Дата оглашения решения: 13 апреля 2023 года город Иваново
Дата изготовления решения: 18 апреля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Клюшкина А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; Долакидзе Г.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
ООО "Кардиолаборатория" (далее - Заявитель, Общество) - Сучилкина Сергея Владимировича (доверенность от 10.04.2023),
ООО "Динамическое развитие" - Левитина Виктора Александровича (решение N2/2022 от 08.03.2023), Ялунера Михаила Григорьевича (доверенность от 26.08.2022),
ФГБУЗ "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" (Организатор закупки) - Кочеткова Андрея Геннадьевича (доверенность N75 от 11.04.2023),
в отсутствие представителей ФБУЗ МСЧ N32 ФМБА России, ФГБУЗ МСЧ N98 ФМБА России, ФГБУЗ КБ N51 ФМБА России, ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России, ФГБУЗ ЦМСЧ N94 ФМБА России, ФГБУЗ СМЦ ФМБА России, ФГБУЗ ЦМСЧ N119 ФМБА России, ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России, ФГБУЗ КБ N8 ФМБА России, ФГБУЗ ЦМСЧ N15 ФМБА России, ФГБУЗ МСЧ N72 ФМБА России, ФГБУЗ МСЧ N164 ФМБА России, ФГБУЗ МСЧ N135 ФМБА России, ФГБУЗ ЦМСЧ N120 ФМБА России, Борской больницы филиала ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, ФГБУЗ МСЧ N57 ФМБА России, ФГБУЗ МСЧ N118 ФМБА России, ФГБУЗ МСЧ N154 ФМБА России, ФГБУЗ МСЧ N125 ФМБА России (указанные лица были уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),
рассмотрев жалобу ООО "Кардиолаборатория" на действия ФГБУЗ "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (регистратор/анализатор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга) (номер извещения 0333100000323000023) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
07.04.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Кардиолаборатория" на действия ФГБУЗ "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (регистратор/анализатор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга) (номер извещения 0333100000323000023).
В своей жалобе Заявитель указал, что проектом контракта извещения о закупке предусмотрены работы по монтажу поставленного медицинского оборудования. Указанные работы являются лицензируемым видом деятельности. При этом в извещении о закупке не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий.
ФГБУЗ "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" в своих возражениях с доводами жалобы не согласилось и просило признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев представленные ООО "Кардиолаборатория", ФГБУЗ "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства", АО "ЕЭТП" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
29.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение 0333100000323000023 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (регистратор/анализатор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга). 31.03.2023 и 03.04.2023 в извещение о проведении закупки были внесены изменения.
В соответствии с измененным извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:
- начальная (максимальная) цена контракта - 8 772 040 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок - 07.04.2023 07:00;
- дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 07.04.2023;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 10.04.2023;
- в соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 07.04.2023 NЦПА1 от участников закупки поступили следующие ценовые предложения:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Дата и время подачи заявки |
Сумма предложения |
Валюта |
Идентификационный номер заявки |
Снижение, % |
1 |
Участник N1 |
07.04.2023 09:02:23 |
05.04.2023 13:40:28 |
8 640 459,40 |
RUR |
Заявка N1 |
1,5% |
2 |
Участник N2 |
07.04.2023 09:02:00 |
06.04.2023 15:06:14 |
8 684 319,60 |
RUR |
Заявка N2 |
1% |
- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2023 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке было подано 2 заявки. Заявка участников закупки с идентификационным номером 2 была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещения о закупке. Заявка участника с идентификационным номером 1 была отклонена на основании п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878 в связи с предложением в составе заявки иностранного товара. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
П. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N2129, лицензируемая деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий представляет собой периодическое и внеплановое техническое диагностирование, восстановление работоспособности, монтаж и наладку медицинских изделий из групп по классам потенциального риска применения, предусмотренных приложением N1 к настоящему Положению, для которых указанные работы предусмотрены нормативной, технической или эксплуатационной документацией производителя.
В случае если для медицинского изделия не предусмотрены нормативной, технической или эксплуатационной документацией производителя действия по его периодическому и внеплановому техническому обслуживанию, техническому диагностированию, восстановлению работоспособности, монтажу и наладке или медицинское изделие не может быть отнесено ни к одной из групп медицинских изделий по классам потенциального риска применения, предусмотренных приложением N1 к настоящему Положению, деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий не подлежит лицензированию.
В п. 1.1 проекта контракта указано, что Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку медицинских изделий в соответствии со Спецификацией (приложение N1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное оборудование и надлежащим образам оказанные Услуги.
Таким образом, извещением о закупке объединены в один лот поставка медицинского оборудования и монтаж, наладка такого оборудования.
Вместе с тем, требование о наличии лицензии непосредственно у участника закупки в отношении предмета закупки, состоящего из нелицензируемого и лицензируемого вида деятельности, является избыточным обременением участников закупки, которое может приводить к сокращению количества участников закупки и ограничению конкуренции, в связи с тем, что хозяйствующие субъекты без лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий не смогут участвовать в закупках при объективной возможности поставить медицинское оборудование и привлечь обладающего соответствующей лицензией соисполнителя для выполнения работы (услуги) по монтажу и наладке медицинского оборудования.
Ответственность за достижение требуемого качества, надежности и безопасности по общему правилу несет именно участник закупки, с которым был заключен государственный контракт, а не соисполнитель, привлеченный для оказания определенных услуг по контракту.
Таким образом, в случае объединения в один предмет закупки поставки медицинского оборудования с выполнением сопутствующих работ (услуг), подлежащих лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании, таких как монтаж и наладка медицинского оборудования, установление требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по выполнению (оказанию) работ (услуг), подлежащих лицензированию, в составе заявки на участие в закупке неправомерно.
При этом, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии на лицензируемый вид работ (услуг) у подрядчика (исполнителя) данных работ (услуг) на этапе их выполнения (оказания) по контракту. Кроме того, для выполнения (оказания) указанных сопутствующих работ (услуг) подрядчик (исполнитель) вправе привлечь субподрядчика, имеющего лицензию на данный вид деятельности.
Вышеуказанная позиция также изложена в "Обзоре разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2021 года)" подготовленном управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России.
Кроме того, в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Согласно п. 7.1 проекта контракта извещения о проведении электронного аукциона услуги выполняются Поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей.
Согласно возражениям на жалобу Организатора закупки, а также пояснениям его представителя, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, предметом контракта выступает поставка товара, а оказание услуг являются сопутствующими услугами. Требование о наличии вышеуказанной лицензии не установлено, поскольку оно является избыточным обременением участников закупки, которое может привести к сокращению количества участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС приходит к выводу об отсутствии нарушения в действиях Организатора закупки, поскольку в рассматриваемом случае работы по монтажу медицинского оборудования являются сопутствующими и могут быть исполнены субподрядчиком, обладающим вышеуказанной лицензией. Установление в извещении о закупке требования о наличии лицензии по соответствующим лицензируемым видам деятельности может привести к ограничению потенциального круга участников закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Кардиолаборатория" на действия ФГБУЗ "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (регистратор/анализатор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга) (номер извещения 0333100000323000023) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ А.О. Клюшкин
_______________________________ Г.П. Долакидзе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 18 апреля 2023 г. N 037/06/31-213/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023