Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ СШОР "Школа высшего спортивного мастерства по водным видам спорта имени Ю.С. Тюкалова" (далее - Заказчик);
ООО "А18" (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 8773-ЭП/23 от 11.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку велосипедов для отделения триатлона (извещение N 0372200141823000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку велосипедов для отделения триатлона (извещение N 0372200141823000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 250 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.02.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признан ООО "А18".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 0372200141823000005-01 от 03.03.2023 на сумму 1 743 750,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить поставку велосипедов для отделения триатлона (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.7, 10.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Поставщик обязан поставить Товар в срок: с даты заключения Контракта по 10.03.2023.
Поставщик 03.03.2023 поставил Товар, документ о приемке в ЕИС не разместил, в ходе приемки выявлено, что Товар не соответствует требованиям Приложения N1 к контракту "Требования к значениям показателей (характеристик) товара". Заказчик Товар не принял, составил Акт приемочной комиссии от 03.03.2023 N б/н. Поставщик товар с территории Заказчика вывез.
В соответствии с пунктом 3.16. контракта Заказчик направил в адрес Поставщика претензию, с приложением Акт приемочной комиссии от 03.03.2023 N б/н, исх. от 13.03.2023 N 318 с требованием выполнения условий Контракта, разместив 22.03.2023 в единой информационной системе в сфере закупок, претензию исх. от 23.03.2023 N 399, разместив 23.03.2023 в единой информационной системе в сфере закупок.
Поставка Товара ненадлежащего качества и отказ от поставки Товара надлежащего качества являются существенными нарушениями условий Контракта.
Согласно ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускается.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Поставщик считает, что в приемке товара Заказчик отказал необоснованно, ориентируясь исключительно на формальное несоответствие Товара некоторым позициям Спецификации (Приложение N 2 к Контракту). Соответственно, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта является неправомерным.
Согласно аукционной документации в ходе исполнения контракта необходимо поставить один велосипед спортивный триатлонный SPECIALIZED SHIV EXPERT DISC (или эквивалент) размера S и два велосипеда спортивных триатлонных SPECIALIZED SHIV EXPERT DISC (или эквивалент) размера L. Технические характеристики велосипедов были указаны в таблице 1 Описания объекта закупки.
Победителем Аукциона признано ООО "А18", предложившее к поставке велосипеды марки Faktor Slisk производителя "Factor holdings LTD", Великобритания.
В результате 03.03.2023 между Заказчиком и Поставщиком заключен Контракт N 00372200141823000005-01 на поставку велосипедов Faktor Slisk размер S, Faktor Slisk размер L в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта, по цене 1 743 750,00 руб. Срок поставки Товара согласно Контракту с 03.03.2023 по 10.03.2023.
03.03.2023 Поставщиком произведена поставка Товара Заказчику.
По результатам приемки поставленный Товар не был принят Заказчиком ввиду расхождений характеристик Товара с характеристиками, указанными в отдельных пунктах Спецификации к Контракту (акт приемочной комиссии от 03.03.2023), а именно:
1. Велосипед спортивный триатлонный Faktor Slisk размер S
- размер рамы по вертикальной трубе 51 см против заявленных 52 см (показатель 2 п.1 приложения N1 к контракту);
- против заявленного наклонная труба рамы без отсека для питания и ремкомплекта, представлено навесное оборудование (показатель 7 п.1 приложения N1 к контракту);
- стандарт крепления колеса под ось 142 мм против заявленных 148x12 (показатель 9 п.1 приложения N1 к контракту);
- размер между дропаутами рамы не соответствует заявленным 148 мм (показатель 10 п.1 приложения N1 к контракту);
- горизонтальная труба переменной овальной формы 500 мм против заявленных 499 мм (показатель 14 п.1 приложения N1 к контракту);
- вилка аэродинамическая не соответствует заявленным 385 мм (показатель 17 п.1 приложения N1 к контракту);
- тормозные диски (роторы) диаметр передний 160 мм, задний 160 мм против заявленных 160 мм / 140 мм соответственно (показатель 33 п.1 приложения N1 к контракту);
- седло длина 275 мм, ширина 145 мм против заявленных 245 мм / 155 мм соответственно (показатель 36 п.1 приложения N1 к контракту);
- размер шин 700 х 25 мм против заявленных 700 х 25 мм (показатель 41 п.1 приложения N1 к контракту);
- высота обода 45 мм против заявленной 38 мм (показатель 45 п.1 приложения N1 к контракту);
- способ установки шины с камерой против заявленных клинчерных (показатель 40 п.1 приложения N1 к контракту).
2. Велосипед спортивный триатлонный Faktor Slisk размер L
- размер рамы по вертикальной трубе 56 см против заявленных 58 см (показатель 2 п.2 приложения N1 к контракту).
Однако поставленные Участником велосипеды соответствуют заявленным марке, модели, стране происхождения товара - Заказчику предъявлены к приемке именно велосипеды Faktor Slisk размер S, Faktor Slisk размер L производителя "Factor holdings LTD", Великобритания. Велосипеды предназначены для гонок триатлонных международного уровня и являются эквивалентными велосипедам спортивным триатлонным Specialized Shiv Expert размеров S и L соответственно, указанным Заказчиком в Описании объекта закупки. Технические показатели поставленных велосипедов соответствуют технической документации и информации на официальном сайте производителя https://factorbikes.com/products/slick-triathlon-bike/.
При заполнении Спецификации Поставщик ориентировался именно на техническую документацию производителя велосипедов Faktor Slisk.
Кроме того, Поставщик полагал, что столбец 10 Таблицы 1 Описания предмета закупки "Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться" не относится предлагаемому к поставке эквивалентному Товару, поскольку указанные в столбце 10 значения являются характеристиками исключительно велосипедов спортивных триатлонных Specialized Shiv Expert и другим маркам велосипедов принадлежать не могут.
В то же время, поставленные ООО "А18" велосипеды являются качественными, соответствуют технической документации производителя и недостатков не имеют. Выявленные при приемке расхождения технических показателей велосипедов с показателями, указанными в отдельных пунктах спецификации, не могут являться недостатками велосипедов, т.к. представляют собой предусмотренные производителем технические характеристики велосипедов Faktor Slisk размер S, Faktor Slisk размер L.
Как видно из акта приемочной комиссии от 03.03.2023, приемка производилась сотрудниками Заказчика, члены приемочной комиссии необходимыми компетенциями в области проведения технических экспертиз не обладают, соответственно комиссией были формально сопоставлены данные спецификации с фактическими замерами велосипедов. Техническая документация на велосипеды в процессе приемки не использовалась. При таком подходе, по мнению поставщика, вывод о нарушении требований к качеству качества товара не может быть обоснованным и достоверным.
Поставщиком выполнены все необходимые действия, направленные на надлежащее исполнение Контракта: указанный в спецификации товар (велосипеды Faktor Slisk размер S в количестве 1 штука, Faktor Slisk размер L в количестве 2 штуки, производитель "Factor holdings LTD", Великобритания) поставлен заказчику в установленный контрактом срок, что свидетельствует о добросовестном поведении поставщика и об отсутствии намерений уклониться от исполнения контракта.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "А18" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Участником была осуществлена поставка Товара, который не соответствует требованиям, установленных Приложением N1 к Контракту ("Требования к значениям показателей (характеристрик) товаров на поставку велосипедов для отделения триатлона").
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "А18" ИНН: 9704163424, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Ракин Андрей Валерьевич, ИНН: 780535365956, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Ласенко Владимир Юрьевич, ИНН: 772023041360 включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "А18" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.04.23 |
12.04.23 |
11.04.23 |
0 |
11.04.23 |
18.04.23 |
18.04.23 |
0 |
21.04.23 |
21.04.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 апреля 2023 г. N РНП-78-484/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023