Комиссия Красноярского УФАС России рассмотрению обращений о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - М.А. Грицай, заместитель начальника отдела, М.А. Косенко, специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБПОУ "Ачинский педагогический колледж" (далее - заказчик) о внесении сведений об ООО ЧОО "Илир-24" (ИНН - 2461029990) (далее - исполнитель, общество) в реестр недобросовестных поставщиков, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о внесении сведений об ООО ЧОО "Илир-24" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом общества от исполнения контракта N 0119200000122015935 от 29.11.2022, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона ЭА-N-17136/22 "Услуги охраны", номер извещения 0119200000122015935 (далее - электронный аукцион).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ООО ЧОО "Илир-24" условий такого контракта.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты, указанным в единой информационной системе (далее - ЕИС) заказчика и Общества было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в которой содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, Комиссией Красноярского УФАС России 18.04.2023 в 11 часов 30 минут (по местному времени) было рассмотрено по существу обращение заказчика и представленные им и обществом документы в присутствии представителя заказчика, надлежащим образом подтвердившего свои полномочия. Общество участие своего представителя в рассмотрении обращения не обеспечило.
От общества в адрес Красноярского УФАС России поступили пояснения о причинах неисполнения контракта и принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Из обращения заказчика следует, что между КГБПОУ "Ачинский педагогический колледж" и ООО ЧОО "Илир-24" по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт N 0119200000122015935 от 29.11.2022 "Услуги охраны". Обществом было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства, а также положений Постановления Правительства РФ N 878 информация об ООО ЧОО "Илир-24" направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, обществом и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона. По результатам проведения электронного аукциона между заказчиком и ООО ЧОО "Илир-24" заключен контракт на оказание услуг по осуществлению охраны.
Комиссией установлено, что Исполнитель взял на себя обязательство оказать услуги охраны помещений заказчика, указанных в контракте.
В соответствии с пунктом 1.1.1.1 контракта Исполнитель принял на себя обязательства оказывать следующие охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - услуги) в срок, предусмотренный контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к контракту).
В соответствии с пунктом 1.2 контракта сроки оказания услуг: с "01" января 2023 года по "30" июня 2023 года.
Согласно пункту 1.4 контракта с момента начала оказания услуг Стороны подписывают Акт принятия объекта(ов) под охрану по форме, согласованной Сторонами (приложение N 3 к настоящему контракту), а с момента окончания срока оказания данных услуг - Акт о снятии охраны по форме, согласованной Сторонами (приложение N 4 к настоящему контракту).
В соответствии с пунктом 2.1.2. контракта исполнитель обязан по окончании календарного месяца в течение 5 (пяти) рабочих дней предоставлять Заказчику по форме, согласованной Сторонами, Акт сдачи-приемки оказанных услуг (приложение N 5 к контракту).
Согласно пункту 11.4 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8-25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям заказчика, на момент расторжения Контракта по инициативе исполнителя, услуги по охране так и не были оказаны.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что в силу требований статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно документам и сведениям, представленным заказчиком и обществом в адрес Комиссии, были установлены следующие обстоятельства.
На протяжении действия рассматриваемого контракта между обществом и исполнителем велась обширная деловая переписка, суть которой заключалась в запросе со стороны исполнителя документов, необходимых для исполнения условий контракта. В ответ на указанные запросы заказчиком в адрес исполнителя был предоставлен полный объем информации и сведений, которые позволяли исполнителю начать оказывать предусмотренные контрактом услуги.
Подтверждением данному факту служат представленные на рассмотрение Комиссии скриншоты с электронной почты заказчика, подтверждающие направление документов и сведений в адрес исполнителя для осуществления им действий для своевременного исполнения условий контракта.
Таким образом, Комиссия установила, что со стороны заказчика были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий контракта.
Обществом были заявлены доводы, относительно причин, послуживших неисполнению условий контракта, а также послуживших принятию исполнителем решения об одностороннем отказе от исполнения условий контракта. Оценив, указанные доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Довод исполнителя о том, что заказчиком лишь 28.12.2022 были представлены сведения для разработки должностной инструкции охранника, в связи с чем общество было лишено возможности начать оказание услуг с 01.01.2023 не может быть принят Комиссией в качестве подтверждающего добросовестность общества, поскольку даже по состоянию на 24.01.2023 услуги охраны так и не были оказаны. Вместе с тем как следует из пояснений заказчика, 20.01.2023 должностная инструкция охранника все же была согласована и утверждена. Указанный факт подтверждается в том числе пояснениями общества.
В соответствии с пунктом 4 Приказом Росгвардии от 19.10.2020 N 419 один экземпляр должностной инструкции направляется в территориальный орган Росгвардии по месту нахождения соответствующего объекта охраны в сроки, установленные для уведомления частной охранной организацией территориальных органов Росгвардии о начале оказания охранных услуг.
Однако, как следует из письма (исх.N 7095-7/34-269 от 14.04.2023), представленного на рассмотрение Комиссии заказчиком от отделения лицензионно-разрешительной работы г. Ачинска Управления Росгвардии по Красноярскому краю, от ООО ЧОО "Илир-24" уведомление о начале оказания охранных услуг на объекте заказчика, а также должностная инструкция частного охранника не поступали. Указанное свидетельствует о том, что общество не имело намерений оказывать услуги, предусмотренные контрактом и не осуществляло действий, направленных на оказание услуг.
Указание общества на то, что по итогу обследования технических средств охраны заказчика исполнителем было установлено, что имеется необходимость осуществления пультовой охраны 6 объектов вместо одного, Комиссией также не может быть признан состоятельным, поскольку, принимая участие в закупке исполнитель был ознакомлен с техническим заданием, являющимся приложением к контракту, в котором указаны объекты, охрану которых необходимо было осуществлять. Из чего Комиссия делает вывод о том, что фактически из содержания технического задания следует, что исполнителю необходимо было осуществить охрану нескольких учебных корпусов, относящихся к КГБПОУ "Ачинский педагогический колледж".
Кроме того, территория заказчика не является закрытой, следовательно, у общества имелась возможность заблаговременно осуществить осмотр объектов заказчика для принятия решения об участии в закупке. Вместе с тем обществом была подана заявка на участие в электронном аукционе, положения извещения обжалованы не были в установленный Законом о контрактной системе срок. Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что общество рассчитывало свои трудовые и финансовые ресурсы для оказания услуг по контракту.
Кроме того, даже в случае если указанный факт имел место быть, а именно установление обществом большего объема работы, чем оно предполагало, то прибытие сотрудников исполнителя на объект охраны заказчика лишь 25.01.2023, в то время как охранные услуги необходимо было осуществлять уже с 01.01.2023, свидетельствует лишь о том, что поведение общества является недобросовестным, поскольку у исполнителя отсутствовали препятствия к доступу на объект. Доказательств обратного исполнителем представлено не было.
При этом, если бы общество заблаговременно предприняло меры по осмотру объектов заказчика, то во-первых, мог быть своевременно решен вопрос о внесении изменений в контракт путем заключения дополнительного соглашения, либо контракт мог быть расторгнут на начальном этапе его действия, что позволило бы заказчику удовлетворить свою потребность путем заключения контракта с единственным поставщиком и не предпринимать экстренные меры по организации охраны корпусов собственными силами. Однако, Комиссия отмечает, что в сложившейся ситуации в результате недобросовестного поведения общества у заказчика отсутствовала возможность при наличии действующего контракта с ООО ЧОО "Илир-24" обязательства по которому обществом не исполнялись, заключить иной контракт направленный на удовлетворение существующей потребности.
В своих пояснениях общество ссылается на неисполнение заказчиком требований, предусмотренных контрактом. Указанное послужило основанием для принятия исполнителем 17.03.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что при рассмотрении обращения о внесении сведений об ООО ЧОО "Илир-24" в реестр недобросовестных поставщиков, оценивался порядок соблюдения условий расторжения контракта во взаимосвязи с фактическим поведением заказчика и исполнителя.
Комиссией установлено, что контракт в пункте 11.4 содержит возможность расторжения контракта в связи с односторонним отказом общества от исполнения контракта в случае существенного нарушения контракта одной из сторон.
В связи с ненадлежащим, по мнению общества, исполнением заказчиком обязательств со своей стороны по контракту обществом 17.03.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно информации, размещенной в единой информационной системе, решение обществом размещено 17.03.2023. Следовательно, датой надлежащего уведомления является 17.03.2023. Контракт считается расторгнутым 28.03.2023.
Комиссия пришла к выводу, что процедура расторжения контракта обществом соблюдена.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу ненадлежащего исполнения условий контракта заказчиком. Комиссия, проанализировав документы и сведения, имеющиеся в материалах обращения, приходит к выводу о том, что со стороны заказчика отсутствуют нарушения существенных условий контракта.
При этом со стороны исполнителя условия контракта исполнялись ненадлежащим образом, а именно так и не была организована охрана объекта, который является учебным заведением.
Комиссия отмечает, что объекты заказчика являются социально значимыми, учитывая всю серьезность последствий, общество своими действиями фактически создало неблагоприятную, опасную ситуацию, при которой учебные корпуса, общежития образовательного учреждения с постоянным потоком лиц, проходящих обучение, остались без охраны.
Комиссия также обращает внимание на то, что имеющиеся в материалах обращения документы и сведения указывают лишь на тот факт, что между сторонами велась деловая переписка, при этом исполнитель так не приступил к оказанию охранных услуг. Обществом также не были представлены доказательства того, что неисполнение условий контракта произошло по объективным причинам, не зависящим от общества.
При принятии решения Комиссия также руководствовалась Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что обществом были совершены активные действия, направленные на исполнение условий контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении условий контракта общество Комиссии не представило.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (ред. от 31.10.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что, принимая участие в закупке ООО ЧОО "Илир-24" представило ценовое предложение на 61% ниже НМЦК, что свидетельствует о том, что указанный участник рынка имеет своей целью не исполнение контракта, а получение как можно большего количества контрактов, без осуществления их надлежащего исполнения. Указанный вывод Комиссией был сделан, в том числе на основании того, что Красноярским УФАС России неоднократно рассматривались обращения различных заказчиков с просьбами о включении сведений об ООО ЧОО "Илир-24" в реестр недобросовестных поставщиков, при рассмотрении которых было установлено, что ООО ЧОО "Илир-24" выбирало аналогичную тактику поведения, а именно вело продолжительную деловую переписку без непосредственного оказания услуг по заключенным контрактам. Однако указанное поведение участников гражданских правоотношений недопустимо в принципе, а особенно, в случаях, когда от таких правоотношений зависит безопасность жизни и здоровья граждан Российской Федерации, в том числе несовершеннолетних граждан.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ООО ЧОО "Илир-24" (ИНН 2461029990) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.03.23 |
31.03.23 |
12.04.23 |
12 |
12.04.23 |
19.04.23 |
18.04.23 |
0 |
21.04.23 |
21.04.23 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде Красноярского края в течение трех месяцев с даты принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
М.А. Косенко |
|
М.А. Грицай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 апреля 2023 г. N РНП 024/10/104-996/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023