Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 17.04.2023 в 16:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 18.04.2023 г. с целью принятия решения.
рассмотрев обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Кунгура Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Новые коммунальные технологии" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на разработку проектно-сметной документации для реконструкции объекта Котельная "Центральная" п. Ергач, ул. Новая, 21А, разработку проектно-сметной документации для реконструкции объекта Котельная "Школьная" п. Ергач, ул. Школьная, 11 (изв. N 0156300048621000117),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300048621000117, Заказчиком проводился электронный аукцион на разработку проектно-сметной документации для реконструкции объекта Котельная "Центральная" п. Ергач, ул.Новая, 21А, разработку проектно-сметной документации для реконструкции объекта Котельная "Школьная" п. Ергач, ул. Школьная, 11. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 862 562,56 руб.
Заслушав Представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
16.08.2021 г. между Заказчиком и ООО "Новые коммунальные технологии" (далее - Подрядчик) заключен контракт N 0156300048621000117-16 на разработку проектно-сметной документации для реконструкции объекта Котельная "Центральная" п. Ергач, ул. Новая, 21А, разработка проектно-сметной документации для реконструкции объекта Котельная "Школьная" п. Ергач, ул. Школьная, 11.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 30.03.2023 г. Заказчиком было принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектно-сметной документации для реконструкции объекта Котельная "Центральная" п. Ергач, ул.Новая,21А, разработку проектно-сметной документации для реконструкции объекта Котельная "Школьная" п. Ергач, ул. Школьная, 11 (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Результатом выполненных работ является разработанная в соответствии с условиями Контракта, Технического задания (Приложение N 1 к настоящему Контракту),Расчета цены контракта (Приложение N 2 к настоящему Контракту) и иными приложениями к Контракту, проектно-сметная документация для реконструкции объекта: Котельная "Центральная" п.Ергач, ул.Новая,21А,и проектно-сметная документация для реконструкции объекта: Котельная "Школьная" п. Ергач, ул. Школьная, 11 (далее - проектная документация), получившая в установленном законом порядке положительное заключение государственной экспертизы. Разработанная проектная документация должна соответствовать требованиям Градостроительного кодекса РФ, требованиям Постановления правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", критериям, установленным Постановлением правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации", техническим регламентам, санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности и иным нормативным актам, а также требованиям настоящего Контракта.
1.3. Объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ, требования к результату работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок выполнения работ: 115 дней с момента заключения контракта, в соответствии с техническим заданием.
Заказчик вправе:
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В силу ст. 717 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя.
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. если в ходе исполнения Контракта информация о Подрядчике, в том числе учредителе Подрядчика, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа Подрядчика, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
7.4.2. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.4.3. Подрядчик в течение 10 календарных дней с даты заключения Контракта не приступил к выполнению работ, что окончание выполнения работ к согласованному сторонами сроку становится явно невозможным;
7.4.4. неоднократное допущение нарушений обязательств, предусмотренных Контрактом, Техническим заданием, или их не устранение при направлении Заказчиком соответствующего требования;
7.4.5. нарушение сроков сдачи результатов выполненных работ, предусмотренных требованиями Технического задания, более чем на 10 календарных дней;
7.4.6. иные обстоятельства, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 30.03.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.04.2023 г. Информация об ООО "Новые коммунальные технологии" направлена в адрес Пермского УФАС России 11.04.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Подрядчик неоднократно допустил нарушение обязательств, предусмотренных контрактом, Техническим заданием, а также нарушил сроки сдачи результатов выполненных работ, предусмотренных требованиями Технического задания.
Также в материалах одностороннего отказа Заказчик обращает внимание на то, что направленная 14.03.2023 г. в адрес Заказчика проектная документация, имеет грубые недостатки и не соответствует условиям контракта.
Кроме того, в материалах одностороннего отказа указано, что у Подрядчика отсутствовало положительное заключение государственной проектной документации, установленное п. 25 технического задания.
В отношении принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Подрядчик пояснил, что проектно-сметная документация после отказа в приемке данной документации, была скорректирована с учетом поступивших замечаний и передана Заказчику в полном объёме.
Кроме того, ООО "Новые коммунальные технологии" сообщает, что Обществом также получено положительное заключение государственной экспертизы, что свидетельствует о возможности использовать проектно-сметную документацию по назначению.
Так, в адрес Комиссии была представлена переписка между сторонами, подписанные акты прохождения государственной экспертизы от 07.11.2022 и от 14.11.2022, а также акт приема-передачи проектной документации от 20.12.2022.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия полагает, что в действиях ООО "Новые коммунальные технологии" отсутствовало недобросовестное поведение или злонамеренное уклонение от исполнения контракта.
Комиссия отмечает, что совокупность действий Подрядчика была направлена на добросовестное исполнение обязательств по Контракту.
При помощи использования функционала ЕИС, Комиссией установлено также, что ООО "Новые коммунальные технологии" исполнен 41 Контракт за период с 2014 г. Следовательно, ООО "Новые коммунальные технологии" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно порядка исполнения контракта.
Указанные споры носят гражданско-правовой характер, и решаются судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Новые коммунальные технологии" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Новые коммунальные технологии" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 апреля 2023 г. N РНП-59-119
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023