03.2023. Об устранении выявленных недостатков. Ответ Подрядчика на полученную претензию был направлен исх. N 27/01-01 от 22.03.2023.
В соответствии с п. 3.3.7. Контракта Заказчик был обязан обеспечить беспрепятственный проход на объект персонала Подрядчика и подъезд соответствующего транспорта Подрядчика. Приступить к выполнению Работ на объекте Подрядчик не мог в силу отсутствия согласованных сотрудников и невозможностью начать выполнение Работ и исполнение других обязательств по Контракту.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N 85-851 от 27.03.2023 было направлено Заказчиком через ЕИС. В нем указано, что 23.03.2023 был согласован допуск сотрудников Подрядчика для проведения Работ на объекте, однако документального обоснования (уведомления, письма или письменного согласования) в обоснование данного утверждения Заказчиком не предоставлено.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖ" (ИНН: 0800005576) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 апреля 2023 г. N РНП-78-477/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023