Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- врио руководителя Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта ОКЗ Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда ОКЗ Кировского УФАС России;
В присутствии:
- представителя ИП, по доверенности,
рассмотрев материалы департамента городского хозяйства администрации г. Кирова (далее - Заказчик), о включении сведений об ИП (далее - Поставщик, ИП) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
07.04.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещены материалы департамента городского хозяйства администрации г. Кирова о включении сведений об ИП в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта от 16.03.2023 N 0140300040823000117 на поставку (передачу) жилого помещения в собственность муниципального образования "Город Киров" (номер извещения 0140300040823000117).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 13.04.2023 года. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что в рамках заключенного Контракта Поставщик предложил к поставке жилое помещение, не соответствующее условиям Контракта, в связи с чем, 27.03.2023 года Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
От ИП поступили документы и объяснения, в которых отмечено, что ИП были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта.
Сообщает, что в заявке на участие в электронном аукционе ИП была приложена выписка ЕГРН от 13.01.2023 года на квартиру по адресу: г. Киров, ул. Энтузиастов. дом 52а, кв. 101, кадастровый номер: 43:40:000150:786, актуальная на дату составления, а также технический паспорт жилого помещения на указанную квартиру, составленный по состоянию на 22.02.2023 г. с учётом перепланировки.
Технический паспорт был подготовлен Приуральским филиалом ППК "Роскадастр" Отделение по Кировской области.
09.02.2023 года ИП была подготовлена проектная документация на перепланировку жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Согласование перепланировки жилого помещения осуществлялось с 14.02.2023 г., в том числе в период подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Кроме того, до подписания Контракта, 14.03.2023 г. департаментом городского хозяйства администрации г. Кирова было выдано решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения N 19182, согласно которому Заказчиком дано согласие на перепланировку указанной квартиры в соответствии с представленной проектной документацией.
15.03.2023 г. через территориальный отдел МФЦ был сдан комплект документов для выдачи акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования в администрации города, что подтверждается распиской о приеме документов по делу N 23/2500-8810 от 15.03.2023 г.
Пояснил, что не согласен с принятым решением Заказчика, в связи с чем, 11.04.2023 г. ИП подано исковое заявление в Арбитражный суд Кировской области о признании указанного решения незаконным (дело N А28-4258/2023). Просит не включать сведения об ИП в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы Заказчика, Поставщика, заслушав пояснения сторон, комиссия пришла к следующим выводам.
17.02.2023 года на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено извещение N 0140300040823000117 о проведении электронного аукциона на поставку (передачу) жилого помещения в собственность муниципального образования "Город Киров". Начальная (максимальная) цена контракта - 4 600 000,00 руб. Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.02.2023 г. ИП признан победителем аукциона с ценой Контракта 4 255 000,00 руб.
Из представленных материалов следует, что ИП принимала участие в электронном аукционе в интересах "_", являющейся собственником указанного жилого помещения на основании доверенности N 43 АА 1680001 от 31.01.2023 г., а также на основании агентского договора по продаже недвижимости от 31.01.2023 г.
16.03.2023 года между Заказчиком и ИП заключен муниципальный контракт
N 0140300040823000117 на поставку (передачу) жилого помещения в собственность муниципального образования "Город Киров" (далее - Контракт).
В соответствии с техническим заданием (описание объекта закупки) к поставке (приобретению) требовалась отдельная трехкомнатная квартира (кухня отдельным помещением), общей площадью жилого помещения не менее 56 кв.м., с описанием требований (функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, единицы измерения).
Согласно п. 1.1 Контракта Поставщик (Продавец) обязуется поставить (передать) жилое помещение в собственность муниципального образования "Город Киров" (далее - поставка товара), а Заказчик (Покупатель) обязуется приобрести (принять и оплатить) жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры (кухня отдельным помещением), по адресу: Российская Федерация, Кировская обл., г. Киров, улица Энтузиастов, дом 52а (пятьдесят два "а"), квартира 101 (сто один), кадастровый номер: 43:40:000150:786, именуемое далее - Жилое помещение.
Согласно п. 1.2. Контракта жилое помещение расположено на 12 (двенадцатом) этаже 18 (восемнадцати) этажного панельного жилого дома, 2021 года постройки. Общая площадь Жилого помещения 59,1 (пятьдесят девять целых и одна десятая) кв.м, в том числе жилая площадь 34,0 (тридцать четыре целых) кв.м.
Согласно п. 1.3. Контракта Жилое помещение принадлежит на праве собственности на основании Договора купли-продажи объекта недвижимого имущества от 10 января 2023 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13 января 2023 года сделана запись регистрации N 43:40:000150:786-43/079/2023-11.
Согласно п. 1.10. Контракта срок поставки (приобретения) Жилого помещения: в течении 15 (пятнадцати) календарных дней со дня, следующего за днем заключения муниципального контракта.
Согласно п. 12.2. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
14.03.2023 г. Заказчиком выдано решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения N 19182 (далее Решение о перепланировке).
Согласно п. 1. указанного Решения о перепланировке Заказчиком дано согласие на перепланировку квартиры N101 по улице Энтузиастов, д. 52а, города Кирова в соответствии с представленной проектной документацией.
В акте от 27.03.2023 года Заказчик зафиксировал, что в рамках подготовки к организации осмотра жилого помещения предлагаемое к поставке жилое помещение по адресу: Российская Федерация, Кировская обл., г. Киров, улица Энтузиастов, дом 52а, установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 23.03.2023 г. указанное жилое помещение является двухкомнатной квартирой, что не соответствует условиям технического задания, согласно которому приобретению подлежит трехкомнатная квартира.
27.03.2023 г. Заказчиком в адрес собственника жилого помещения направлено уведомление об отказе в подготовке акта приемочной комиссии по следующим основаниям:
- выполненная перепланировка не соответствует проектной документации ООО "Центр-Проект", а именно перегородки в квартире возведены из пазогребневых гипсовых плит вместо гипсокартонных листов, предусмотренных проектом;
- не представлен технический паспорт, отражающий фактические размеры квартиры после планировки, а именно приемочной комиссией установлено, что длина жилой комнаты с учетным номером 10 по внутренней части наружной стены составляет 3.05 метра, комнаты с учетным номером 6 по внутренней части наружной стены 3.35 метра.
В связи с выявленным несоответствием предлагаемого к поставке жилого помещения условиям технического задания Контракта, Заказчиком 27.03.2023 г. на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.2 Контракта, было принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения срока поставки товара.
Согласно п. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Поставщиком 27.03.2023 г. в 16 час. 17 мин.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика является 27.03.2023 года.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 07.04.2023 года (согласно информации ЕИС).
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 07.04.2023 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Пунктом 11 Порядка ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
Согласно п.п. а) п. 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При рассмотрении материалов РНП Поставщик обязан представить доказательства, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При рассмотрении материалов РНП представитель ИП пояснил, что с его стороны предпринимались все возможные действия для исполнения Контракта, однако, принятое Заказчиком по формальным основаниям решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, не позволило ИП его исполнить. Так, Поставщик при исполнении спорного Контракта:
- в материалы дела представил подготовленную проектную документацию на перепланировку квартиры N 101 по адресу: г. Киров, ул. Энтузиастов, д. 52а из двухкомнатной квартиры в трехкомнатную.
- 14.02.2023 г. через региональный отдел МФЦ сдал комплект документов для согласования перепланировки в администрацию города Кирова, что подтверждается распиской о приеме документов по делу N 23/2500-5077;
- 14.03.2023 г. (до подписания Контракта) получил разрешение от Заказчика о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения N 19182;
- 15.03.2023 г. через региональный отдел МФЦ сдал комплект документов для выдачи акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования в администрацию города Кирова, что подтверждается распиской о приеме документов по делу N 23/2500-8810 от 15.03.2023 г.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения Поставщика, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ИП в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные департаментом городского хозяйства администрации г. Кирова в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта от 16.03.2023 г. N 0140300040823000117 на поставку (передачу) жилого помещения в собственность муниципального образования "Город Киров" (номер извещения 0140300040823000117), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 13 апреля 2023 г. N 043/10/104-351/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023