Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии" Минздрава РФ (далее - Заказчик);
ООО "СМУ-178" (далее - Участник, Исполнитель),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 8777-ЭП/23 от 11.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в ФГБУ "СПб НИИФ" Минздрава России в 2023 году (извещение N 0372100033822000417),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в ФГБУ "СПб НИИФ" Минздрава России в 2023 году (извещение N 0372100033822000417) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 269 700,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.11.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признан ООО "СМУ-178", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 21-23/ЭА от 28.11.2022 на сумму 83 591,50 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался выполнить работы по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в ФГБУ "СПб НИИФ" Минздрава России в 2023 году (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Исполнитель, в соответствии с условиями Контракта, взял на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту).
Работы на объектах Заказчика не проводились, Акты первичного обследования установок и систем АПС и СОУЭ, предусмотренные Разделом N 4 Технического задания, составлены не были.
В адрес Исполнителя направлена претензия от 17.02.2023 N 01-16/160 с требованием исполнить обязательства по Контракту, которая осталась без ответа.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
В рамках исполнения Контракта 28.02.2023 Исполнителем совместно с представителем Заказчика произведено освидетельствование инженерных систем на территории выполнения Работ.
По результатам освидетельствования стороны пришли к выводу о неудовлетворительном состоянии систем, в связи с их эксплуатацией более 10-ти лет, вследствие чего оборудование является устаревшим, поддержание в работоспособном состоянии требует значительных затрат.
Стороны установили, что изначально монтаж систем произведен в соответствии с проектной документацией, датированной 2007-2012 годами, что означает необходимость проведения повторно работ по проектированию и монтажу, поскольку Приказом Росстандарта от 24.08.2021 введены новые требования к монтажу - ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации".
Также монтаж систем должен соответствовать Своду Правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности.", принятый 06.10.2021.
Более того, представитель Исполнителя в ходе обхода путем фото/видео съемки систем зафиксировал грубые нарушения, выраженные в отсутствии должного монтажа кабелей проводки на территории объектов (кабели разбросаны на полу и свисают с потолков и лестниц), что является небезопасным, поскольку в соответствии с п. 6.5.11 Свода Правил 485.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения.", в соответствии с которыми выполняются Работы по разделу 6 Приложения N 1 к Контракту (Техническое задание), обязательно должна обеспечиваться защита электрических проводов и кабелей от механических, климатических и электромагнитных воздействий.
Далее по результату проектных и монтажных работ требуется восстановить двухпроводную линию связи, затем восстановить линию rs485, восстановить частично питание сигнализации - заменить аккумуляторные батареи.
Из пояснений представителя Заказчика, следовало, что аналогичная ситуация встречается на всех объектах, поскольку ранее, техническое обслуживание по данным объектам также должно было осуществляться предыдущим исполнителем - ООО "Альто".
При этом в соответствии с положениями п. 1.7 Таблицы 1 ч. 5 Приложения N 1 к Контракту (Техническое задание), работы по техническому обслуживанию предусматривают в том числе работы по устранению нарушений в монтаже согласно устаревшим нормативным актам, выявленных в ходе проверок, средствами, предоставленными Заказчиком.
Также в соответствии с п. 1.2 Таблицы 1 ч. 5 Приложения N 1 к Контракту (Техническое задание), Исполнителем проводятся работы по поддержанию работоспособности оборудования в т.ч. связанные с заменой вышедшего из строя или приобретением нового оборудования за счет Заказчика.
Таким образом, Исполнитель столкнулся с необходимостью проведения дополнительных работ по повторному проектированию и дальнейшему проведению монтажа систем, с соответствующими затратами Заказчика, о чем уведомлял последнего, путем телефонных переговоров, уточняя, что сроки Работ требует дополнительного времени - нескольких месяцев.
По результатам исполнения обязанностей по проверке работоспособности систем и фиксации и учете неисправностей 31.01.2023, Исполнителем сформирован документ о приемке Работ, на который Заказчик не реагировал - мотивированный отказ отсутствовал, а приемка не проводилась.
Однако 17.02.2023 Заказчиком в адрес Исполнителя направлено претензионное обращение, согласно которому Заказчик указывает, что в январе Работы проводились лишь по адресу, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 32, один раз, а Акты первичного обслуживания установок и систем АПС и СОУЭ не составлены.
В связи с данной ситуацией представитель Исполнителя продолжал связываться с представителями Заказчика, уточняя повторно, что в связи с обслуживанием систем одной и той же организацией ранее (ООО "Альто"), ненадлежащее состояние оборудования и монтажа, в одних и тех же проявлениях возможно и на иных объектах.
20.02.2023 Исполнитель в рамках выполнения обязательств повторно организовал проверку систем, предоставив Заказчику по результату Акты проверки работоспособности оборудования согласно которым оборудование работоспособно только частично.
Однако от подписания составленных Актов представитель Заказчика отказался.
Тем не менее, рассчитывать на то, что ситуация подлежит исправлению Исполнитель уведомлял Заказчика путем телефонных звонков о необходимости проведения большего объема работ и возможных в связи с этим задержках. При этом Заказчик, несмотря на все доводы Исполнителя о том, что произвести проектирование и монтаж оборудования, наладить полную работоспособность всех систем на всех объектах, учитывая их состояние в данный момент, требует нескольких месяцев, Заказчик настаивал на проведении всех работ незамедлительно, что не представляется возможным, поскольку, исходя из факта наличия соглашения о расторжении контракта с предыдущим исполнителем и фактического состояния оборудования, система в течении всего предыдущего года была фактически "заброшена".
Только 09.03.2023 в нарушение п. 5.3 Контракта, согласно которому решение о приемке или отказе в приёмке Работ, принимается Заказчиком не позднее 15-ти рабочих дней со дня поступления документа о приемке, Заказчиком отказано в приемке по акту от 31.12.2023. Согласно мотивированному отказу, в приёмке отказано, поскольку, по мнению Заказчика, Работы не выполнены, акты Заказчику не предоставлены.
Также 09.03.2023 Заказчиком отказано в приемке по акту от 28.02.2023. Согласно мотивированному отказу, в приёмке отказано, поскольку, по мнению Заказчика, Работы не выполнены, акты Заказчику не предоставлены. При этом какие именно Работы не выполнены и какие акты не предоставлены, Заказчик в своих отказах не обосновывает.
В дальнейшем Заказчик по-прежнему требовал привести системы к полной работоспособности в течении 2-х недель, что, как было указано, невозможно в обозначенные сроки, поскольку объемы Работы, в связи с "заброшенностью" ранее систем, вызванные отсутствием технического контроля в течение длительного срока, были существенно увеличены.
Кроме того, Участник просит учесть, что Заказчик в нарушение положения Технического Задания, требуя устранить все нарушения в проводке и т.д. в кратчайшие сроки, не предоставил со своей стороны оборудование для замены.
28.03.2023, Заказчиком размещено решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту.
В связи с тем, что исправить ситуацию, вызванную расторжением контракта с предыдущим исполнителем, возможно было при должном содействии Заказчика только в течение как минимум 4-х месяцев и, как следствие, в связи с невозможностью проведения всего объема Работ в срок вступления решения об одностороннем отказе в законную силу (10 дней), 07.04.2023 Исполнителем в адрес Заказчика направлено информационное письмо, в соответствии с которым Заказчик в письменном виде повторно уведомляется о данной ситуации, при этом Исполнитель не отказывается от своих обязательств по Контракту и настаивает на предоставлении ему возможности завершить Работы с учетом всех вышеизложенных обстоятельств.
Таким образом, Исполнитель осуществлял выезды на место выполнения Работ, фиксируя ненадлежащее состояние систем, их частичную неработоспособность, нарушения правил монтажа проводки, из-за чего возникает необходимость проведения дополнительно Работ по проектированию проводки, не предусмотренных контрактом и затем выполнение остальных видов работ;
Исполнитель неоднократно путем проведения телефонных переговоров уведомлял Заказчика о том, что восстановление "заброшенных" в течении длительного срока систем требует времени большего, чем того устно требует Заказчик. При этом Заказчик, также уведомлялся о том, что привести полный комплекс работ возможно, учитывая, что срок выполнения работ - до 31.12.2023;
При размещении Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Исполнитель от своих обязательств по Контракту не отказывался и настаивал на дальнейшем проведении им работ, с учетом вышеизложенных обстоятельств;
Исполнитель своевременно приступил к исполнению своих обязательств по данному Контракту, и в соответствии с Техническим Заданием выполнял проверки работоспособности систем, составляя Акты, которые Заказчик отказывался подписывать.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "СМУ-178" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Участник фактически не приступил к выполнению Работ. Акты первичного обследования установок и систем АПС и СОУЭ, предусмотренные Разделом N 4 Технического задания, составлены Участником не были.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта, стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СМУ-178" ИНН: 7804612380, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Новиков Сергей Андреевич, ИНН: 780535365956 включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СМУ-178" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.04.23 |
12.04.23 |
11.04.23 |
0 |
11.04.23 |
18.04.23 |
18.04.23 |
0 |
21.04.23 |
21.04.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 апреля 2023 г. N РНП-78-485/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023