Резолютивная часть оглашена
18.04.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения ''Самарская областная клиническая больница им. В.Д.Середавина'' (далее - Заказчик, ГБУЗ "СОКБ им. В.И. Середавина") о включении сведений об ООО "ПСК" (далее - Исполнитель, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по объекту закупки: Оказание услуг по заправке и восстановлению расходных материалов (картриджей, драм-картриджей) для оргтехники Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им.В.Д.Середавина" (извещение N 0142200001322032467, ИКЗ: 222631202313163120100100960030000244, начальная (максимальная) цена контракта - 1 555 300,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Исполнитель не исполнил надлежащим образом обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
30 января 2023 г. ГБУЗ "СОКБ им. В.И. Середавина" и ООО "ПСК" заключили контракт N 175/23 согласно которому поставщик обязуется оказать услуги по заправке и восстановлению расходных материалов (картриджей, драм-картриджей) для оргтехники ГБУЗ "СОКБ им. В.И. Середавина" на сумму 1 555 300 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 4.1. Контракта место, сроки (период), порядок оказания и приема-сдачи выполненных работ, включая перечень информации и (или) документы, необходимые для исполнения обязательств, передаваемых Исполнителем по результатам оказанных услуг, указываются в Техническом задании.
Согласно пункту 6 Технического задания услуги оказываются по предварительной заявке Заказчика, подаваемой по фактической потребности Заказчика, направленной посредством телефонной связи или электронной почты.
Срок оказания услуг не должен превышать 2 рабочих дней с момента получения заявки Исполнителем.
Пунктом 4 Технического задания (приложение N1 к Контракту) установлены однозначные требования к Исполнителю по оказанию услуг по восстановлению картриджей для оргтехники по заявкам Заказчика.
Заказчиком выявлены следующие нарушения исполнения контракта:
03.02.2023 г. Заказчиком была направлена заявка на забор и привоз картриджей на электронную почту Исполнителя. Однако Исполнитель в нарушение абзаца второго пункта 6 Технического задания не привез готовые картриджи и не забрал расходные материалы в срок до 06.02.2023 г.
15.02.2023 в 12:36 с почтового ящика jitindv@sokb.ru (Заказчик) была направлена заявка на samara-psk@mail.ru (Исполнитель) о необходимости приехать представителю Исполнителя 16.02.2023 года для возврата картриджей, которые были отданы ранее.
16.02.2023 г. Исполнитель отказался приезжать за картриджами на заправку/восстановление, а также не привёз картриджи, которые были забраны 14.02.2023 г., что привело к нарушению в соответствии с абзацем вторым пункта 6 Технического задания (Срок оказания услуг не должен превышать 2 рабочих дней с момента получения заявки Исполнителем).
Так, 16.02.2023 г. в 13:46 был совершён звонок генеральному директору ООО "ПСК" с просьбой исполнить обязательства в рамках Контракта, на что Исполнитель выразила отказ, указывая на то, что 16.02.2023 года не приедут, будут приезжать только два раза в неделю.
В период с 21.02.2023 г. по 22.02.2023 г. Заказчиком были направлены картриджи на восстановление. На 27.02.2023 г. после восстановления Исполнитель привёз картриджи, но не в полном объёме, а именно отсутствовали картриджи (N1092 C-EXV42 1 шт., N0461, N0475 NL-5928 (101г00474) 2 шт, N0024 CF259 1 шт, 0779, 0383, 0671, 0987, 1001, 1100, 1101).
Таким образом, по состоянию на 29 марта 2023 года от Исполнителя после восстановления не возвращен ряд расходных материалов.
Заявки Заказчиком на заправку/восстановление осуществляются ежедневно.
Согласно абзацу третьему пункта 6 Технического задания в случае невозможности оказать услуги в указанный срок Исполнитель письменно или посредством электронной почты уведомляет об этом Заказчика с указанием причины неисполнения своих обязательств.
Вместе с тем, вышеуказанное уведомление в адрес Заказчика не поступало.
Сведений о наличии обстоятельств непреодолимой силы Исполнителем не предоставлено.
Согласно п.10.8. Контракта N 175/23 от 30.01.2023 г. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с вышеизложенным, на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.8. Контракта Заказчиком принято решение об - одностороннем отказе от исполнения договора.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
30.03.2023 решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 10.04.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из представленных Обществом пояснений следует:
1. ООО "ПСК" по просьбе заказчика начало оказывать услуги по заправке и восстановлению расходных материалов до подписания контракта и до вынесения решения N 2903 от 29.03.2023 г., оказывало их в точном соответствии с условиями контракта, то есть в полном объеме и в сроки, установленные контрактом.
Данный факт подтверждается представителем Заказчика на рассмотрение.
2. Претензии заказчика, указанные в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, не соответствуют действительности. Так в абзаце 7 на стр. 1 указано, что 03.02.2023 г. заказчиком была направлена заявка на забор и привоз картриджей, которая на 06.02.2023 г. не исполнена. Порядок, условия и место оказания услуг оговорены сторонами в п.8 приложения (техническом задании) к контракту N 175/23 от 30 января 2023 г.:
"Для взаимодействия ответственных лиц со стороны Заказчика и Исполнителя стороны обмениваются контактными данными (номер телефона, электронный почтовый ящик). Также Исполнитель предоставляет адрес места нахождения Исполнителя, по которому будут оказываться услуги.
Прием заявок на оказание услуг, а также вопросов по гарантии качества оказанных услуг осуществляется по телефону в рабочие дни с 9.00 до 16.00 по местному времени Заказчика. Временем подачи заявки по электронной почте считается время отправления письма с почтового сервера Заказчика с получением уведомления о доставке письма Исполнителю".
То есть, передав заявку 0.3.02.2023 г. (в пятницу за пределами времени, указанного в п.8, технического задания) Заказчик не мог рассчитывать на исполнения заявки в срок до 06.02.2023 г. Датой исполнения данной заявки, согласно условиям контракта является 08.02.2023 г., то есть она исполнена точно в полном объеме и в срок. Сроки исполнения заявок в период 14-16.02.2023 года не были нарушены исполнителем, что подтверждается актами сдачи приемки расходных материалов (приложения к настоящему отзыву).
2. Таблица с перечнем расходных материалов, принятых исполнителем и не возвращенных заказчику, не соответствует действительности и по каждому картриджу с индивидуальным инвентарным номером у сторон имеются акты с датой приемки на заправку и с датой приемки заказчиком (приложения).
3. Кроме того, заказчик в своем решении об одностороннем отказе от исполнения контракта за от 29.03.2023 г. незаконно и необоснованно ссылается на пп. 1,2 ст 523 ГК РФ (которая регулирует возможность одностороннего отказа от исполнения договора поставки) и пп. "а" п.1.ч. 15. ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, так как предметом контракта является не поставка, а оказание услуг по заправке и восстановлению расходных материалов, соответственно односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг регулируется ст. 782 ГК РФ, в п.1 которой говорится: "Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов". Однако, с момента начала оказания услуг заказчик не осуществил оплату за фактически исполненные и принятые услуги.
Учитывая, что Исполнителем выполнен значительный объем работ по контракту, Обществом начало выполнять работы до заключения контракта (данный факт подтверждается Актами оказания услуг), а также факт отсутствия сведений об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не усматривает в действиях Общества однозначных признаков уклонения от исполнения контрактом.
Согласно пункту в части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Ранее в Самарское УФАС России обращений о рассмотрении вопроса о включении ООО "ПСК" не поступало.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "ПСК" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ПСК" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 апреля 2023 г. N РНП-63-89
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023