Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Нытва-Строй" (далее - Заявитель) на действия МБУК "ДК ЗАТО Звездный" (далее - Заказчик), ГКУ "Центр организации закупок" (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на текущий ремонт внутренних помещений здания учреждения культуры (ремонт гардероба МБУК "ДК ЗАТО Звездный") (изв. N 0356500001423000731),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001423000731, Заказчиком проводился электронный аукцион на текущий ремонт внутренних помещений здания учреждения культуры (ремонт гардероба МБУК "ДК ЗАТО Звездный").
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.03.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 791 227,60 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 30.03.2023 г.
1. Заявитель в материалах жалобы сообщает что в силу ч. 2 ст. 37 Закона о закупках, если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 000 000,00 руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 указанной статьи, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Заявитель поясняет, что согласно п. 2.1 Контракта, его цена менее 15 000 000,00 руб. и составляет 590 986,07 руб., однако, в соответствии с п. 5.1, подрядчик при заключении контракта должен предоставить Заказчику обеспечение в размере 5.00%, а не 10%, как указанно в ранее приведенных статьях Закона о закупках.
Уполномоченный орган в предоставленных пояснениях сообщает следующее:
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 24.08.2017 г. N 731-п "О региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд пермского края" муниципальные заказчики Пермского края при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд обязаны использовать региональную информационную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - РИС Закупки ПК). Использование заказчиками утвержденных типовых форм документов, размещенных в РИС Закупки ПК, является обязательным.
Документация закупки, размещенная на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, содержит типовую форму договора на выполнение текущего ремонта зданий, строений, сооружений. Изменение условий раздела "Обеспечение исполнения контракта" не допускается системой РИС Закупки как на этапе размещения извещения о проведении закупки, так и при направлении проекта контракта победителю для его подписания.
В то же время, пункт 5.6 договора содержит условие о применении антидемпинговых мер, предусмотренных ст. 37 Законом о закупках, при снижении цены контракта на 25 и более процентов от НМЦК. Увеличение размера обеспечения исполнения контракта является прямым предписанием Закона о закупках и подлежит применению вне зависимости от размера обеспечения, установленного в извещении о проведении закупки или проекте контракта.
В связи с применением заказчиком размещенного в РИС Закупки ПК типового проекта контракта, а также в связи с прямым императивным действием положений ст. 37 Закона о закупках считаем, что внесение изменений в п. 5.1 контракта при его заключении и изменение размера и суммы обеспечения исполнения контракта не требуется, а норма ст. 37 Закона о закуках применяется сторонами правоотношения согласно отдельного пункта контракта, вне зависимости от первоначального размера обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, по мнению Уполномоченного органа, указанный довод жалобы является необоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о закупках, Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о закупках, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о закупках, Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о закупках, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке)
Комиссия обращает внимание на то, что согласно указанным выше статьям Закона о закупках, контракт заключается только после предоставления победителем конкурсной процедуры закупки обеспечения в увеличенном объёме, то есть обязанность по внесению увеличенного объёма обеспечения целиком лежит на победителе конкурентной процедуры закупки.
Кроме того, проект контракта учитывает положения ст. 37 Закона о закупках об увеличении размера обеспечения контракта.
Так, в соответствии с п. 5.6 проекта контракта, в случае если Подрядчиком, с которым заключается Контракт, предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, Подрядчик, с которым заключается Контракт, предоставляет обеспечение исполнения Контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
На основании указанного, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.
2. Заявитель также обращает внимание на то, что Заказчиком при обосновании НМЦК допущена арифметическая ошибка.
Так, Заявитель поясняет, что в позиции N 21 локального сметного расчёта предусмотрен демонтаж столов в количестве 3 штук.
В то же время, в позиции N 22 указанного документа предусмотрена установка столов в количестве 300 единиц.
Заявитель сообщает, что выполнить работы по установке 300 столов в данном помещении не представляется возможным.
Заказчик в представленных возражениях сообщает о наличии в локальном сметном расчете технической ошибки в отношении указания количества необходимых к установке столов.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о начальной (максимальная) цене контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссией установлено, что согласно позиции 21 приложения к извещению о проведении электронного аукциона под наименованием "Локально-сметный расчет", Исполнителю требуется демонтировать 3 стола.
В то же время, согласно позиции 22 указанного приложения, Исполнителю необходимо установить 300 столов.
В результате анализа аукционной документации, материалов жалобы и возражений Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика содержится нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нытва-Строй" на действия МБУК "ДК ЗАТО Звездный", при проведении электронного аукциона на текущий ремонт внутренних помещений здания учреждения культуры (ремонт гардероба МБУК "ДК ЗАТО Звездный") (изв. N 0356500001423000731) обоснованной в части второго довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 апреля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023