На основании уведомления о проведении внеплановой проверки N 3171/23 от 04.04.2023 г. в связи с истечением срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе предписания, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на содержание автомобильных дорог и уличной дорожной сети на территории Косинского муниципального округа на первый квартал 2023 года (Лот N 1) (изв. N 0156600038622000060).
Продолжительность проверки: с 03.04.2023 г. по 14.04.2023 г.
Проверка проведена Комиссией
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Фондом капитального ремонта Пермского края (далее - Заказчик), требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на содержание автомобильных дорог и уличной дорожной сети на территории Косинского муниципального округа на первый квартал 2023 года (Лот N 1) (изв. N 0156600038622000060).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
10.01.2023 г. Пермским УФАС России была рассмотрена жалоба ИП Сысоева К.В. на действия Администрации Косинского муниципального округа Пермского края, при проведении электронного аукциона на содержание автомобильных дорог и уличной дорожной сети на территории Косинского муниципального округа на первый квартал 2023 года (Лот N 1) (изв. N 0156600038622000060).
11.01.2023 г. Комиссией Пермского УФАС России было принято решение по жалобе.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Согласно ч. 23 ст. 99 Закона о закупках предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей.
В ходе проведения внеплановой проверки закупки, в действиях Заказчика, выявлены нарушения требований п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выразившиеся в применении недействующих положений законодательства в части установления дополнительных требований к участникам закупки.
Согласно предписанию от 11.01.2023 г. в целях устранения нарушений требований Закона о закупках Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки необходимо было совершить следующие действия.
1. Заказчику, Аукционной комиссии:
- отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.12.2022 NИЭА1;
2. Заказчику:
- внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона, в приложения к нему с учетом решения Комиссии от 11.01.2023 г. по жалобе Заявителя и требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- разместить соответствующую информацию в Единой Информационной Системе.
- совершить дальнейшие действия с учетом требований Закона о закупках;
3. Оператору электронной площадки:
- обеспечить возможность Заказчику, Аукционной комиссии исполнить пункты 1,2 настоящего предписания.
4. В срок до 30.01.2023 г. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки исполнить настоящее предписание.
5. В срок до 31.01.2023 г. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания (с указанием заявителя жалоба).
Исходя из информации, опубликованной на официальном сайте ЕИС в сфере закупок, Заказчиком, Единой комиссией 17.01.2023 г. отменен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.12.2022 NИЭА1;
На основании указанного следует, что Единая комиссия, Оператор электронной площадки в своей части исполнили требования, указанные в предписании Комиссии Пермского УФАС России от 11.01.2023 г.
Вместе с тем, Комиссия установила, что Заказчиком соответствующие изменения в извещение об открытом аукционе в электронной форме не внесены.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках, перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о закупках, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о закупках, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0156600038622000060, Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с п. 2.3 приложения N 1 ПП РФ N 99 для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, а именно, наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вместе с тем, с 01.01.2022 г., ПП РРФ N 99 утратило силу, в связи с изданием ПП РФ N 2571, утвердившего новые требования.
Таким образом, Заказчиком неправомерно применены положения недействующие положения законодательства в части установления дополнительных требований к участникам закупки.
На основании указанного выше, поскольку изменения в извещение и приложения к нему не были внесены, в действиях Заказчика, не исполнившего предписание Пермского УФАС России от 25.11.2022 г., имеются нарушения п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках. Доказательств обратного не представлено.
ВЫВОД:
1. Заказчиком при проведении электронного аукциона на содержание автомобильных дорог и уличной дорожной сети на территории Косинского муниципального округа на первый квартал 2023 года (Лот N 1) (изв. N 0156600038622000060) допущены нарушения п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках.
2. В целях устранения нарушений Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
3. Передать материалы настоящей внеплановой проверки должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 апреля 2023 г. N 60 (ключевые темы: участники закупок - оператор электронных площадок - предписание - контрактная система в сфере закупок - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2023