рассмотрев обращение (вх. N 5189/23) ФКУ "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Домини" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку сетки "Рабица" в рамках проведения капитального ремонта объектов инженерных средств охраны (изв. N 0356100028723000004),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 17.04.2023 г. в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 18.04.2023 с целью изучения документов, анализа материалов обращения и принятия решения.
Согласно извещению N 0356100028723000004 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку сетки "Рабица" в рамках проведения капитального ремонта объектов инженерных средств охраны. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 196 040,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
20.02.2023 г. между Заказчиком и ООО "Домини" (далее - Поставщик, Общество) заключен контракт на поставку сетки "Рабица" в рамках проведения капитального ремонта объектов инженерных средств охраны (далее - Контракт) на сумму 1 614 089,40 руб.
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 29.03.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить сетку "Рабица" в рамках проведения капитального ремонта объектов инженерных средств охраны (далее - Товар), в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта в объеме, порядке и сроках, на условиях, предусмотренных Контрактом, а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплатить поставленный Товар в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.2. Поставляемый товар должен быть новым, неиспользованным и соответствовать требованиям действующих государственных стандартов на данные товары, техническим условиям, нормативным документам.
Поставщик обязан:
4.1.1. Поставить Товар в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
4.1.2. Передать Государственному заказчику Товар надлежащего качества, в количестве, ассортименте и комплектации согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту).
4.1.5. По требованию Государственного заказчика своими средствами и за свой счет в срок не более 10 (Десяти) дней произвести замену товара ненадлежащего качества, количества, ассортимента или комплектации.
Государственный заказчик обязан:
4.3.1. Обеспечить приемку Товара в соответствии с разделом 3 настоящего Контракта и при отсутствии претензий относительно качества, количества, ассортимента, комплектности и других характеристик Товара подписать документ о приемке.
4.3.2. Обеспечить оплату Товара в соответствии с условиями настоящего Контракта.
4.3.3. Направить в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения о Поставщике для включения их в реестр недобросовестных поставщиков в случае расторжения Контракта по решению суда или в связи с односторонним отказом Государственного заказчика от исполнения Контракта.
Государственный заказчик имеет право:
4.4.2. Привлекать независимых экспертов для проверки соответствия качества поставляемого товара требованиям, установленным настоящим Контрактом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ указано, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что согласно п. 3.1 государственного контракта поставка товара осуществляется в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента подписания контракта сторонами на склад государственного заказчика по адресу: 614033, г. Пермь, ул. Васильева, 27. 10.03.2023 года Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия с требованием о поставке товара до 17.03.2023. При этом, Заказчик указывает, что в установленный претензией срок поставка не осуществлена, Товар не поставлен, обязательства по государственному контракту не исполнены. 21.03.2023 Поставщиком направлено письмо о переносе срока поставки товара до 28.03.2023. 22.03.2023 в Заказчиком в адрес Поставщика направлена повторная претензия о необходимости поставки товара до 28.03.2023. Товар по состоянию на 29.03.2023 не поставлен.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 29.03.2023 г. было сформировано и размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 29.03.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.04.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об ООО "Домини" направлена в адрес Пермского УФАС России 11.04.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях представители Общества указали, что 01.02.2023 года, при подаче заявки на участие в закупке, Обществом был проведен анализ цен на товар у нескольких поставщиков и были достигнуты устные договоренности о поставке товара. После подписания контракта, Обществом был заключен договор на поставку сетки-рабицы. При приемке товара у поставщика Обществом было обнаружено несоответствие изготовленной сетки-рабицы требованиям Контракта. Представители ООО "Домини" указали, что были вынуждены отказаться от поставленного товара и осуществить поиски нового контрагента с товаром, соответствующим требованиям Контракта. Вместе с тем, в ходе анализа рынка Обществом было установлено, что цена на проволоку оцинкованную ГОСТ 3282-74 из которой изготавливается сетка-рабица, выросла на 20% и продолжала расти, что привело к росту цен на конечное изделие. На основании указанного, ввиду того, что стоимость товара превысила цену Контракта, приобретение товара стало экономически необоснованным.
В подтверждение своих доводов Обществом в адрес Комиссии были представлены счета на оплату сетки рабицы от ООО "Агропартнер", ООО ПКФ "Айсберг АС", ООО ГК "Велунд сталь НН" и ООО "Металлсантехгрупп" с указанием на изменение их стоимости, а также счет-договор N 146 от 20.02.2023 г. и платежное поручение N 6 от 21.02.2023 г. на сумму 1416800,00 р. на оплату сетки рабицы ОЦ 50х50х2,5 мм рулон 2х10 м и 3х10 м.
Комиссия, изучив представленные материалы обращения документы, приходит к выводу, что ООО "Домини" нарушены условия исполнения Контракта.
Так, в адрес Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у Общества возможности и намерения поставить товар на первоначальных условиях, в частности, не доказан факт наличия на балансе общества товара, не соответствующего условиям Контракта.
Комиссией установлено, что Приложением N 2 к Контракту установлены характеристики сетки стальной плетеной (сетка рабица):
- Вид сетки;
- Группа по точности;
- Номинальный диаметр проволоки;
- Номинальный размер стороны ячейки в свету;
- Форма ячеек;
- Ширина сетки (без учета предельного отклонения);
- и т.д.
Вместе с тем, из представленных в адрес комиссии счетов на оплату, ввиду отсутствия конкретных показателей товара, не представляется возможным сделать вывод об относимости предлагаемых к покупке товаров (сетки рабицы) к предмету Контракта. Кроме того, в указанных счетах содержатся различия в количестве предлагаемого к поставке товара.
Следовательно, вышеуказанные документы не являются надлежащим подтверждением повышения стоимости необходимых к поставке товаров.
Иных доказательств, свидетельствующих о существенном повышении стоимости сеток стальных плетеных в адрес Комиссии представлено не было.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Согласно ч. 3 ст. 401 ГК РФ, под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства.
Само по себе повышение стоимости товара не является обстоятельством, влекущим невозможность исполнения контракта.
Такое обстоятельство, как изменение цены товара не отвечает требованиям чрезвычайности и неотвратимости, а относится к рискам предпринимательской поставщика.
Общество, как юридическое лицо, несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности, общество должно было оценить возможность исполнения контракта еще на этапах подачи заявки на участие в аукционе и заключения контракта. Приняв на себя обязательства по исполнению контракта, общество должно и могло было осознавать риск наступления неблагоприятных для него последствий применительно к экономическим ситуациям, в том числе связанным с повышениям цен на соответствующем рынке товаров, а с учетом вероятных экономических рисков общество могло заранее подготовить материальную составляющую, необходимую для исполнения контракта, однако, таких мер не предприняло.
Необходимо отметить также, что взаимодействия с Заказчиком по вопросу изменения существенных условий контракта в части цены контракта Обществом не принималось. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Таким образом, доказательства того, что ООО "Домини" предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Домини" не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО "Домини" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилось со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В рассматриваемом случае, виновные действия Поставщика нарушают права Заказчика и ставят под угрозу исполнение обязательства Заказчика по своевременному и качественному оказанию медицинской помощи пациентам.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Поставщика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Поставщике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Поставщика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Домини" (445005, Самарская область, Тольятти город, Макарова улица, дом 22, квартира 4 ИНН: 6382066202) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "Домини" Бахваловой Алле Дмитриевне (632402000539) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Домини", ООО "Домини" Бахваловой Алле Дмитриевне в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Домини", ООО "Домини" Бахваловой Алле Дмитриевне из реестра недобросовестных поставщиков считать 29.03.2025 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-118 от 18.04.2023 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
11.04.2023 |
13.04.2023 |
11.04.2023 |
- |
11.04.2023 |
18.04.2023 |
18.04.2023 |
- |
21.04.2023 |
21.04.2023 |
- |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 апреля 2023 г. N РНП-59-118
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023