Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
При участии посредством ВКС:
представителя КОГКБУЗ "Кировская клиническая офтальмологическая больница", по доверенности;
представителя ООО "КХФ", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "КХФ", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
10.04.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "КХФ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКБУЗ Кировская клиническая офтальмологическая больница" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих салфеток (извещение N 0340200003323004026).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком неправомерно указаны дополнительные требования к характеристикам товара без надлежащего обоснования необходимости таких характеристик, что влечет ограничение количества участников закупки в связи с отсутствием товара с указанными характеристиками.
Рассмотрение жалобы назначено на 14.04.2023 г., откладывалось на 17.04.2023 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, сообщил, дополнительные характеристики, установленные на основании СанПиН, все медицинские организации должны быть обеспечены дезинфицирующими средствами различного назначения. По 1 позиции для дезинфекции поверхностей офтальмологического оборудования (щелевая лампа, томограф) согласно инструкциям используется этиловый спирт (Руководство по эксплуатации прибора для определения параметров глаза LENSTAR LS 900). Кроме того, из всех спиртов этиловый спирт является менее токсичным, Заказчик использует данные салфетками для обработки офтальмологического оборудования, поверхности которого близко расположены к верхним дыхательным путям пациентов. Содержание в салфетках ЧАС (четвертичные аммониевые соединения) обеспечивает моющее действие). Оптимальное количество ЧАС установлено в ходе апробации, увеличение количества ЧАС ведет к мылкости и разводам, на поверхности образуется пленка, а очень низкое содержание ЧАС не несет в себе моющего эффекта. Точный показатель размера салфеток, удобен для использования (185 мм* 135 мм). Дезинфицирующие средства, не содержащие спирт, используются для санитарной обработки кожных покровов пациентов (пункт 3454 СанПиН 3.3686-21, пункт 3455 СанПиН 3.3686-21). По позиции 2 пунктом 3456 СанПиН 3.3686-21 определено, что всю поверхность тела, либо отдельный участок кожи протирают салфеткой или тампоном, смоченным кожным антисептиком либо готовой к применению салфеткой, пропитанной кожным антисептиком. Для дезинфекции глюкометров, согласно инструкции к глюкометрам, дезинфицирующие средства не должны содержать спирт. Пунктом 3590 СанПиН 3.3686-21 указано, что способом протирания дезинфицируют профессиональные ("многопользовательские", "госпитальные") глюкометры для экспресс- мониторинга уровня глюкозы в крови, предназначенные для применения у разных пациентов. Дезинфекцию способом протирания допускается применять для тех медицинских изделий, которые не соприкасаются непосредственно с пациентом или конструкционные особенности, которых не позволяют применять способ погружения. По позиции 3 выбор режимов дезинфекции проводят по наиболее устойчивым микроорганизмам - между вирусами или грибами рода Кандида (в туберкулезных медицинских организациях - по микобактериям туберкулеза); в микологических стационарах (кабинетах) - по режимам, эффективным в отношении грибов рода Трихофитон. Для дезинфекции изделий и объектов, контаминированных CI. difficile, возбудителями газовой анаэробной инфекцией и другими спорообразующими бактериями, а также при работе с этими возбудителями, применяют спороцидные средства. Включил дополнительные характеристики, ввиду плотности материала, из которого изготовлены салфетки. Салфетки с данной плотностью устраивают потребности Заказчика по качеству обработки. Дезинфицирующие средства с данными характеристиками официально зарегистрированы, и Заказчиком используются. Содержание молочной кислоты в составе дезинфицирующего средства обеспечивает, прежде всего, нормализацию Ph раствора, тем самым снижая щелочность препарата. Данные дезинфицирующие салфетки тестированы на микобактерии туберкулеза, в соответствии с инструкцией N 65/19. Просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
27.03.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323004026 о проведении электронного аукциона поставку дезинфицирующих салфеток. Заказчиком в извещении указан КТРУ - 20.20.14.000-00000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 542 185,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки), требуется поставить "салфетки дезинфицирующие":
- по позиции 1, в том числе, со следующими характеристиками: "Средство содержит комплекс ЧАС: алкилдиметилбензиламмоний хлорид и дидецилдиметиламмоний хлорид, % суммарно" - "Не менее 0,2 и не более 0,25", "Массовая доля этилового спирта (этанола), %" - "Не менее 65", "Размер салфетки: длина 185 мм х ширина 135 мм".
- по позиции 2: "Средство содержит ЧАС (дидецилметил(оксиэтил)аммоний пропионат), 0,65%.", "Размер салфетки: длина 185 мм х ширина 135 мм.".
- по позиции 3: "Плотность дезинфицирующего раствора, г/м" - "Не менее 35", "Средство содержит молочную кислоту, %" - "Не менее 0.1", "Средство не содержит спирты, амины, хлоргексидин, альдегиды".
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно коду по КТРУ 20.20.14.000-00000007 "Средство дезинфицирующее" в описание объекта товара включены следующие обязательные для применения характеристики - "Количество штук в упаковке", "Форма выпуска". Указанная позиция не содержит запрета на включение дополнительных характеристик.
Правилами и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Таким образом, Заказчик вправе определить в извещении о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности.
Техническое задание содержит обоснование включения дополнительных характеристик, а именно: "Дополнительные характеристики обоснованы необходимостью обеспечения потребности Заказчика", содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на рассмотрение жалобы Заказчиком, в подтверждение наличия товара по позиции 3 с требуемыми характеристиками, представлена инструкция по применению на "Дезинфицирующие салфетки "Ремедин" N 65/19.
Согласно п. 1.1. Инструкции средство дезинфицирующее "Дезинфицирующие салфетки "Ремедин"" (далее по тексту - салфетки) представляет собой готовые к использованию безворсовые салфетки однократного применения из нетканого материала белого цвета, пропитанные дезинфицирующим раствором с запахом спирта и/или применяемой отдушки. Пропиточным раствором салфеток является средство дезинфицирующее "Ремедин спрей", зарегистрированное в установленном порядке, представляющее собой прозрачную жидкость от бесцветного до светло-желтого цвета с запахом спирта и/или применяемой отдушки. В качестве действующих веществ содержит: изопропиловый спирт - 31%, комплекс ЧАС - 0,5%, комплекс производных гуанидина - 0,05%, молочную кислоту - 0,1%, а также вспомогательные компоненты (неионогенные ПАВ, усиливающие добавки и др.).
При этом, согласно техническому заданию по данной позиции требуются салфетки, не содержащие спирт. Представитель Заказчика сообщил об ошибке, допущенной в техническом задании. Кроме того, документы, подтверждающие наличие товара, соответствующего всей совокупности установленных Заказчиком требований к товару по позиции 3, не представил.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании товара по позиции 3, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Устранение допущенного нарушения возможно путем выдачи предписания.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "КХФ" на действия Заказчика - КОГКБУЗ Кировская клиническая офтальмологическая больница" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих салфеток (извещение N 0340200003323004026).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. Председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 17 апреля 2023 г. N 043/06/106-350/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2023