Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена" Минздрава России (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Медицинские расходные материалы" (далее-Заявитель) уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 8969-ЭП/23 от 12.04.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку принадлежностей для электрохирургии (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 04.04.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100030623000338. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описании объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного, Заказчик принимает решение в отношении предмета закупки исходя из собственных потребностей и необходимости выполнения соответствующих функций.
Описание объекта закупки установлено, в том числе, электронном документе "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 260-эа.docx" к извещению об осуществлении закупки.
Ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к оформлению лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственным и муниципальных нужд" (далее- Постановление N620), которое определяет правила формирования закупок по медицинским изделиям.
Согласно ПостановлениюN620 следует, что предметом одного контракта (одного лота) могут быть медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурой классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) не превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Представитель Заказчика пояснил, что предельные значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) для осуществления закупок медицинских изделий различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Постановлением РФ N 620 не превышены, так как объем денежных средств, направленных Заказчиком на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Кроме того, представитель Заказчика отметил, что Спорные требования описательной части извещения об осуществлении закупки сформулированы с учетом необходимости конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимым медицинским расходным материалом. Техническая часть извещения об осуществлении закупки разработана исходя из клинической практики учреждения, когда указанные позиции товара должны быть поставлены одновременно, в связи с требованием наличия всех позиций вместе в операционном процессе на одном пациенте и на одном оборудовании, обеспечивая, таким образом максимальный лечебный эффект при минимальных рисках и максимальных возможностях, как для пациента, так и для учреждения. При этом данный набор расходных материалов должен быть доступен в лечебном учреждении на момент выполнения процедуры, обеспечивая возможность оптимального выбора для врача.
Таким образом, товары, закупаемые в рамках рассматриваемого аукциона, в полной мере удовлетворяют потребностям Заказчика, а также обеспечивают непрерывный и круглосуточный процесс оказания медицинской помощи населению.
Также Заявитель утверждает, что описание товаров составлено Заказчиком таким образом, что ограничивает круг участников закупки, поскольку совокупности требований соответствует продукция единственного производителя "Covidien".
Пунктом 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017 установлено, что включение Заказчиком в извещение требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе.
Если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Наименование товара и описание товара не содержит указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. При описании товара и его наименовании Заказчиком использованы данные КТРУ.
Также Заказчиком получен ответ на запрос от ООО "Медтроник" - официального дистрибьютера производителя Covidien о совместимости принадлежностей с выпускаемым оборудованием, где сказано, что производитель медицинских изделий Covidien Llc, 15 Hampshire Street, Mansfield, MA 02048, USA не может подтвердить совместимость выпускаемого оборудования с изделиями иных производителей, что для корректной и безопасной работы Коагулятора электрохирургического серии FX Valleylab FX8" производства Covidien Llc, 15 Hampshire Street, Mansfield, MA 02048, USA, он должен использоваться с принадлежностями производства Covidien Llc, 15 Hampshire Street, Mansfield, MA 02048, USA. Компания ООО "Медтроник" не гарантирует корректную и безопасную работу указанного выше электрохирургического оборудования при использовании принадлежностей, инструментов и расходных материалов производства других (не Covidien Llc, 15 Hampshire Street, Mansfield, MA 02048, USA) компаний и не несёт ответственности за в случае выхода оборудования из строя в результате попыток использования с принадлежностями иных производителей, а также снимает с себя ответственность в случае некорректной работы и последствий при использовании таких инструментов.
Компания ООО "Медтроник" обращает внимание на то, медицинское изделие "Платформа энергетическая серии FX Valleylab FX8" создано с использованием передовых технологий и компьютерных систем, направленное на максимальную эффективность, удобство пользование и безопасность для пациента. В число таких систем входят технологии распознавания ткани TissueFect, технология защиты от ожогов REM, система автоматического распознавания инструментов и многое другое. Эти системы разрабатывались и тестировались при использовании принадлежностей, инструментов и расходных материалов производства Covidien Llc, 15 Hampshire Street, Mansfield, MA 02048, USA, которые имеют специальную конструкцию для поддержания работы технологий, разработанных компанией. Полный список медицинских изделий, предназначенных для работы с оборудованием Covidien Llc, 15 Hampshire Street, Mansfield, MA 02048, USA можно найти на сайте компании, в официальном каталоге компании или обратившись к представителю ООО "Медтроник".
Именно на основании рекомендаций производителя, а также позиций КТРУ Заказчик описал необходимые расходные материалы.
Доказательств того, что спорные положения извещения не позволили участнику подать заявку, сформировать ценовое предложение, Комиссии УФАС не представлено.
На основании изложенного Комиссия УФАС нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не усматривает.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 26, 33, 42, 43, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медицинские расходные материалы" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 апреля 2023 г. N 44-1371/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023