Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
АО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор" (далее - Заказчик):
ООО "МСК Трейд +" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 8972-ЭП/23 от 12.04.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку комплекса плазменного порошкового напыления с установкой плазменного напыления (извещение N 0472100001223000001) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона 23.01.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0472100001223000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 42 226 666, 67 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил заключения контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу части 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Пункт 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе указывает на необходимость наличия такой информации как размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Из содержания представленных Заказчиком документов и сведений, а также информации, размещенной в ЕИС, следует, что 31 марта 2023 года был размещен проект контракта для его подписания победителем.
В размещенном на площадке проекте контракта ООО "МСК Трейд +" было установлено несоответствие размера обеспечения исполнения контракта условиям извещения об осуществлении закупки и требованиям законодательства.
Так, в соответствии с пунктом 1.3. контракта в редакции, направленной Заказчиком для подписания "До заключения настоящего контракта, Поставщик предоставил обеспечение исполнения настоящего контракта в размере 2 533 600 (два миллиона пятьсот тридцать три тысячи шестьсот) руб. 00 коп. в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ)".
При этом, пункт 2.1.8. закрепляет, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, авансовый платеж, предусмотренный п. 3.2.1. настоящего контракта, в размере 29 220 853 (двадцать девять миллионов двести двадцать тысяч восемьсот пятьдесят три) руб. 41 коп., в том числе НДС 20%, подлежит казначейскому сопровождению.
В силу пункта 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
В извещении об осуществлении закупки, размещенном в ЕИС, предусмотрены следующие порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению: Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер аванса, подлежащего казначейскому сопровождению, что составляет 2 533 600 (два миллиона пятьсот тридцать три тысячи шестьсот) руб. 00 коп.
Таким образом, размер обеспечения исполнения контракта согласно вышеприведённым нормам Закона о контрактной системе с учетом размера обеспечения контракта 30% составляет 3 901 743 (три миллиона девятьсот одна тысяча семьсот сорок три) руб. 98 коп., исходя из расчета: (42 226 666,67 - 29 220 853,41) * 0,3 = 3 901 743,98,
где 42 226 666,67 - Н(М)ЦК,
29 220 853,41 - аванс по контракту, подлежащий казначейскому сопровождению),
0,3 - размер обеспечения исполнения контракта 30%, установленный извещением.
7 апреля 2023 года ООО "МСК Трейд +" на электронной площадке https://www.sberbank-ast.ru/ бы сформирован, подписан и размещен протокол разногласий с указанием в перечне разногласий: "Наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ" с комментарием "Здравствуйте. Прошу рассмотреть возможность внесения изменения в контракт (выделены цветом по тексту приложенного документа)".
К протоколу разногласий был приложен файл "Контракт N04721000012230000010001 изм..docx", в котором желтым цветом были выделены предлагаемые изменения - пункт 1.3. с указанием правильного размера обеспечения исполнения контракта:
"1.3. До заключения настоящего контракта Поставщик предоставил обеспечение исполнения настоящего контракта в размере 3 901 743 (три миллиона девятьсот одна тысяча семьсот сорок три) руб. 98 коп. в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ)", а также с правильными наименованием Поставщика и должности единоличного исполнительного органа Поставщика, подписывающего контракта, в соответствии с учредительными документами".
Вместе с тем, в нарушение п. 3 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, 11 апреля 2023 года Заказчик вместо того, чтобы сформировать и разместить проект контракта с учетом протокола разногласий и/или отказа учесть информацию, указанную в протоколе разногласий, признал ООО "МСК Трейд +" уклонившимся от заключения контракта.
В качестве обоснования признания уклонившимся от заключения контракта Заказчиком приведено следующее: Невыполнение участником закупки требований ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Непредставление протокола разногласий в форме отдельного документа, содержащего указание на положения проекта контракта, которые не соответствуют требованиям установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки участника закупки.
В свою очередь, из содержания проекта контракта, размещенного Заказчиком для его подписания победителем закупки, следует, что в его составе содержалась информация о размере обеспечения исполнения контракта не соответствующая требованиям п. 3 ч. 6 ст. 96 Закона о контактной системе и положениям извещения, устанавливающего размер обеспечения контракта в размере 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер аванса, подлежащего казначейскому сопровождению.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае участником закупки добросовестно исполнены требования ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе и выполнены все возможные действия, направленные на заключение контракта на условиях извещения о проведении закупки.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали достаточные основания для признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта, приняв оспариваемое Заявителем решение, и признав его уклонившимся от заключения контракта, Заказчик допустил нарушение п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МСК Трейд +" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 4 ст. 51, п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 апреля 2023 г. N 44-1358/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023